Перейти к содержанию

История городского транспорта Воронежа


Рекомендуемые сообщения

Разве "16" отправлялся от "второго столба" ? Почему-то мне кажется, что 16 отправлялся прямо с трамвайного кольца, то есть посадка осуществлялась прямо на той же остановке, перед выездом на ул Кольцовскую...

Но, за давностью лет я , конечно, могу глубоко заблуждаться, ведь память -вещь сомнительная, а записи вести мне и в голову не приходило...

 

Так, по теме:

e963528185eft.jpg 014ff4627aa7t.jpg

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Почему-то мне кажется, что 16 отправлялся прямо с трамвайного кольца, то есть посадка осуществлялась прямо на той же остановке, перед выездом на ул Кольцовскую...

 

 Около  трамвайного кольца не было удобоваримого места, от которого можно было отправляться. И потом,не совсем понятно, что означает "перед выездом на ул Кольцовскую" ?  Если что, улица Кольцовская начинается от проспекта Революции, от остановки "Коммунаров". Другими словами, после поворота около трамвайного кольца в сторону остановки "Коммунаров" улица Кольцовская продолжается. Точнее, она оттуда начинается. :)   В принципе, в первой половине 80-х 16-й, возможно, отправлялся от какого-то другого столба. Особенно это касается периода, когда этот маршрут обслуживало ПАТП-5.Этот период в истории 16-го маршрута я не очень помню Но вот в 1988-м я решил полностью проехать по этому маршруту-он тогда ходил до Гормолзавода и до ВРТТЗ немного не доезжал, и я помню, что садился именно около этого столба.  Вообще, логично-5,12,16-маршруты похожих направлений, отправлялись от одного столба. У них ведь до "Луча" был общий участок.

 

Автобус-моделька мне понравился. Но лучше, чтобы номер у него был из тех, которые действительно работали на 16-м маршруте.:)  Например  9260  ВВП или 0088  ВВО. Оба как раз  были жёлтыми.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для полноты картины добавлю, что вот здесь была конечная экспрессного маршрута 120 (Вокзал - Аэропорт).

 

https://www.google.kz/maps/@51.6791454,39.2072506,3a,44.6y,11.11h,91.05t/data=!3m6!1e1!3m4!1sEZSrHtXMTZ9IutfKfiYpEQ!2e0!7i13312!8i6656

 

В 1980-е годы он обслуживался автобусами модели ЛАЗ-695. К какому ПАТП они были приписаны и какие модели работали на маршруте до и после этого периода - уже точно не скажу. Евгений, если можете, дополните эту часть. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это ЛИАЗ я сделал одним из первых, тогда я только начинал, и в компьютере для меня номер нарисовать было большой проблемой...Видимо какой номер попался на глаза - тот и распечатал... Поменять номер сейчас - тоже не получится, этот автобус давно в Нижнем Новгороде, с горьковскими номерами и маршрутниками...

 

99e9d7d9757dt.jpg   e37ca2dc62d9t.jpg  f83657d05939t.jpg  7c5ac096d197t.jpg   c66193d3c2a4t.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Для полноты картины добавлю, что вот здесь была конечная экспрессного маршрута 120 (Вокзал - Аэропорт).

 

Ну как бы этот маршрут не относится к городским, поэтому о нём я не упоминал. Работало на этом маршруте ПАТП-3. Этот маршрут является пригородным, а таким маршрутам посвящена тема "Маршруты Воронежской области". Роман, зайдите в первое сообщение этой темы, там будет навигация, т.е., будут ссылки на рассказ о разных маршрутах, в том числе и об этом маршруте. О нём я очень и очень подробно рассказывал.  Рассказу посвящены сообщения №№ 368-370 и 372  темы  "Маршруты Воронежской области".
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На маршруте "120" эксплуатировались , в основном, ЛАЗ-695Н (его модель я пока так и не сделал :( ) , а так же во второй половине 80Х появились ЛАЗ-42021, модельку одного из этих автобусов я как раз делал:

 

761e25e9630et.jpg  b13a85263e68t.jpg  ad45ec77401ct.jpg  992f1542fd8ct.jpg     7bf9d6871addt.jpg  9db2c6da340ct.jpg   04205631eb3dt.jpg  5a9ced1bfd9ft.jpg  497c6d12025at.jpg   070fca1c5f1ft.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3057 ВВП действительно работал на 120-м маршруте. Только одно замечание. Цвет облицовки поручней салона и сидений был не белым, а кофейным.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3057 ВВП действительно работал на 120-м маршруте. Только одно замечание. Цвет облицовки поручней салона и сидений был не белым, а кофейным.

Но тут уж увы... Я в Воронеже так ни разу на ЛАЗ-42021 и не прокатился... Модель делал по этим фото с "Фотобуса" :

 

08076b1be868t.jpg  de591768403et.jpg

Изменено пользователем Armibo
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В свое время какой-то ЛАЗ-42021 ходил по маршруту 1в. Мне очень нравился этот автобус. Судя по всему, у него довольно мощный движок, потому что скорость набирал очень резво.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Судя по всему, у него довольно мощный движок, потому что скорость набирал очень резво.

 

КамАЗовский. Такой же движок был и ЛиАЗов-5256 первых модификаций, которые в 90-е годы пришли в Воронеж. Они тоже резво набирали скорость.
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Для полноты картины добавлю, что вот здесь была конечная экспрессного маршрута 120 (Вокзал - Аэропорт).

 

Ну как бы этот маршрут не относится к городским, поэтому о нём я не упоминал. Работало на этом маршруте ПАТП-3. Этот маршрут является пригородным, а таким маршрутам посвящена тема "Маршруты Воронежской области". Роман, зайдите в первое сообщение этой темы, там будет навигация, т.е., будут ссылки на рассказ о разных маршрутах, в том числе и об этом маршруте. О нём я очень и очень подробно рассказывал.  Рассказу посвящены сообщения №№ 368-370 и 372  темы  "Маршруты Воронежской области".

 

 

 

Прочитал. Аж дух перехватывает - столько деталей. Я восстановил довольно много из собственной памяти о 120-м, прочитав этот отчет. Например, вспомнил его остановку у г-цы "Воронеж" на Плехановской.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну как бы этот маршрут не относится к городским, поэтому о нём я не упоминал. Работало на этом маршруте ПАТП-3. Этот маршрут является пригородным, а таким маршрутам посвящена тема "Маршруты Воронежской области". 

 

 

На карте Воронежа 1980-го года издания (такая с желто-красной обложкой, наверняка многие помнят), из времен моего детства 120-й упоминается в числе городских маршрутов. 

 

Я помню, что тогда еще удивлялся, почему в списке автобусов после 31-го идет 120-й. Я обожал рассматривать карты и задавать взрослым вопросы, на которые у них не было ответа.  :)

 

Только теперь понимаю, что номер автобуса связан с тем, что он числился пригородным, и поэтому номер его за сто. 

 

А у меня с этими ЛАЗами связаны ностальгические детсткие воспоминания, но тогда тоже в той теме напишу. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наверняка некоторые  фото тут уже были, но думаю, что и в очередной раз они многих порадуют :

 

f0ce2f57d7bbt.jpg   88abe6eb403bt.jpg  afa74803c0e5t.jpg  e7901b17cd91t.jpg   d39ddc843175t.jpg  91420fe25586t.jpg

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати это фото:

88abe6eb403b.jpg

 

в каком году сфотографировано?

 

Дело в том когда увидел надпись: "Скоро. "Война и Мир", вспомнил школьные годы:

Был избранный день, когда должны наш класс должен были смотреть этот фильм в кинотеатре, и по этому направились к "Пролетарий", а он оказался на ремонте - пришлось добираться до кинотеатра "Дружба", куда опоздали, минут на 40. Сопровождала на показа учительница русского и литературы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эти фото я взял отсюда : https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&ved=0ahUKEwjAoY73qI7UAhVGjSwKHSY3CdUQjhwIBQ&url=http%3A%2F%2Fvisualhistory.livejournal.com%2F656467.html&psig=AFQjCNHRNZOAJAEhyOrnE46eoEukP6xX-A&ust=1495914234588685&cad=rjt 

А там написано : Несколько лет назад, благодаря своему сайту, познакомился с петербуржцем Олегом Федоровичем Будановым.

В середине 60-х он учился в Воронежском Строительном Институте и сохранил теплые чувства к нашему городу.
В 1967 году, уже после окончания института, он приезжал в Воронеж.
Вооружившись новинкой советской фотоаппаратной промышленности — панорамной камерой "Горизонт",
он гулял по городу с окрестностями и фотографировал полюбившиеся виды.

 

Следовательно : год съёмки - 1967

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 5 недель спустя...

 

 

Такой же движок был и ЛиАЗов-5256 первых модификаций, которые в 90-е годы пришли в Воронеж
а точно ли это были ЛиАЗы 5256??? В 1993 году после пожара на моторном заводе КамАЗ,и тяжёлой экономической обстановки.Ликино стало раздавать лицензию на право и налево,в Воронеже помню в начале Волжанин 5256(Волжский) такие ходили в ПАТП 5 на 2,20.кажется 43ем. в 2002 видел его красно белого на 135(?) Гор Выселки) с АКПП,вот только про движок не знаю,вроде с 1994 года поставлять стали к нам,либо ЯМЗ либо ещё ,что то.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Такой же движок был и ЛиАЗов-5256 первых модификаций, которые в 90-е годы пришли в Воронеж
а точно ли это были ЛиАЗы 5256??? В 1993 году после пожара на моторном заводе КамАЗ,и тяжёлой экономической обстановки.Ликино стало раздавать лицензию на право и налево,в Воронеже помню в начале Волжанин 5256(Волжский) такие ходили в ПАТП 5 на 2,20.кажется 43ем. в 2002 видел его красно белого на 135(?) Гор Выселки) с АКПП,вот только про движок не знаю,вроде с 1994 года поставлять стали к нам,либо ЯМЗ либо ещё ,что то.

 

  Да, и ПАТП-4 белые с жёлтыми полосками (ходили по маршрутам 11, 26) , и в ПАТП-3 оранжевые с белыми полосками (маршруты 27, 28, 6) имели над передней дверью голубенькую надпись "ВОЛЖАНИН"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

,в Воронеже помню в начале Волжанин 5256(Волжский) такие ходили в ПАТП 5 на 2,20.кажется 43ем.

 

Да, это были "Волжанины".  В ПАТП-5 было 4 таких автобуса. Все были закреплены на 2-ке. На 20-ку их  ставили редко. На 43-м ни разу не видел, хотя теоретически могли ставить, поскольку 2 и 43 маршруты были в одной колонне. Был ещё один такой ЛиАЗ, но он был в пригородной колонне и закреплён на 102-м маршруте в Семилуки.

 

 

 

в 2002 видел его красно белого на 135(?) Гор Выселки) с АКПП,вот только про движок не знаю,

 

Вот этот автобус:  http://fotobus.msk.ru/photo/208894/  Двигатель Камазовский.

 

 

 

 

и в ПАТП-3 оранжевые с белыми полосками (маршруты 27, 28, 6)

 

У этих двигатель  был не КамАЗовский. К тому же, на 6 и 28 не припоминаю такого автобуса. Были на 16 и 27. С КамАзовским двигателем в ПАТП-3 были бело-жёлтые на 6-ке и 101-м.

 

 

 

ПАТП-4 белые с жёлтыми полосками (ходили по маршрутам 11, 26

 

На 26-м такой автобус имел двигатель РАБА-МАН. Коробка-автомат.

Изменено пользователем Евгений36
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Евгений36,

 

28 не припоминаю такого автобуса
на 28э видел такого.

 

С КамАзовским двигателем в ПАТП-3 были бело-жёлтые на 6-ке и 101-м.
значит они пришли до 93?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На 28э эти автобусы попали уже в 1998-м, когда начинался развал.А вот когда они только поступили, на 28-й маршрут их не закрепляли. Раньше 93-го такие автобусы в Воронеж не приходили.Первые пришли как раз в 1993-м.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Помню, что у белого с жёлтыми полосками ВОЛЖАНИНа из ПАТП-4, который ходил по маршруту №11 был парковый № 4120 , в то время на автобусах ПАТП-4 парковые номера наносили спереди справа мелкими черными цифрами...

Изменено пользователем Armibo
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

что иногда Волжанин бывал на 31 маршруте

 

Там закреплённый был.Так что не иногда, а постоянно.:)  По крайней мере, в течение 2-3 лет.

 

 

 

довольно регулярно на 35 экспрессном. Речь идёт о 1994 - 1996 годах.

 

Это один из 4-х, которые с двигателем РАБА-МАН. Там один автобус дали 3-й колонне. В 1997-1998 он также появлялся на 35э.

Вообще, ЛиАЗы с двигателем РАБА-МАН в перекрашенном состоянии есть на Фотобусе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Продолжаю исторический экскурс по трассам советских автобусных маршрутов, и главным образом, по историческим остановкам, как конечным, так и линейным. 

Сегодня у нас на очереди автобусный маршрут № 5 "Вокзал-Острогожская". 

 

Напомню всем коллегам, что вплоть до закрытия трамвайного движения в Воронеже  существовал трамвайный маршрут № 1, также соединявший 2 вышеназванные конечные. Правда, "Вокзал" для 1-го трамвая не являлся конечной, но всё же. Но самое главное: автобусный и трамвайный маршруты между "Вокзалом" и  "Острогожской" отличались.

 

Ну а теперь перейдём  непосредственно к автобусному маршруту.На моей памяти было 3 разных варианта трассы этого маршрута. Но при всех вариантах маршрута неизменным оставался участок от Вокзала до остановки "Девицкий выезд".Вот с него и начнём. В предыдущем рассказе я подробно рассказал о конечной "Вокзал" с местом посадки на чётной стороне улицы Кольцовской. Показал и место посадки на автобус № 5. Поэтому повторяться сейчас не буду, просто хочу уточнить один момент. В прошлом рассказе я говорил, что 5-ка никогда не отстаивалась на Вокзале и не отмечалась в вокзальной диспетчерской. Вероятная причина кроется в том, что графики маршрута были составлены таким образом, что начало, окончание работы и обеденный перерыв производились на конечной "Острогожская".Но я вот  решил рассказать о маршруте в противоположной последоватеьности.

   Итак, автобус отправлялся от конечной "Вокзал" и после площади Черняховского поворачивал на улицу Мира, затем на улицу Фридриха Энгельса, где и останавливался. Остановка называлась "ул. Мира". Эта остановка действует и сейчас,на ней, в частности, останавливаются маршруты № 8 и № 58в.  А вот когда 5-ка ехала на Вокзал, то она не шла по улице Мира.Автобус после круговой развязки продолжал движение прямо-по улице Фридриха Энгельса. На пути к Вокзалу он делал остановку, которая называлась "Первомайский Сад".

 

Вот эта остановка:  https://goo.gl/maps/MiCLhraCHsA2

 

Вы можете увидеть даже остатки остановочного кармана. После этой остановки автобус продолжал движение, после  чего поворачивал на  улицу Кольцовскую в сторону Вокзала. Добавлю, что и автобус № 3 при следовании к Вокзалу после Первомайского Сада также поворачивал вот на этот участок улицы Фридриха Энгельса и через Кольцовскую выезжал к Вокзалу. Толька 3-ка останавливалась не здесь, а на остановке, расположенной на улице Феоктистова, которая действует и поныне.

 

Ну а на этой остановке при следовании к Вокзалу останавливались также автобусы №№ 12 и 16. Вообще, эти маршруты на участке от Вокзала до "Луча" совпадали с 5-кой, поэтому обзор участка "Вокзал-Девицкий выезд" можно распространить и на эти маршруты.Ну а путь от Вокзала до остановки "ул. Мира" для этих маршрутов был аналогичен пути для 5-ки, т.е. по улице Мира. 

   Итак, после остановки "улица "Мира" автобус следовал по улице Фридриха Энгельса. Местоположение следующих двух остановок совпадало с современным. Разница была лишь в том, что нынешняя остановка "Шахматный клуб" раньше называлась "улица Карла Маркса".

  Ну а затем автобусы № 5,12 и 16  проезжали автобусную конечную "ул. Ф. Энгельса". В рассказе об этой конечной я говорил, что при следовании от Вокзала автобусы этих маршрутов не останавливалась на этой конечной. Они останавливались уже за углом на улице Плехановской. Остановка была вот здесь:  https://goo.gl/maps/4rD6cq5JoGn  Вот около этого красного здания. Остановочные таблички висели на столбе. Называлась остановка "улица Никитинская".

  При следовании к Вокзалу автобусы 5, 12, 16 останавливались на остановке "Ф. Энгельса". Она сейчас действует, на ней, в частности, производится посадка на автобусы 101-го маршрута.

  Затем у трёх маршрутов шла остановка "ул. Кольцовская". При следовании от Вокзала автобусы проезжали мимо остановки около "Детского Мира", поворачивали налево на Кольцовскую и останавливались. Их остановка существует и сейчас. А вот левый поворот от "Детского Мира" на Кольцовскую уже давно запрещён. 

  При следовании к Вокзалу местоположение остановки "Кольцовская" для маршрутов 5,12,16 в разное время менялось. Остановка была то на улице Кольцовской (ныне это остановка "Галерея Чижова"), то её переносили на Плехановскую. В этом месте находится пешеходный переход и до недавнего времени тоже была остановка, которую перенесли ближе к улице  Никитинской.

Далее шла остановка "кинотеатр "Луч", после которой 12 и 16 поворачивали на 9 Января, а 5-ка шла прямо до остановки "Девицкий выезд". 

 

Вот такой был участок городских автобусных маршрутов 5,12 и 16 от Вокзала до Девицкого выезда.

 

В следующем сообщении расскажу о трёх разных вариантах 5-го маршрута на участке от Девицкого выезда до Острогожской.

Изменено пользователем Евгений36
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Надеюсь , будут и обзоры конечных и самих маршрутов электротранспорта...

 

А по автобусному маршруту №5 могу вот что сказать: год точно не укажу, ну вроде как 1993й... На "пятёрку" вышло несколько "Иарус-280" с белыми планетарными дверями... На правом лобовом стекле у них были наклейки что-то вроде "система охлаждения заправлена антифризом до -40 гр С " .

Госномера у этих Икарусов были серии "ВВФ" ... Тогда "пятёрка" ходила ещё по ул.Ворошилова-ул.Колесниченко...

Изменено пользователем Armibo
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5-ка была икарусным маршрутом (как и 12-й). На обоих маршрутах доминировали гармошки. Евгений, правильно я понимаю, что обзор моделей и обслуживающих предприятий будет позже? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

правильно я понимаю, что обзор моделей и обслуживающих предприятий будет позже? 

Уже было же.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Надеюсь , будут и обзоры конечных и самих маршрутов электротранспорта...

 

Честно говоря, надежда очень слабая))).  Я как-то не планировал делать подобный обзор для электротранспорта по одной простой причине:  ЭТ очень хорошо  описан в данной теме, её нужно просто перелопатить всю.  По крайней мере, маршруты здесь описаны хорошо, да и распределение маршрутов по депо тоже вроде бы расписано.Вообще, пользователи, которые здесь много написали по ЭТ, знают его  лучше меня. Возможно,какие-то промежуточные остановки маршрутов остались обделены обсуждением, но это не страшно. Также порекомендую Воронежскую страницу сайта "Трансфото"  (СТТС). Там есть хороший  фотоматериал,  в том числе исторический.

Скажу, что большинство исторических конечных ЭТ в настоящее время являются действующими для автобусов либо троллейбусов.

  Поэтому предлагаю поступить следующим образом. В рамках автобусных обзоров я по возможности параллельно буду показывать те конечные ЭТ, от которых уже не осталось никаких следов. Если же будут возникать вопросы, то озвучивайте, в том числе по малоизвестным остановкам. Малоизвестные остановки есть на схеме 1994 года, которая имеется на том же Трансфото, плюс в этой теме я давал на неё ссылки. Я думаю, при наличии вопросов всем сообществом разберёмся и обсудим. :)

 

 

 

А по автобусному маршруту №5 могу вот что сказать: год точно не укажу, ну вроде как 1993й... На "пятёрку" вышло несколько "Иарус-280" с белыми планетарными дверями... На правом лобовом стекле у них были наклейки что-то вроде "система охлаждения заправлена антифризом до -40 гр С " .

 

Автобусы пришли в конце декабря 1991-го, на линию вышли в начале января 1992-го. На 5-ку закрепили всего один автобус-4496 ВВФ. Ставить несколько  новых автобусов на далеко не самый загруженный маршрут было бы слишком жирно. :)  Что касается табличек про  антифриз, то  они были налеплены на всех Икарусах. Я встречал разные цифры температуры, самую низкую видел  "-51".

 

 

 

5-ка была икарусным маршрутом (как и 12-й). На обоих маршрутах доминировали гармошки

 

В отличие от 12-го,  5-ка была не на 100%  икарусным маршрутом. В 80-е-начале 90-х   на 5-ке  было взято за правило, что постоянно работал один закреплённый ЛиАЗ-677М. Последний такой был 3442 ВВС. На маршрут поставили весной 1989-го, проработал до середины 90-х.  В начале-середине 80-х на 5-ке даже какое-то время работал ЛАЗ-42021, во что, например, Мудрый Каа никак не мог поверить. :)  Ну и в 1993-м на некоторое время закрепили один из новых ЛиАЗов-5256 с двигателем РАБА-МАН.

 

 

 

Евгений, правильно я понимаю, что обзор моделей и обслуживающих предприятий будет позже? 

 

Роман, честно говоря, не совсем понял вопрос, но постараюсь на него ответить.

 

Если Вы имеете ввиду обзор предприятий и ПС на конкретном  маршруте, то в 2012 году я уже делал такие рассказы. Пользователь, написавший сообщение выше, уже дал ссылку на первую часть рассказа.  Ссылки на обе части рассказа содержатся в моём сообщении № 1872  (страница 63)   данной темы.

   Если же Вы имеете ввиду обзор именно предприятий, то его я тоже делал в 2013 году, но в теме "Воронежский автобус".  

 

Ссылки дам чуть позже, а пока продолжу обзор 5-го автобусного маршрута.

 

Итак, переходим к участку  "Девицкий выезд-Острогожская". Как я уже сказал, на этом участке мне известно 3 варианта маршрута.   Первый раз я познакомился с 5-кой в самом конце 70-х годов. Мой отец тогда работал в "Водоканалтресте", который, как и сейчас, располагается на улице Пешестрелецкой рядом с ПАТП-3.  Отец работал  на дежурствах по  скользящему графику- у него были как дневные, так и ночные смены.Так получалось, что он периодически брал меня с собой на работу, в том числе и в ночные смены. Бывал я и в центральном диспетчерском зале, в котором была схема всего города. Отдельные линии и точки подсвечивались лампами разных цветов, всё это выглядело красивым. Также мне очень нравилось смотреть из окна 2-го или 3-го этажа на территорию ПАТП-3, ведь у него с "Водоканалом" смежный забор.  Сам "Водоканал" обслуживал (я думаю, и сейчас обслуживает)   больше десятка водоподъёмных станций (ВПС), которые сосредоточены по всему городу.   На этих ВПС достаточно много электрооборудования, которое в общем-то и обеспечивает работу станции. И вот когда на какой-либо из этих станций в результате какой-то аварии электрооборудование выходило из строя и отключалось, из "Водоканала" выезжал дежурный электрик для устранения неисправности  (в отдельных случаях несколько электриков). В те смены, когда дежурил мой отец, таким электриком был он.  И если я в этот момент был у него на работе, то я тоже ехал с ним. Ездили мы на автомобиле ГАЗ с будкой, на которой была надпись   "Аварийная-Водопровод".  И вот как-то пришёл вызов   с   ВПС № 6. Она находится на улице Острогожской  между конечной  "Острогожская" и Ближними Садами. Если ехать из города, то ВПС будет  с левой стороны.  И мы поехали. Для меня это было первое знакомство с той частью города. Ехали мы по улице Героев-Сибиряков, затем по Матросова. И вот когда когда проехали остановку "Кривошеина", я увидел автобусы 5-го маршрута. Они ехали по Матросова и Острогожской до конечной "Острогожская". Именно тогда я впервые увидел эту конечную, как автобусную, так и трамвайную. Надо сказать, что трамвайное кольцо произвело впечатление.

   Таким образом, автобусный маршрут 5 пролегал по улицам Кольцовская, Ворошилова, Матросова, Острогожская. На участке от остановки "Кольцовская" (ныне "Галерея Чижова") до конечной "Острогожская" было дублирование трамвайным маршрутом № 1.  И скажу самое главное.  Я в общем-то и не утверждаю, что в тот период 5-ка официально ходила именно таким маршрутом.Этот вопрос нужно отдельно исследовать. Возможно, было какое-то временное изменение трассы.Просто я вот так удачно попал.  

Как располагались остановки на этом участке? Ну очевидно, на улице Ворошилова  они располагались примерно в тех же местах, что и современные. А вот на улице Матросова я, разумеется, не запомнил, но можно предположить, что остановки были примерно в тех же местах, что и ныне у современного маршрута № 80.

 

Следующий вариант 5-го маршрута-это тот, который показан на схеме 1980 года.  Т.е.   "Кольцовская-20-летия Октября-Краснознамённая-Острогожская".Когда появился такой вариант?   Точно сказать не могу.  Первый раз по улице Краснознамённая я проехал в 1982-1983 году, уже тогда 5-ка наблюдалась на Краснознамённой.  Где располагались остановки при таком варианте?  В тем же самых местах, что и ныне для маршрутов 69-т и 113. Исключение составляет остановка "Цирк". Несколько лет назад там изменили схему движения, поэтому остановимся подробнее на этой остановке. Итак, смотрим  картинку    

   Именно вот здесь, около входа в ортопедическое отделение стоматологической поликлиники № 4 была автобусная остановка для автобусов в направлении "от Цирка".Остановочная табличка висела на здании, примерно рядом с водосточной трубой, которая расположена правее цифры  "4". Чтобы увидеть современную остановку, нужно повернуть панораму вправо примерно на 120 градусов. Останавливались здесь автобусы № 5 и № 8. Остановка обратного направления была  расположена чуть дальше, примерно   вот здесь    

  Здесь останавливались те же самые маршруты 5 и 8, но не только.  Вспомним ещё маршруты №№ 50 и 56 (включая  их экспрессные версии),  ходившие от "Луча" соответственно в Шилово и Малышево.  Когда я рассказывал об этих маршрутах в общем рассказе, я говорил,  что у маршрута № 50 в утренний "час пик" были укороченные рейсы от Шилово до Цирка и обратно. 50-й маршрут был образован из пригородного маршрута № 106, при этом он унаследовал полностью расписание 106-го маршрута вместе с этими укороченными рейсами. И вот летом 1991 года я наблюдал, как 106-й Шиловский автобус разворачивался у Цирка.  Итак, смотрим сюда   В те времена не было вот этого пристроенного здания справа. На месте входа в здание дорога образовывала карман увеличенных размеров, возможно, под какую-то стоянку.  Вот как раз через этот карман автобус и разворачивался.

  Также эта остановка была одно время конечной для частного маршрутного такси №  51 "Цирк-Дальние Сады" (примерно 1999-2001 годы). Посадка и высадка производились на двух вышеуказанных остановках. Однако к тому времени этого кармана уже не было, поэтому автобусы производили разворот по полной программе:  поворачивали направо на 20-летия Октября, немного проезжали вперёд и разворачивались через трамвайные рельсы в направлении перекрёстка;  перед самым перекрёстком снова разворачивались  и поворачивали на Краснознамённую.  Таким же способом поворачивали с Краснознамённой и автобусы 5,8, 50 и 56, т.е.  разворачивались через трамвайные рельсы.  Время шло, автобусы изничтожались, появлялись новые частные маршруты, а схема движения оставалась прежней, достаточно неудобной. В 2009 году было закрыто трамвайное движение, но городские власти "подзабили"  на демонтаж трамвайных рельсов и несколько лет не занимались этим вопросом. Но вот несколько лет назад "разродились". Напомню, что трамвайная  линия после Краснознамённой поворачивала на крохотный участок улицы Челюскинцев, после чего поворачивала на улицу Моисеева, проходила вблизи Цирка и выходила на перекрёсток.И вот несколько лет назад на этом участке наконец-то убрали трамвайные рельсы, вместо них по участку улицы Челюскинцев проложили автодорогу и пустили по этой схеме ОТ в обратном направлении. Теперь автобусы  подъезжают к Цирку точно так же, как когда-то трамвай.  Ну а на участке улицы Челюскинцев  соорудили автобусную остановку. А повернуть с улицы Краснознамённой на 20-летия Октября теперь можно только  направо и ехать по ней  только прямо.

 

Вот таким был второй вариант 5-го автобусного маршрута.Добавлю, что здесь тоже было трамвайной дублирование. В начале 80-х уже был трамвайный маршрут № 21  "Острогожская-45-й Стрелковой Дивизии", который, в отличие маршрута  № 1,  шёл по Краснознамённой, Плехановской и Московскому проспекту.  Таким образом, на участке "Кольцовская-Острогожская"  5-й автобусный маршрут полностью дублировался 21- м трамвайным.

 

 

Ну и наконец, третий вариант маршрута № 5. Возможно, для кого-то он является малоизвестным, но он всё-таки был.  

 

Итак:   Кольцовская-Ворошилова-Колесниченко-Краснознамённая-Острогожская.  

 

Когда появился такой вариант?  Точно сказать не могу, лично я обнаружил его весной 1986 года.Это был первый год, когда я самостоятельно в одиночку начал ездить по городу и изучать маршруты транспорта. Где-то в марте я поехал на Острогожскую именно на 5-м автобусе. Схема 1980 года к тому моменту была изучена мною до дыр. Каково  же было моё удивление, когда после Девицкого выезда автобус повернул на Ворошилова.  Дальнейший путь автобуса я наблюдал с огромным интересом.  Какие же были остановки при таком варианте?  

"Ворошилова",  "Бахметьева"  и "Мехзавод"  существуют и поныне.  После Мехзавода автобус останавливался около ДК им. 50-летия Октября, причём в обоих направлениях. Остановка так и называлась   "ДК им. 50-летия Октября"- примерно  вот здесь  в районе 2-х столбов на уровне пешеходного перехода.

Следующая остановка была уже на улице Колесниченко и называлась  "улица  Петрозаводская".  Досконально вспомнить не могу, примерно где-то здесь.

Магазин тогда выглядел по-другому, но он был.  Ну а следующая остановка у 5-го автобуса была уже после поворота на улицу Краснознамённая.Называлась она  "Стадион".  Сейчас на картографических серверах эта остановка подписана "ул. Колесниченко", но в то время она называлась именно "Стадион".  Ну а дальнейший путь 5-го автобуса к конечной  "Острогожская" полностью совпадал со 2-м вариантом маршрута.

 

Этот вариант просуществовал где-то до 1992-1993 года, после чего маршрут вернулся ко второму варианту, при котором он и закончил свой жизненный путь летом 1999-го года.Добавлю, что где-то летом  1998-го маршрут был преобразован в 5э.  Были убраны некоторые остановки. Оставили 2 автобуса, ходившие с интервалом 35-40 минут. Правда, на конечных висело расписание, которое соблюдалось. И впервые в таком варианте маршрута автобусы на Вокзале высаживали около трамвайного кольца и стояли несколько минут в ожидании отправления.И кажется, водители начали отмечаться у диспетчера.  Не буду утверждать однозначно, но не исключено, что вот этот 5э, просуществовавший год, обслуживался 2-й колонной (маршруты 3, 9,9а, 26, 51,75, т.е.  СХИ и Левый берег).  В пользу этой версии говорит тот факт, что на 5э работали 2   Икаруса-260 как раз из второй колонны.  Напомню, что ранее маршрут № 5 обслуживала  1-я колонна ПАТП-4.

 

Конечную "Острогожская" показывать бы не стоило, поскольку она не является исторической, но я её покажу только для того, чтобы поведать об одном историческом факте.

 

Итак, смотрим

 

Помимо 5-ки на этой конечной оборачивались также маршруты, которые ходили на Ближние и Дальние Сады.Для каждого маршрута было своё место отправления. 5-ка отправлялась от места, которое находилось рядом со зданием диспетчерской. Я не знаю, цело оно сейчас или нет, но на панораме нужно смотреть в те густые деревья. 5-ка отправлялась примерно от того места, где стоят ПАЗик и ГАЗель.  Ещё раз напомню, что автобусные и ЭТ диспетчеры были всегда разными, поэтому в этом здании было 2 диспетчерские.

       Автобусы же дачных маршрутов отправлялись от двух столбов правее киоска.Один из них расположен близко к дороге.  В ту поездку весной 1986 года моё невнимательное отношение к этому нюансу чуть не привело к приключениям на одно мягкое место. Я сел на автобус, отправлявшийся от этих столбов, и думал, что это 5-ка, тем более, что никаких садовых маршрутоуказателей на нём не стояло.Когда мы повернули в сторону Шилово, одна внимательная пассажирка заметила мои метания по салону и попросила водителя остановиться. На моё счастье мы проехали всего-то 50-70 метров.

  Ну а на дальнем плане панорамы, где насыпаны какие-то горы песка или глины (не поймёшь), было трамвайное кольцо  "Острогожская".

 

Ну и пользуясь случаем, покажу ещё один объект, когда-то относившийся к транспортной инфраструктуре.В начале рассказов о пригородных и междугородных маршрутах я говорил, что примерно до 1983 года Юго-Западная автостанция находилась на перекрёстке улиц Краснознамённой, Матросова и Острогожской.  Вот это здание

 

Следующий обзор будет посвящён маршрутам №№ 6 и 28, трасса которых совпадала на 70-80 процентов.Ну и я также подробнее расскажу о том, как в 80-е годы оборачивались автобусы около Центрального рынка, тем более, что от Романа Фомина поступила такая просьба.

 

 

Ну а сейчас обещанные ссылки на обзоры Воронежских ПАТП. Они публикуются по просьбе Романа, но и все желающие могут ещё раз вспомнить о трёх автобусных предприятиях Воронежа.

 

 

ПАТП-4:  

 

http://fot.com.ru/index.php/topic/21082-%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%81/?view=findpost&p=506665

 

http://fot.com.ru/index.php/topic/21082-%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%81/?view=findpost&p=506810

 

 

ПАТП-5:

 

http://fot.com.ru/index.php/topic/21082-%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%81/?view=findpost&p=508112

 

 

ПАТП-3:  

http://fot.com.ru/index.php/topic/21082-%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%81/?view=findpost&p=508952

 

http://fot.com.ru/index.php/topic/21082-%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%81/?view=findpost&p=509193

 

Конечно, за 4 года информация немного устарела, в основном в части ПАТП-3, всё-таки действующие маршруты имеют свойство меняться и закрываться. Самое большое изменение-закрытие  "народного маршрута". Ну а по историческим маршрутам информация актуальна и по сей день. Желаю приятного чтения.

Изменено пользователем Евгений36
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

Продолжаю рассказывать об исторических автобусных остановках, как конечных, так и линейных.

 

Прежде всего хочу немного дополнить предыдущий рассказ о маршруте №  5. Я показывал на панораме здание старой Юго-Западной  автостанции.  Она расположена на перекрёстке улиц Матросова, Краснознамённой и Острогожской. Если вы покрутите немного ту панораму, то увидите ту развязку. Так вот, эта развязка в конце 90-х годов выполняла роль конечной для зарождавшихся маршрутов частных маршрутных такси. Всем известны мегапопулярные ныне маршруты  5А  и 80.  Так вот в первых версиях этих маршрутов конечная была как раз на этой развязке. По одним данным она называлась  "Краснознамённая", по другим-"Матросова".  Ну и также в  1997-1998 годах достаточно короткое  время эта развязка была конечной для маршрутного такси № 35, которое ходило туда из Северного района. Но маршрут пролегал через улицу 45 Стрелковой Дивизии, Вокзал-1 и, как утверждает Vladislove, по улицам Моисеева и Колесниченко.  Сей факт я уже не помню, но у меня нет причины ему не верить. Позднее эта маршрутка была продлена до конечной "Острогожская", на которой и закончила свой жизненный путь ориентировочно в 2001 году.

      Ну а сегодня  мы вспомним трассу и остановки советских маршрутов №№ 6 и 28. Их маршруты следования совпадали примерно на 80 %, поэтому рассматриваем их совместно.  Напомню, что эти маршруты обслуживало ПАТП-3.  6-ка на моей памяти ходила с достаточно давних времён, а вот 28-й маршрут в варианте "Перхоровича-Среднемосковская" появился в 1985 году.  Более ранние версии 28-го маршрута, если и имели место быть, то я их совершенно не помню.

        Что касается 6-ки, то на известной схеме 1980 года у неё показан какой-то фантастический маршрут. Скажу сразу:  этот маршрут мне незнаком. В 1980 году я пошёл в школу, и к тому времени 6-ка ходила очень близко к тому маршруту, на котором она и закончила свой жизненный путь.

       Графики этих маршрутов были таковы, что начало, окончание работы и обеденные перерывы производились на конечной "Перхоровича", что в общем-то логично, учитывая близость ПАТП-3 от конечной.Поэтому рассмотрение маршрутов мы и начнём с конечной "Перхоровича".  Итак, маршруты 6 и 28 проходили по улицам Любови Шевцовой, Краснозвёздной, Путиловской.  Этот участок сейчас полностью повторяется маршрутом 33К. Напомню остановки на этом участке:

 

Перхоровича, Л. Шевцовой, Краснозвёздная, Путиловская,  Антокольского.  

 

Все эти остановки были и у советских маршрутов 6 и 28. А вот после остановки "Антокольского"   6 и 28 ненадолго расставались. 28-й поворачивал направо и поднимался немного вверх на улицу  Южно-Моравская. Собственно говоря, так сейчас ходит и маршрут 33К.  А вот 6-ка поворачивала   налево   и следовала по участку, который вот уже больше 10 лет не охвачен маршрутным движением. Первая  остановка у 6-ки на этом участке была на улице Дорожной и называлась  "Комбинат".  Справа в маленьком промежутке между машинами виден карман. Вот примерно в этом месте и была остановка в сторону центра. С остановкой в сторону Юго-Западного немного посложнее.  Поворачиваем панораму влево примерно на 60 градусов, после чего включаем воображение и сносим все постройки. На месте этого шанхая росли деревья, которые безжалостно вырубили. Остановка располагалась примерно в том месте , где стоит ГАЗель с бортами.  

   Честно говоря, я затрудняюсь сказать, о каком комбинате идёт речь. Ну а чтобы напустить побольше тумана, скажу что в начале 80-х остановка называлась "Учебный комбинат" и располагалась в другом месте,  примерно вот здесь   Могу ошибаться метров на 40-50.  Где этот комбинат, и на кого там учили, для меня осталось загадкой.

   Ну и скажу, что есть очень раритетная схема города с маршрутами транспорта за 1972 год. На той схеме 6-ка показана ходившей до посёлка Западный. А конечная показана примерно в том месте, которое я показал на последней панораме.В принципе, всё логично.  Посёлок Западный-это частный сектор. Очевидно, что ни новостроек, ни дорог в то время ещё не было, поэтому 6-ка и доезжала только до сих пор и, если верить схеме, заезжала она со стороны Пешестрелецкой.

 

Следующая остановка была  "Завод ЖБИ-2"  Сейчас уже досконально не вспомню, но остановка была вот на этом изгибе.  Остановка в сторону Юго-Западного была ближе к двухэтажному дому, который виден вдалеке.  После этой остановки автобус выезжал на перекрёсток улиц Дорожной и Космонавтов, поворачивал направо на улицу Космонавтов и практически сразу же делал остановку.  Называлась она "улица Дорожная".  Вот примерно около двух этих столбов  (один из них загораживает ПАЗик)  и были 2 остановки в противоположных направлениях.  На той стороне, где едет ПАЗик, стоял остановочный павильон. Скажу, что помимо 6-ки этот остановочный павильон использовал и автобус

№ 7, когда ехал в сторону "Электросигнала".

    Ну а теперь я переключаюсь на электротранспорт, как и обещал в предыдущем сообщении. На схеме 1980 года показан троллейбусный маршрут № 6, который ходил от улицы Дорожной до Центра-сначала до Кольцовского сквера, потом до Пушкинской. Таким образом, в советское время существовал крохотный участок троллейбусной сети с маршрутным движением от Керамического завода до перекрёстка улиц Дорожной и Космонавтов. 

   Маршрут просуществовал где-то до 1985 года, поэтому 95-98 %  участников форума, вполне естественно, не застали его. Даже такие опытные транспортники, как Юрий Новиков, Роман Фомин, Владимир Пащенко и Александр Губин вряд ли помнят его, ну если только очень и очень смутно. Я этот маршрут помню. Не сказать, что уж очень хорошо, но помню. Причём в плане ПС запомнились новые ЗиУ-682 на этом маршруте. Ну а где же была конечная?  А вот здесь   Вы видите какое-то строение в индустриальном стиле. Справа и слева от него 2 дороги. Вот они и образовывали разворотный круг. По правой дороге троллейбус заезжал на конечную, по левой выезжал. Естественно, в то время не было этого индустриального монстра, на этом месте был газон.  Ну и напомню, что от этого места до улицы Пешестрелецкой (остановка  "База")  был так называемый технологический участок без маршрутного движения. По этому участку троллейбусы 5 и 17 выезжали из депо и заезжали в него. В 80-е годы вот на этом технологическом участке периодически появлялось маршрутное движение. По каким-то причинам участок улицы Пешестрелецкой от Космонавтов до Южно-Моравской в 80-е годы периодически подвергался нещадному раскапыванию-закапыванию с полным закрытием движения. В этом случае троллейбусы 5 и 17 от остановки "База" следовали вот по этому технологическому  участку, затем по улице Космонавтов до самолёта, где и разворачивались.

 

   Ну а сейчас возвращаемся к автобусам.Итак, автобус № 6 поворачивал с улицы Космонавтов на на улицу Пешестрелецкую в направлении площади Заставы.  Ну а что же автобус № 28?   Он шёл по местам "цивилизованным", коими являлась улица Пешестрелецкая. Все его остановки совпадали с остановками троллейбусов 3,5,17. Все эти остановки существуют и сейчас.  К этому участку улицы Пешестрелецкой я ещё вернусь в более позднем рассказе, а сейчас скажу, что на перекрёстке улиц Космонавтов и Пешестрелецкой маршруты 6 и 28 снова встречались после некоторой разлуки и больше уже не расставались до самой конечной. Они останавливались на остановке "Керамический завод". Она действует и сейчас для маршрута 57В  и 17-го троллейбуса.  Далее их маршрут проходил по улице Пешестрелецкой до площади Застава.  Все остановки, которые были у этих маршрутов, действуют и поныне.  На этих остановках 17-й троллейбус соревнуется с 57В,  чему было посвящено немало сообщений на данном форуме. :)

Сейчас я подробнее остановлюсь на остановке "площадь Застава".  Итак, смотрим   Это вид с улицы Донбасской. Налево-Северный район, направо-центр. На одном из столбов справа вы видите остановочную табличку для троллейбусных маршрутов 5 и 17. И около этого же столба останавливались автобусы 6 и 28, когда следовали в центр. После этой остановки они поворачивали направо на улицу Плехановскую. При следовании из центра в Юго-Западный они останавливались на остановке слева, на которой сейчас останавливаются все те же соревнующиеся конкуренты  Воронежского транспорта-тролл.17 и авт. 57В. :)  А вот на остановке, расположенной на Московском проспекте в сторону Северного района, автобусы 6 и 28 не останавливались.

  Ну и отмечу, что в определённые периоды истории площадь Застава побыла в роли конечной маршрутов общественного транспорта.

     Сейчас я снова переключаюсь на троллейбусы и предлагаю вспомнить троллейбусные маршруты 16 и 18.   Где-то в 1981-1982 году открылся 16-й маршрут в варианте   "Северный район-пл. Застава" в исполнении 2-го троллейбусного депо. Добавлю, что ранее, в 1981 году наблюдался ещё один вариант 16-го маршрута:   "Циолковского-Северо-Восточный район".  Что примечательно,этот маршрут тоже обслуживался вторым депо.  Я знаю, многие, прочтя названия конечных у того 16-го маршрута, сразу же вспомнили современный 11-й.  Но не торопитесь  с выводами. Нынешний 11-й для попадания к Авиазаводу катается вокруг сквера около ДК  Кирова, а тот 16-й после  "Гипрокаучука"  поворачивал на улицу Циолковского и прямым путём попадал к Авиазаводу-на том участке в 80-е годы висела КС в сторону Авиазавода, и кстати,  троллейбус № 4 тоже ездил по тому участку примерно до 1986-1987 года. Но мы отвлеклись, поэтому снова возвращаемся к маршруту № 16  в варианте  "Северный район-площадь Застава". Как он оборачивался на Заставе?  При следовании из Северного троллейбус поворачивал на Донбасскую, останавливался и высаживал пассажиров. Затем он разворачивался аналогично троллейбусу № 2 и пересекал перекрёсток. После перекрёстка троллейбус снова разворачивался (аналогично троллейбусам №№ 5 и 17) подъезжал к остановке около Больницы № 3 и сажал пассажиров. 

   В 1993 году был открыт маршрут №  18 "Бульвар Победы (Жукова) -пл. Застава". Обслуживался также депо № 2. Разворот на Заставе осуществлялся аналогично 16-му троллейбусу.В 1995-м этот маршрут продлили до ВГУ, а в конце 1996-го закрыли 16-й маршрут. Таким образом, основной период, когда Застава была конечной, завершился.  

   Ну последний штрих истории был написан в 1998 году, когда открылось частное маршрутное такси № 48  "Застава-Овощная база № 6". Хоть эта маршрутка и ходила ко мне, но ходила она очень недолго, очень редко, поэтому я даже и не узнал полный маршрут следования.  И уж тем более я не представляю, каким образом производился разворот на Заставе. Добавлю, что на этом маршруте ездили РАФики.

 

Ну вот краткая история остановки "пл. Застава"  в качестве конечной.  Ну а автобусы №№ 6 и 28 после Заставы поворачивали на Плехановскую и следовали в центр.

 

В следующем сообщении я подробно расскажу, как они разворачивались в центре в разные периоды времени. Ну и я плавно начну переходить к обзору других автобусных маршрутов, которые также разворачивались в районе Центрального рынка.

Изменено пользователем Евгений36
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Евгений36называлась "Учебный комбинат" и располагалась в другом месте,  примерно вот здесь   Могу ошибаться метров на 40-50.  Где этот комбинат, и на кого там учили, для меня осталось загадкой,

Учебный комбинат бытовых услуг(фотографы,швеи)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.