Перейти к содержанию

История городского транспорта Воронежа


Рекомендуемые сообщения

Пиши, я на этой неделе относительно свободен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот еще один интересный факт из фотогалереи:

На фото 2005 г. машина № 206, точнее говоря то, что от нее осталось, на самом деле № 306:

http://vrntram.narod.ru/photo/206_Z9_2005_00_KK_2DEPO.jpg

 

Вот она же в 2002 г. стоит следующая за № 247, далее вдаль следуют 307 (зеленая), 252, 250, 209, 205, 202 и 311 (голубой, самый дальний).

http://vrntram.narod.ru/photo/247_Z9_2002n...omTatarinov.jpg

 

Далее там еще стояло 37 машин. В принципе у меня есть полный список всего, чего там стояло. Обратите внимание, как близко стоят машины. Некоторые машины были разбиты сознательно – они стоят навалившись друг на друга. Собственно фото салона № 247 это подтверждает – ну кто мог разбить в ней стекла, когда машины стоят впритык.

http://vrntram.narod.ru/photo/247_Z9_2002n...rinov_salon.jpg

 

Понятное дело, что транспортировать эти машины было невозможно, колеса практически полностью сдулись и машины стояли кузовом практически на земле. Их списывали на месте. Причем, чтобы залезть в некоторые машины ремонтники разбивали стекло в соседней машине, потом в той, из которой было необходимо снять запчасти. Я уже промолчал про это при нашем визите в депо.

 

Фотографии К. Климова № 206 и № 228 делались 28.02.2005 г. Тогда же приезжал и Aare Olander. Мы все вместе ходили по транспортным объектам. Теперь вот это фото №228.

http://vrntram.narod.ru/photo/228_Z9_2005_00_KK_2DEPO.jpg

 

Впереди стоит 207, а позади нее 213, 214 и 262. Все уже наполовину разукомплектованные. У некоторых уже были сняты двери.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Увеличение оригинала вот этого снимка http://vrntram.narod.ru/photo/223_Z9_2002n...rmTatarinov.jpg

дало следующий результат (на фото).

 

Читается номер 249 (4-я машина после 247). Остальные номера не читаются.

post-819-1165650481_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, изначально это была 209, потом стала 219 и 249. № 249 списали в марте 2002. Она как раз стояла за 233 только в другую сторону. № 233, кстати, на самом деле № 273. Отставлен в эксплуатации в 2000 г. Я же не знаю, в каком месяце сделан снимок.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Нам нужны таблицы маршрутов за 1974 год?.. Карту прислал человек добрый - скан я выложил на сайте. А вот к ней есть расшифровка, она нам нужна?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Обалденная вещь. И как она только сохранилась?

Хотелось бы паосмотреть на таблицу. Я тут прикинул по карте ,долхно по идее быть чтщ-то типа того:

троллейбусные маршруты

 

1. Юго-заподный р-н – Пешестрелецкая – Космонавтов – Кольцовская (ныне Ворошилова) – Кирова – пл. Ленина – пр. Революции – Вокзал.

 

2. Хользунова – Плехановская (ныне московский пр., далее по Плехановской) – пл. Ленина – пр. Революции – Вокзал.

 

4. ВГУ – Плехановская – пл. Ленина – пр. Революции – Степана Разина – Чернавский мост – Брусилова – Ленинский пр. – Циолковского – Героев Стратосферы ( обратно вместо Циолковского по Г. Стратосферы и вместо Плехановской – 9 января).

 

5. Хользунова – Плехановская – Донбасская – Пешестрелецкая – Г. Сибиряков – О. Дундича – Комарова.

 

6. Дорожная – Космонавтов – Кольцовская ( Ворошилова) – Кирова – 9 января( Платонова) – ВГУ (обратно по Плехановской через Кольцовский сквер).

 

7. Клиническая – Плехановская – 9 января – ВГУ.

 

8. ВГУ – Плехановская – пл. Ленина – Кардашева – К. Маркса – пр. Революции – Степана Разина – Чернвский мост – Брусилова – Ленинский пр. – Северо-восточный р-н.

 

9. Вокзал – Мира – Феоктистова - Степана Разина – Чернвский мост – Брусилова – Ленинский пр. – Северо-восточный р-н.

 

10. Комарова – О. Дундича – Г. Сибиряков – Пешестрелецкая – Космонавтов – Кольцовская – Кирова – пл. Ленина – Кольцовский сквер.

 

 

трамвайные маршруты.

 

1. Клиническая – Рабочий пр – Полевая – Вавилова – Ленина – Кольцовская – Матросова – ост Краснознамённая.

 

2. Вокзал – Кольцовская – 20 летия октября – Моисеева - Чилюскинцев – Краснознамённая – Матросова – Г. Сибиряков .

 

3. СХИ – Б. Роща – Ленина – Кольцовская – 9 января – Газовая.

 

4. Вокзал – Кольцовская – Плехановская – пр. Труда – Солнечная – Ясный проезд – Донская – Беговая – Новгородская.( с Новгородской по Беговой, Плехановской).

 

5. СХИ – Б. Роща – Ленина – Кольцовская – Плехановская – Клиническая( обратно по Клинической, Рабочему пр., Полевой, Вавилова).

 

6. Встречный маршрут.

 

7. Димитрова – Ленинский пр. – Г. Стратосферы – Циолковского.

 

8. Новгородская – Беговая – Плехановская – Кольцовская – Г. Сибиряков и далее по ходу дела до Якиры.

 

9. Циолковского – Г. Стратосферы – Вогрэсовский мост – 20 летия октября – Кольцовская – Вокзал.

 

10. Ростовская – Менделеева - Вогрэсовский мост – 20 летия октября – Кольцовская – Вокзал.

 

11. Ростовская – Менделеева - Г. Стратосферы – Циолковского.

 

12. Встречный маршрут маршрута №4.

 

13. Ленинский пр – Г. Стратосферы – Циолковского.

 

14. Газовая – 9 января – пр. Труда – Плехановская – Кольцовская - 20 летия октября – Моисеева - Чилюскинцев – Краснознамённая.

 

15. Отрожка – Артамонова – Б. Хмельницкого - Ленинский пр – Г. Стратосферы – Циолковского.

 

16. Клиническая – Плехановская – Кольцовская – Г. Сибиряков.

 

17. Ростовская – Менделеева - Вогрэсовский мост – 20 летия октября – Кольцовская – Г. Сибиряков.

 

18. Газовая – 9 января – Кольцовская – Г. Сибиряков.

Изменено пользователем Wowik
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, карта потрясающая!

 

Например, ул.Якира - это будущая Южно-Моравская, детский парк рядом - лес. Северный район вообще в "противозачаточном состоянии". Очень порадовали надписи районов: Ямская, Чижовка, Монастырщина, Троицкая и др. Конечно, отсутствие водохранилища это тоже нечто!

 

Трамвайная сеть в значительной степени сложилась к 1972 году, не хватает нескольких линий: ул. Острогожская, ул. 60-й армии и 9-й километр, Северный мост, кусок от Новгородской до ВРТТЗ. А вот троллейбусу еще расти и расти... Заметил, что нету 3-го троллейбусного маршрута, а на кольце "ул.Комарова" оборачивается не 1-й и не 13-й, а 5 и 10 троллейбусы! И кусок троллейбусной линии по ул. Героев Сибиряков, который в 90-е годы не использовался, был тогда единственной линией к ул.Комарова. Вот уж не думал, что в относительно новом Юго-Западном районе так все менялось с годами.

 

Вообще, карта несколько изменяет мои представления о последовательности развития троллейбусной сети. Вот бы еще карту какого-нибудь 1965 года...

Изменено пользователем citrus
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня тоже есть некоторые наблюдения. Посмотрите на Северный район - сегодня самый-самый населенный в городе, а тогда вместо него был частный сектор, который оканчивался до Хользунова. Судя по всему, второго тролпарка еще нет и в помине - 7 оборачивается на 45-й Стрелковой, а 2-ка и 5-ка - в районе нынешнего перекрестка Хользунова с Жукова. Отсуствует троллейбусное движение и по Среднемосковской, и по Ф. Энгельса. Также еще нет линий до ГОО, ВЗСАК, Перхоровича, на 20-Летии через ВОГРЭС.

 

Кстати, вот есть фотка 1976 года:

 

http://www.kommuna.ru/DB/Images/n523275858.jpg

 

Здесь уже появился 14-й троллейбус (кольцевой). Т.е. троллейбусное движение по ВОГРЭСу было открыто между 1972 и 1976 годом.

 

Интересно также отметить, что маршрутная сеть трамвайного депо №2 (тогда, правда, оно еще депо не считалось) практически не менялась. За исключением 13-го маршрута, продленного до ГОО. Зато есть удивительный 17-й маршрут - от Пешестрелецкой до ГОО! У 1-го же депо сеть перекроили очень сильно, ну и само собой в 1986 году появилось 3-е.

 

Также, кроме отмеченных citrus трамвайных линий, еще не хватает коротенького участка от Комарова до Перхоровича. Видимо, в это время здесь еще был частный сектор, и основная часть маршрутов оборачивалась на кольце Пешестрелецкая - Героев-Сибиряков (где как раз и заканчиваются хрущебы, построенные в 60-е, если я правильно помню тот район) и только 8-ка ходила до Комарова (но тут еще частный сектор).

 

Также непонятно, зачем это хитросплетение 4-го и 12-го. Ведь оба они доходят до Новгородской - какая разница каким маршрутом они пойдут назад? Видимо, позже эту систему с односторонним движением для каждого из этих маршрутов и убрали за ненужностью. Может быть, тогда это было обусловлено разницей в частоте движения?! В общем, очень интересно.

 

 

 

В каком же сегодня мы оказались каменном веке...

Изменено пользователем royal
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Один старожил мне рассказывал, что было в 60-е годы а районе остановки Беспаловой. Тогда Северного не было. Троллейбусы ходили до остановки Хользунова. Кольцо было возле аэропорта. Сейчас от здания аэропорта осталась лишь половина. Где сейчас улица Жукова – там раньше была взлётная полоса, по которой взлетали и садились кукурузники. Гаражей которые сейчас между Хользунова и Беспаловой не было. За кладбищем было три улици: Верещагина, Степная( потом её переименовали в Беспаловой) и Связистов. На чётной стороне по Хользунова, где сейчас стоит 10 гимназия (бывшая 7 школа) – там были огороды.

А первую девятиэтажку построили толи в 74, толи в 76 году.

 

 

Интересны ещё 8 и 16 маршрут. Зачем делать укороченный маршрут 16, когда есть 8? И тоже самое 13 и 15.

 

И очень интересны названия улиц. Был удивлен, что Ворошилова была Кольцовской, Московский пр был Плехановской, Колисниченко – Бессарабской.

 

И на мой взгляд транспортная система того времени была очень продумана.( если не считать «кольцевые» маршруты №4 и 12 трамвая ).Даже пусть было всего 10 троллейбусных маршрутов, но было всё в тему.

 

 

В 92 или в 93 году в троллейбусной четвёрке я видел схему движения конца 70-х.

1-уа уже ходила с Комарова через Маршака на Вокзал.

 

2. С Хользунова на вокзал по Плехановской.

 

3. С юго-заподного (ост ю-моравская) на Вокзал.

4. Без изменений.

5. Хользунова – Юго-Западный.

6. Дорожная – ВГУ

7. Депо 2 – ВГУ.

8 и 9 без изменений.

10. Юго-западный – Кольцовский сквер.

11. з-д ГОО – Землячки.

12. Хользунова – ВГУ.

13 – не помню.

14 и 15 кольцевые.

Изменено пользователем Wowik
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ага, вот вы где. Раз уж я вас нашел пишу расшифровку маршрутов к карте 72 года прямо сюда. Хотя Wowik уже расписал все самостоятельно и более подробно.

 

МАРШРУТЫ ТРАМВАЕВ

 

№ маршр. Начало маршрута Конец маршрута

1 ул.Острогожская 3-3 ул. Клиническая Б-3

2 Вокзал В-5 Юго-Западный район Е-2

3 ул.Газовая Г-2 СХИ А-6

4 Вокзал В-5 ул.Новгородская Б-2

5 ул. Клиническая Б-3 СХИ А-6

6 СХИ А-6 ул.Клиническая Б-3

7 ул.Циолковского Ж-8 пер.Усманский Г-8

8 ул. Новгородская Б-2 ул.Комарова Е-1

9 Вокзал В-5 ул.Циолковского Ж-8

10 Вокзал В-5 ул.Ростовская 3-8

11 ул.Ростовская 3-8 ул.Циолковского Ж-8

12 ул.Новгородская Б-2 Вокзал

13 ул.Циолковского Ж-8 Северо-Восточный район В-8

14 ул.Острогожская 3-3 ул.Газовая Г-2

15 ул.Циолковского Ж-8 Отрожка Б-8

16 Юго-Западный район Е-2 ул.Клиническая Б-3

17 Юго-Западный район Е-2 ул. Ростовская 3-8

18 Юго-Западный район Е-2 ул. Газовая Г-2

 

Примечание. Маршруты №13,16,17,18 функционируют только в рабочие дни.

 

МАРШРУТЫ ТРОЛЛЕЙБУСОВ

маршр. Начало маршрута Конец маршрута

1 Вокзал В-5 Юго-Западный район Е-2

2 Вокзал В-5 ул.Хальзунова А-3

4 ВГУ Д-5 ул.Героев Стратосферы Ж-8

5 ул.Комарова Ж-1 ул.Хальзунова А-3

6 ул. Дорожная Д, Е-2 Кольцовский сквер Д-5

7 ВГУ Д-5 ул.Клиническая Б-3

8 ВГУ Д-5 Северо-Восточный район В-8

9 Вокзал В-5 Северо-Восточный район В-8

10 Кольцовский сквер Д-5 ул.Комарова Ж-1

 

МАРШРУТЫ АВТОБУСОВ

N маршр. Начало маршрута Конец маршрута

1* пл.им.Ленина Д-5 ул.Циолковского Ж-8

2 ул.Пушкинская Д-5 ул.Совхозная Ж-8

3 Вокзал В-5 Отрожка А-8

4 ВГУ Д-5 ул.Воронежская В.Г-2

4 а Вокзал В-5 ул.Клиническая Б-1

5 Вокзал В-5 ул.Острогожская 3-3

6 ул.Пушкинская Д-5 пос.Западный Е-1

7 ул.Пушкинская Д-5 ул.Маршака Ж-2

8 ВГУ Д-5 ул.Чапаева 3-5

9 ВГУ ЛТИ

9а ВГУ Д-5 Дом отдыха им. Максима Горького А-7

9б ВГУ Д-5 опытная станция СХИ А-4

10 ул.Сакко и Ванцетти В-6 проезд Ясный Б-2

11 пл.им.Ленина Д-5 ул.Комарова Ж-1

12 ул.Маршака Ж-2 Вокзал В-5

13 ул.Пушкинская Д-5 ул.Клиническая Б-3

14 Автовокзал Б-3 Студенческий Городок

15 ул.Циолковского Ж-8 ул.Саврасова 3-7

17** ул.Пушкинская Д-5 ул.Софьи Перовской Е-6

18 ул.Пушкинская Д-5 ул.Димитрова Д-8

26 ВГУ Д-5 ул.Ростовская 3-8

 

Примечания:

* Маршрут называется „Левобережный(кольцевой)"и функционирует в обе стороны.

** Временно не функционирует в связи со строительством набережной.

Изменено пользователем Salex
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще один интересный момент хотелось бы отметить. Обратите внимание - все главные магистрали в городе по максимуму переведены на обслуживание электротранспортом - более вместительным и экологичным.

 

Например, на Московском проспекте от Автовокзала до Рабочего проспекта автобусов нет вообще, да и в остальной части проспекта у них вспомогательная роль.

 

Еще удивительнее на Левом берегу. Здесь автобусов нет от Брусилова аж до Героев Стратосферы (по Ленинскому).

 

Единственный автобус на Кольцовской (Ворошилова) - 11-й. А от Плехановской до Вокзала работали только трамваи (причем, вплоть до того, как не ввели маршрутки).

 

Хорошо видно, что автобусные маршруты проходят в менее населенные районы города, а на главные магистрали выходят постольку поскольку. Основную роль здесь играли трамваи и троллейбусы.

 

Вот так вот все было грамотно и продуманно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Карта 1972 г. содержит ряд крайне противоречивых сведений по транспорту. Это крайне неудачная карта, поскольку именно в этот год заливали водохранилище, и в схеме города произошло много изменений.

Звонил вчера моему старому знакомому в Липецк по поводу 1972 г.

Во-первых, троллейбусная линия по Вогрэсовскому мосту существовала задолго до 1972 г. Просто строили дамбу, которую необходимо было сбоку укреплять, плюс вновь построить асфальтированную дорогу, вдобавок строили развязку у ДК Кирова. Трамвайные же пути лежали посередине, а по сему трамвай быстро запустили. А вот троллейбус могли вновь запустить и в 1976 г., по крайней мере, он сказал, что это похоже на правду. Троллейбусную линию на мосту по его словам снимали на 6 - 7 лет. Он также заметил, что в первую очередь троллейбус проектировался там, где уже были ранее (например, пр. Революции, Кирова) или существовали по состоянию на то время трамвайные пути. Собственно говоря, и карта это подтверждает – в первые 15 лет своего существования, троллейбус практически везде дублирует трамвай. Это существенно позволяло сэкономить средства, путем подключения троллейбуса к уже существующим подстанциям.

Исключено, что в Юго-Западный район ходило что-либо до 1974 г. Скорее всего в карту попал только, что начавшиеся стройки линий или вовсе проект. Стройка началась только с 1973 г. с противоположной троллейбусному депо-1 стороны ул. Космонавтов. Также сомнения у него вызвало такое обилие трамвайных маршрутов при такой небольшой сети. А вот по поводу 4 и 12 маршрута были даны комментарии – 4-ка ходила утром, привозя рабочих на завод, а 12 – вечером, отвозя рабочих. Просто на то время, большинство рабочих жило компактно в каких-нибудь общагах, сгруппированных в одном месте, а маршруты 4 и 12 были чисто рабочими для обеспечения как можно более быстрой доставки рабочих, так скажем, из мест компактного проживания (рабочих городков). Потом, когда построили Северный и Юго-Западный, рабочих стали расселять, и необходимость в этих маршрутах отпала.

В карте есть явные ляпы – во-первых, улица ХАльзунова, во-вторых, ул. 45-й Стрелковой Дивизии уже существует на карте 1968 г – участок от Московского пр. до Донской ул., а вот в противоположную сторону – действительно ул. Клиническая. Так еще и в 2000 г. и даже позднее многие водители так и объявляли «трамвай следует до Клинической». Переименование Кольцовской в Ворошилова произошло в 1977 г. к 50-й годовщине революции. А в целом схема подтверждает, то, что я передал Citrus’у. А вообще, конечно, очень интересно, как строился город. Даже по сравнению с 1968 г. просто гигантский прогресс.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Посмотрите, какая роскошная фотография (пр-т Революции напротив Дома Офицеров):

 

vvoron0.jpg

 

Не уверен, но по-моему, там же (не доезжая Дома Офицеров):

 

vvoron00.jpg

 

Еще одна потрясная фотка у Почтамта:

 

vvoron7.jpg

 

Еще суперфотка у гостиницы Центральная:

 

v1mid023.jpg

 

Автобус на Пл. Ленина:

 

http://vrnplus.ru/data/img/vvoron13.jpg

 

А вот только-только после войны. Трамвай уже вовсю работает:

 

http://vrnplus.ru/data/img/vvoron27.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо огромное, просто атомные фотки!

 

Вопрос: где сделан снимок, который сразу после войны?

 

И еще: откуда столько фоток? Нет ли там еще? :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Могу предположить, что это угол Карла Маркса и Пр. Революции либо Пл. Ленина.

 

А снимки можно найти на этом же сайте (vrnplus.ru) - кстати, там много удивительных снимков. Какими раньше были Кольцовский сквер, Пл. Ленина...

Изменено пользователем royal
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сайт интересный, хотя немного пафосный (в недоумение поставил раздел про гламур! :) )

 

В хронологии Воронежа нашел немало интересного, в том числе по транспорту. А также интересен раздел об истории улиц Воронежа.

 

Вот вам цитаты (несколько):

11 мая в Воронеже открылось трамвайное сообщение, по улицам города пошел долгожданный электрический трамвай. Планы устройства в городе трамвая выдвигались еще до революции, но осуществить их удалось только Советской власти. Трамвайные вагоны весной 1926 года ходили по единственному в городе маршруту: вокзал - маслозавод. От железнодорожного вокзала трамвай выходил на проспект Революции, затем, обогнув Кольцовский сквер, поворачивал через Староконную площадь на улицу Свободы. Староконная площадь занимала тогда небольшую часть современной площади Ленина, а улица Свободы (очень узкая в то время) называется с 1934 года улицей Кирова. У маслозавода, находившегося у пересечения современных улиц Кирова и 20-летия Октября, вагоновожатый переводил трамвайную дугу, и вагон отправлялся в обратный путь. Трамвай получил быстрое признание у воронежцев, в том же 1926 году была проложена еще одна трамвайная линия - к Ботаническому саду (ныне городской парк культуры и отдыха).

 

С 10 по 29 августа 1954 года методом народной стройки была проложена трамвайная линия по Кольцовской улице - от вокзала до Плехановской улицы. Одновременно в эти августовские дни были очерчены контуры привокзальной площади имени генерала И. Д. Черняховского, обозначена новая, хорошо знакомая нынешним жителям города, улица Мира, перекрыта Студенческая улица, сняты трамвайные пути с Университетской (сейчас ул. Феоктистова) и Студенческой улиц.

 

Летом 1954 года завершилось сооружение нового Вогрэсовского моста через реку Воронеж. В послевоенные годы, вплоть до 1954 года, трамвайные линии правобережья и левобережья не были связаны между собой, являлись независимыми, самостоятельными, Такая связь возобновилась с восстановлением Вогрэсовского моста 29 августа 1954 года. В этот день по новому мосту, с правого берега на левый, пошли трамваи маршрута № 9: Вокзал - улица Циолковского.

 

В августе 1955 года вступила в строй новая трамвайная линия по улицам 10-летия Октября (ныне проспект Труда) и 9 Января длиной 4,5 километра. Она связала с центром северо-западную окраину Воронежа.

 

А еще оказывается:

 

В 1923 году в Воронеже открыто автобусное сообщение (по просп.Революции). Причем в 1933 году насчитывается 3 автобуса, а в 1934 - уже 15.

В 1937 г. - открыто движение такси (3 автомобиля).

В 1920 году уложена узкоколейка от Заставы (точнее, от "холодильника" - ныне ОАО "Холод") до "13-й версты" Задонского шоссе. Линия используется для подвоза дров из леса.

В 1929 году построена линия от Заставы до завода им.Коминтерна (ТЯЖЭКС), причем рельсы лежат по восточной стороне улицы. В 1952 году эта линия продлена до нынешнего пересечения Московского просп. и ул.45-й стрелковой дивизии.

6 ноября 1950 года открылась первая на Левом берегу трамвайная линия - "к шинному заводу и машмету". Правда откуда эта линия, не сказано.

 

Ну и уже описаные на сайте комитета исторические данные продублированы.

Изменено пользователем citrus
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здорово! На всякий случай накопировал эти новости:

 

1867

С весны 1867 года развернулись работы по строительству железной дороги к Воронежу и устройству железнодорожной станции в Воронеже. 6 мая было заложено здание вокзала.

 

1868

Многие тысячи крестьян работали на строительстве железных дорог в Воронежской губернии. В январе 1868 года была полностью завершена прокладка железнодорожных путей к Воронежу со стороны Москвы, возведены вокзалы и другие станционные сооружения. 30 января в Воронеже состоялось торжественное открытие железнодорожной станции. А через два дня, 1 февраля 1868 года, из Воронежа в Москву отправился первый пассажирский поезд. Началось регулярное движение поездов.

 

1870

В ходе строительства железной дороги Воронеж — Ростов вступил в строй участок от станции Раздельной (так называлась прежде станция Отрожка, находящаяся в пределах современного Железнодорожного района города Воронежа) до станции Лиски (позже Георгиу-Деж, и позже снова Лиски). Дорога прошла в непосредственной близости от пригородных воронежских слобод — Придачи и Монастырщенки, на ней была устроена станция Придача.

 

1871

Началось движение пассажирских поездов по линии Воронеж — Ростов.

 

 

1891

В 1891 году в Воронеже открылась конно-железная дорога, или «конка». По Большой Дворянской (ныне проспект Революции) и по ряду других улиц были проложены рельсы. Лошади не спеша возили по рельсам пассажирские вагончики.

 

1894

В 1894 году закончилось строительство железнодорожной линии Воронеж - Курск. На северо-западной окраине Воронежа возникли новая железнодорожная станция и второй городской вокзал - Курский.

 

1914

В 1914 г. по улице 9-го Января были проложены рельсы, так как на территории бега разместилось трамвайное депо (№54).

 

1923

13 марта 1923 года губисполком возбудил ходатайство об устройстве в Воронеже электрического трамвая. Этот вопрос вскоре был решен положительно, что дало возможность начать подготовительные работы. (Трамвайное движение в Воронеже открылось весной 1926 года.)

 

1926

11 мая в Воронеже открылось трамвайное сообщение, по улицам города пошел долгожданный электрический трамвай. Планы устройства в городе трамвая выдвигались еще до революции, но осуществить их удалось только Советской власти. Трамвайные вагоны весной 1926 года ходили по единственному в городе маршруту: вокзал - маслозавод. От железнодорожного вокзала трамвай выходил на проспект Революции, затем, обогнув Кольцовский сквер, поворачивал через Староконную площадь на улицу Свободы. Староконная площадь занимала тогда небольшую часть современной площади Ленина, а улица Свободы (очень узкая в то время) называется с 1934 года улицей Кирова. У маслозавода, находившегося у пересечения современных улиц Кирова и 20-летия Октября, вагоновожатый переводил трамвайную дугу, и вагон отправлялся в обратный путь. Трамвай получил быстрое признание у воронежцев, в том же 1926 году была проложена еще одна трамвайная линия - к Ботаническому саду (ныне городской парк культуры и отдыха).

 

1932

С 22 мая 1932 года начались регулярные рейсы ежедневного скорого поезда Воронеж - Москва. Состав был укомплектован воронежскими поездными бригадами и сразу же стал славиться отличным обслуживанием пассажиров. Сегодня мы назвали бы такой поезд «фирменным». В тридцатые годы воронежцы называли этот быстрый и очень удобный поезд «Стрелой». Газета «Коммуна» писала 26 мая 1932 года: «Первые два рейса - 22 и 23 мая - прошли успешно. Скорый курсирует без опозданий».

 

1934

8 сентября 1934 года началось асфальтирование главной улицы города - проспекта Революции. Воронеж выполнял обязательство, принятое в начале года на конференции 14 городов. До наступления холодов асфальтом была покрыта проезжая часть проспекта по обе стороны от трамвайной линии.

 

Жители современного Воронежа привыкли к сотням и тысячами автомашин, заполняющих улицы города. Газета «Коммуна» 22 сентября 1934 года информировала читателей о числе автомобилей в Воронеже. Конечно, масштабы тридцатых годов весьма существенно отличались от нынешних. Вот полный текст газетной заметки от 22 сентября: «По сравнению с прошлым годом в Воронеже сильно увеличилось автомобильное движение. В 1933 году в городе насчитывалось 95 легковых, 268 грузовых автомашин, 3 автобуса, 21 машина специального назначения и 74 мотоцикла. Сейчас в городе 154 легковых машин, 363 грузовых, 15 автобусов, 24 - специального назначения и 70 мотоциклов». Как видим, автомобилей в 1934 году в Воронеже было еще мало.

 

1937

3 ноября 1937 года впервые на улицах Воронежа появились автомобили-такси. На первых порах горожан и гостей Воронежа обслуживали лишь три легковых автомобиля. Стоянка такси была устроена на площади 20-летия Октября.

 

1938

6 ноября 1938 года было торжественно открыто движение по новому мосту-путепроводу (виадуку) на Плехановской улице над линией железной дороги. Прежде за Заставой транспорт, выезжавший из города в сторону заводов «Электросигнал», имени Коминтерна, на Задонское шоссе, зачастую подолгу простаивал у железнодорожного переезда; теперь можно было двигаться без задержки. Накануне, 5 ноября, на глазах многих воронежцев проводилось испытание моста: на мост въехали 8 трамвайных вагонов с грузом и 12 автомобилей-грузовиков. Мост, построенный всего за 7 месяцев, достойно выдержал экзамен.

 

1948

К началу 1948 года из 11 действовавших до войны в Воронеже трамвайных маршрутов было восстановлено девять, протяженность трамвайных путей составила 55 километров. В июле и августе 1948 года был заново покрыт асфальтом проспект Революции. В течение 1948 года между левобережьем и правобережьем, в пойме реки Воронеж, энергетики построили новую линию электропередачи на металлических опорах. Новая ЛЭП заменила старую, сооруженную на деревянных опорах в тридцатые годы. Увеличилась мощность основной воронежской электростанции: на ВОГРЭСе в октябре 1948 года был смонтирован и вступил в строй новый генератор.

 

1950

6 ноября 1950 года началось движение трамваев по новой линии в левобережной части Воронежа. Трамваи пошли к южным предприятиям левобережья - шинному заводу и «Машмету».

 

1952

Продолжена трамвайная линия от завода имени Коминтерна до пересечения Плехановской и Клинической улиц (ныне пересечение Московокого проспекта с улицей 45-й стрелковой дивизии).

 

1954

С 10 по 29 августа 1954 года методом народной стройки была проложена трамвайная линия по Кольцовской улице - от вокзала до Плехановской улицы. Одновременно в эти августовские дни были очерчены контуры привокзальной площади имени генерала И. Д. Черняховского, обозначена новая, хорошо знакомая нынешним жителям города, улица Мира, перекрыта Студенческая улица, сняты трамвайные пути с Университетской (сейчас ул. Феоктистова) и Студенческой улиц.

 

Летом 1954 года завершилось сооружение нового Вогрэсовского моста через реку Воронеж. В послевоенные годы, вплоть до 1954 года, трамвайные линии правобережья и левобережья не были связаны между собой, являлись независимыми, самостоятельными (sic!!!), Такая связь возобновилась с восстановлением Вогрэсовского моста 29 августа 1954 года. В этот день по новому мосту, с правого берега на левый, пошли трамваи маршрута № 9: Вокзал - улица Циолковского.

 

Осенью 1954 года закончилось строительство нового железнодорожного вокзала. Здание вокзала Воронеж I, построенное по проекту архитектора К. С. Алабяна, понравилось воронежцам, стало украшением города.

 

1955

В августе 1955 года вступила в строй новая трамвайная линия по улицам 10-летия Октября (ныне проспект Труда) и 9 Января длиной 4,5 километра. Она связала с центром северо-западную окраину Воронежа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очень интересная тема!

Прочитал "от" и "до" с большим удовольствием, особенно понравились фотографии города Воронежа и автотранспорта разных лет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На сайте почему то не указан источник хронологии...

Это книга Загоровского В.П., " Воронеж: историческая хроника"...

Наверное самый объемный труд по этой теме...

 

Меня заинтересовал один вопрос.

На сайте комитета, в разделе "история " (http://www.vrntram.org/index.php?p=istoriya) указана дата открытия конки в Воронеже - 11 (23) августа 1881 года.

 

По Загоровскому же, конно-железная дорога открылась в 1891 году...Опечатка или действительно данные разнятся? Откуда взяты данные комитета?

Изменено пользователем Salex
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 недели спустя...

С удивлением прочитал, что

 

...Исключено, что в Юго-Западный район ходило что-либо до 1974 г. Скорее всего в карту попал только, что начавшиеся стройки линий или вовсе проект. Стройка началась только с 1973 г. с противоположной троллейбусному депо-1 стороны ул. Космонавтов...

 

это не совсем так, мой отец жил на ул. Маршака, в промежуток между 67 - 72 годами в пятиэтажке и по его рассказам район там уже был не маленький. Более того, в Большой советской энциклопедии в статье Воронеж обнаружил замечательную фотку "Новый Юго-Западный район Воронежа, застойка с 196.. года". Долго не мог опознать место где это, хотя всю жизнь прожил в Юго-Западном, а потом сообразил - вид с трамвайной остановки "Маршака" на перекресток "Героев-Сибиряков" и "Маршака". Узнать оч тяжело, поскольку пейзаж без деревьев и прочей зелени неузнаваем.

Так вот, на этой фотке на переднем плане видна трамвайная линия с едущим по ней вагоном. Я проверил, дата подписания этого тома энциклопедии в печать - 1972 год, значит фото было сделано как минимум 3 года раньше (в те времена срок подготовки изданий к печати, да еще таких исчислялся годами).

Так что трамвай ходил в Юго-Западный как минимум до 1970 года...

Кста, по смутным воспоминаниям родителей трамвайное кольцо в 70-е было там, где позднее сделали конечную троллейбусов на Г-Сибиряков. По детским воспоминаниям, на на месте бывшего кольца еще в начале 80-х стояли опоры контактной сети со срезанными проводами...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Вообщем я был в музее ГЭТ :D меня туда сопроводил директор депо,и неотлучно следил чтобы я что-нибудь не вынес :rolleyes: В музее есть макеты депо - трамвайных и троллейбусных,макеты зиу и ктма. А так же куча фотографий... т.к. освещение там отвратительное, то фоты многие смазались :) однако все равно получились фоты открытия разных линий, стройки депо №3, ПС...

Интересные факты - в трампарке №2 и тролледепо№1 были вакуумные чистилки салона - самоделка ТТУ. Еще в Воронеже был троллейбус сделанный из собранного пионерами металлолома :o назывался "орленок" были достаточно хъитрые путевые машины.... есть фоты старых - пластиковых КТМов, фоты торжественного пуска первых татр... открытие северного моста и пр. Как буду в Москве и руки дойдут начну выкладывать:(

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а старые карты, история маршрутов, статистика по ПС у них есть?

Может, какая-то юбилейная брошюра (типа "60 лет воронежскому трамваю") была?

Вообще, какой-нибудь текст, сопровождающий фотографии был?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а старые карты, история маршрутов, статистика по ПС у них есть?

Может, какая-то юбилейная брошюра (типа "60 лет воронежскому трамваю") была?

Вообще, какой-нибудь текст, сопровождающий фотографии был?

 

Нет. Только подписи к фото... все остальное может лежало где-то в другом месте - не знаю... на поверхности не было. Схем не было тоже.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаю, что когда доберусь до Воронежа, надо будет посетить музей со сканером и ноутбуком (где бы только его взять!). И помучить директора, чтоб всю инфу сдал :)

Когда возвращаешься в Москву?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возвращаюсь 8го. Помучать директора это из области фантастики... Мне кажется, что ему это все мягко говоря не нужно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Случайно ехал с водителем из первого парка бывшим в автобусе... разговорились и он рассказал историю. Сам он с 60-го года там работал. Сперва были 32 МТБ-82 поставка, а с 64 года начали выпускать на линии ЗиУ-5. Но что самое интересное в Воронеж поставлено было 8 штук ЗиУ-7 (!), перед тем как пошли ЗиУ-9.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это я опечатался - 64 года конечно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.