Jump to content

Речной транспорт пригородного и городского сообщения (история)


Recommended Posts

В 23.05.2019 в 20:12, Krendel79 сказал:

Кстати а остался в России город где водный транспорт работает именно в режиме городского транспорта больше а не в экскурсионном? 

Самара прежде всего. Хотя там не городской, а пригородный, но частый. Ещё Казань, Архангельск, в меньшей степени - Хабаровск. И Уфа со своими переправами - здесь пожалуй наиболее приближено к городскому транспорту.

Link to post
Share on other sites

Такой вот забытый и в чем то малоизвестный тип речных судов как проект 222 и 222в. 

В 1957 г. в Красноярске спустили на воду первый теплоход проекта 222 созданный в Новосибирском ЦКБ МРФ. Новый теплоход имел значительную схожесть с выпускающимся в то время в "Москве" и ещё на нескольких заводах "Москвичом", тот же двигатель мощностью 150 л.с. Но  отличиями "Красноярска" от "Москвича" была уменьшенная осадка (0,5 против 0,9 у "Москвича"), уменьшенная ширина корпуса (3,93 против 4.8), что позволило перевозить судно по железным дорогам и автотрейлерах в собранном виде. Кроме того новый теплоход проектировался под водометный движитель, хотя водомётным был  только 222В, а 222 строились с винтом. Всего было построенно около 200 таких судов. К сожалению "Красноярски" оказались забытыми судами по сравнению с "Москвичами" , они почти не работали в столицах и магистральных реках, их уделом были малые реки и изолированные водоемы. Ну и несколько фото. Общие чертежи, ну и на последнем фото 222 около реки Пахра, которая была судоходной и как раз в районе Подольска теплоходы и плавали...

image.jpeg

image.jpeg

image.jpeg

image.jpeg

image.jpeg

  • Like 2
Link to post
Share on other sites

Ещё фото теплоходов проекта 222 "Красноярец"

1. оз. Калды. Челябинская обл. Теплоход "Гоголь".

2. р. Тобол. Район Кургана

3. Тамбов

4.  Конаково "Созь"

image.jpeg

image.jpeg

image.jpeg

image.jpeg

  • Like 1
Link to post
Share on other sites
7 часов назад, Вперёдсмотрящий сказал:

К сожалению "Красноярски" оказались забытыми судами по сравнению с "Москвичами" , они почти не работали в столицах и магистральных реках, их уделом были малые реки и изолированные водоемы.

На Тагильском пруду таких было два: "Украина" (её не застал), и "Металлург" (ведомственный металлургического комбината) - этот списали в начале 90-х со всем остальным тагильским прогулочным флотом (две "Такелажницы" ПП-10 и ПП-14 и буксир БТ-67 с баржей).

Фото из времён моего школьного детства:

http://fleetphoto.ru/photo/58896/?vid=33550

 

Link to post
Share on other sites
2 часа назад, GrekOFF сказал:

На Тагильском пруду таких было два: "Украина" (её не застал), и "Металлург" (ведомственный металлургического комбината) - этот списали в начале 90-х со всем остальным тагильским прогулочным флотом (две "Такелажницы" ПП-10 и ПП-14 и буксир БТ-67 с баржей).

Фото из времён моего школьного детства:

http://fleetphoto.ru/photo/58896/?vid=33550

 

Вот ещё Тагил

image.jpeg

  • Like 2
Link to post
Share on other sites

@Вперёдсмотрящий , люто плюсую, где нашёл? :)

Одна из ППшек с Гальянки (мы на ней просто катались туда и обратно), а слева баржа "Веранда-10", которая с буксиром ходила на пляж на Палёной горе.

На ней у нас последний звонок проходил.

Это начало-середина 80=х, пристань (деревянную) потом снесли и просто к причалу подходили.

За фото огромное спасибо!

 

В продолжение темы:

 

05229200c285.jpg

Edited by GrekOFF
  • Like 1
Link to post
Share on other sites
Только что, GrekOFF сказал:

@Вперёдсмотрящий , люто плюсую, где нашёл? :)

Одна из ППшек с Гальянки (мы на ней просто катались туда и обратно), а слева баржа "Веранда-10", которая с буксиром ходила на пляж на Палёной горе.

На ней у нас последний звонок проходил.

Это начало-середина 80=х, пристань (деревянную) потом снесли и просто к причалу подходили.

За фото огромное спасибо!

 

Олег, честно, не помню, какая то группа во ВК. Поищу в нескольких, если обнаружу где все таки брал - сообщу (начал искать)

Просто я брал ее давно...

Link to post
Share on other sites
Только что, Вперёдсмотрящий сказал:

Олег, честно, не помню, какая то группа во ВК. Поищу в нескольких, если обнаружу где все таки брал - сообщу (начал искать)

Просто это исключительно редкий случай, когда я вижу фото из Тагила, которого нет у меня на диске :)

В любом случае, большое спасибо.

Link to post
Share on other sites
5 минут назад, GrekOFF сказал:

Просто это исключительно редкий случай, когда я вижу фото из Тагила, которого нет у меня на диске :)

В любом случае, большое спасибо.

Нашёл!

 

https://m.vk.com/wall-135550641_1688

Почему то у меня в посте про 222 ("Красноярцев") не получилось выложить это фото. Восполню. "Красноярец" на Днепре в Смоленске

image.jpeg

  • Like 1
Link to post
Share on other sites

На похожую тематику фото. Тут Подольск. Река Пахра. Теплоход "Виктор Талалихин". Имя Подольского героя получил вот такой интересный теплоход. Ну и да, было время, когда в Подольске ходили такие значительные теплоходы..

image.jpeg

image.jpeg

  • Like 1
Link to post
Share on other sites
17 часов назад, GrekOFF сказал:

@Вперёдсмотрящий , люто плюсую, где нашёл? :)

чаще всего это бывает выложено вот здесь

15 часов назад, Вперёдсмотрящий сказал:

Ну и да, было время, когда в Подольске ходили такие значительные теплоходы..

это да, охренеть...

Link to post
Share on other sites
10 минут назад, GrekOFF сказал:

@Вперёдсмотрящий , ну вот и весь городской флот в сборе. Одна ППшка идёт с Гальянки, вторая пришвартована у борта баржи.

Спасибо!

 

"Веранда" у вас одна была? "Веранда-10"?

Link to post
Share on other sites
2 минуты назад, Вперёдсмотрящий сказал:

"Веранда" у вас одна была? "Веранда-10"?

Одна. Пригнали её по слухам из Тюмени, в середине 80-х. Где-то полгода она стояла на берегу на городском пляже, потом запустили в рейсы.

Ходила от городской пристани до зоны отдыха Гора Палёная.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Палёная_гора

Link to post
Share on other sites

Такой вот ещё малочисленный и малоизвестный тип теплоходов как "Леваневский". Это был тип речных пассажирских теплоходов, созданный специально для использования на КИМе  и прилегающих водных артериях в 1937 году. Другими типами судов, созданных для этой цели, были крупные теплоходы типа «Иосиф Сталин», предназначавшиеся для рейсов между Москвой и  городами по Волге и малые теплоходы типа «Громов» для городских и пригородных рейсов. Теплоходы «Леваневский» были "средним братом". Первый теплоход был назван в честь известнейшего тогда летчика, как, собственно и  5 остальных получили имена  героев, но правда потом многие переименовывали...

На фото теплоход "Леваневский" у Ростовской набережной.

image.jpeg

Link to post
Share on other sites
В 03.07.2019 в 07:38, Вперёдсмотрящий сказал:

 ну и на последнем фото 222 около реки Пахра, которая была судоходной и как раз в районе Подольска теплоходы и плавали...

Не знал про это, интересно!

А по какому маршруту они по Пахре ходили?

Link to post
Share on other sites
1 час назад, Yaroslav сказал:

А по какому маршруту они по Пахре ходили?


Недалеко - до Беляево/Дубровиц.

Link to post
Share on other sites

Как понимаю я, от моста, через усадьбу Ивановское до Беляево. Как раз на моем посте с фото "Виктора Талалихина", теплоход и проплывает мимо усадьбы Ивановское...

Link to post
Share on other sites
3 часа назад, ТГМ4А-0963 сказал:

Недалеко - до Беляево/Дубровиц.

 

2 часа назад, Вперёдсмотрящий сказал:

Как понимаю я, от моста, через усадьбу Ивановское до Беляево. Как раз на моем посте с фото "Виктора Талалихина", теплоход и проплывает мимо усадьбы Ивановское...

Понятно, спасибо!

Сейчас посмотрел атлас "Внутренние водные пути РСФСР" 1972 года - там этот участок отсутствует. Значит, судоходства нет минимум с 1972 года. Кстати, думаю, сейчас у туристов этот маршрут бы пользовался спросом. Но, увы...

Link to post
Share on other sites

Мы тут выше говорили о баржах "Веранда", вот тут не знаю, поэтому это она. Это река Ягорба и мост в Заречье в 1970 году 

image.jpeg

Link to post
Share on other sites
Только что, М.Е. сказал:

А был ли речной транспорт по Днепру в Смоленске и до какого года?

На этой странице есть фото теплохода проекта 222 в моем сообщении от 3 июля именно в Смоленске на Днепре. А вот до какого года не знаю.

Link to post
Share on other sites
В 15.07.2019 в 07:38, М.Е. сказал:

А был ли речной транспорт по Днепру в Смоленске и до какого года?


https://www.rabochy-put.ru/news/46815-sudokhodstvo-po-dnepru-proshloe-i-budushhee.html

До 70-х годов прошлого столетия речной трамвайчик был для смолян самым обычным транспортом. Им с удовольствием пользовались жители отдаленных деревень Кардымовского и Смоленского районов, его любила молодежь, отправлявшаяся по выходным вниз или вверх по Днепру на пикники, на нем удобно было приезжать на Колхозный рынок...

После Великой Отечественной войны речной транспорт перевозил грузы и пассажиров на участке протяженностью 134 км: от деревни Бовшево (расположена на границе с Белоруссией) до Дорогобужа. Особенно удобно добираться до Смоленска было жителям прибрежных деревень - Боровики, Лопино, Ратчино, Сырокоренье, Немыкари.

Вот какие речные маршруты приведены в путеводителе 1963 года: Смоленск - Бовшево (теплоходы «Десна» и «Енисей»), Смоленск - Боровики («Енисей» и «Дон»), Смоленск - Лопино («Днепр» и «Дон»), Смоленск - Ратчино («Дон»), Смоленск - Красный Бор («Десна», «Дон», «Енисей» в воскресные дни).

- Речные трамвайчики регулярно выполняли рейсы от деревень Кардымовского района вниз по течению до села Сырокоренье на границе Смоленского и Краснинского районов. «Порт приписки» у них был в Смоленске, на Рачевке, где потом расположилась спасательная станция. Второй причал располагался у нынешнего автовокзала. Население деревень, в которые тогда не ходили автобусы, куда не было дорог, с удовольствием пользовались удобным и дешевым водным транспортом. Одни ехали по делу, другие - просто покататься по Днепру.

Для обеспечения судоходства русло реки постоянно чистили два земснаряда. Речной транспорт считался перспективным, поэтому строились планы по его развитию. В городе должен был появиться речной вокзал. Перед началом проектирования набережной были достигнуты договоренности с Госпланом и Минэнерго СССР о строительстве за Смоленском плотины, которая повысила бы уровень Днепра, и гидроаккумулирующей электростанции. К сожалению, этому не суждено было сбыться.

В 1977 году Смоленский областной Совет депутатов трудящихся своим Решением №348 от 07.06.1977 г. запрещает использование теплоходов, катеров и моторных лодок на водоемах области с 1 июня 1977 года, ссылаясь на Постановление ЦК КПСС и Совет Министров СССР от 29.12.1972 г. №898 «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов». 


Официальными причинами этого тогда назывались «размыв берегов» теплоходами и наносившийся ими «ущерб рыбному хозяйству». На судах типа «Москвич» пассажироперевозки не запрещались.


Однако, уже в 1978 году пристань «Смоленск», как предприятие, была ликвидирована, а все суда, находившиеся на её балансе и которые не были списаны, приказом по пароходству и с разрешения МРФ были распределены по другим ведомствам, а частично — переданы в БССР (Белоруссию).

XYEuNRU3-4g.jpg

Edited by ТГМ4А-0963
  • Like 1
Link to post
Share on other sites
  • 4 weeks later...

О трагедии на  Волге на паромной переправе Горький - Бор с пароходом #6 постройки Общества Финляндского легкого пароходства случившейся 7 октября 1949 года.

 

--------------

По данным местного гидрометцентра, в тот день 7 октября температура воздуха не поднималась выше 0 градусов, ветер дул со скоростью более 12 метров в секунду, на поверхности реки Волга образовалась снежная каша так называемая шуга. Несмотря на погодные условия, на злополучный рейс билеты приобрел 171 пассажир. Некоторые, в основном молодежь, запрыгивали на палубу «зайцами». Для жителей Бора с начала весны и до поздней осени «финляндчик» был единственным связующим между местом их проживания и большим городом Горьким (современный Нижний Новгород). Около 15 часов, когда до берега оставалось каких-нибудь 10 минут ходу, перед речным трамвайчиком выросло грузовое судно «Чувашия». Неправильный расчет траектории членами обеих команд, ветер, перегрузка «финляндчика» и пустые трюмы «Чувашии» сыграли свою роль. Пассажирский корабль врезался в борт грузового. Почти сразу «финлядчик» стал тонуть. Люди оказались в ледяной воде. «Чувашия» уплыла. Терпящих бедствие подбирали проходящие в тот момент по Волге теплоходы «Куйбышев», «Стрежень» и «Стремительный». Замерзших и перепачканных мазутом людей сразу же отправляли на берег в баню. Однако спасти удалось немногих

-----------

Вот тон газетных статей в основном примерно такой (копия одной из них). Вообще "Валериан Куйбышев" подобрал из воды 70 чел, "Стержень" 17 чел, "Стремительный 10 чел и 1 чел снесло течением к "Чувашии"..

Ну а по данным справочной книжки Смирнова такой пароход вмещал 220 чел, длина 27 м, ширина 4,3 м. 

Все пишут о невероятной перегрузке "фальянчика" и возвышении его борта над водой на 15 см и при этом 200 погибших, но по всем приведённым цифрам именно 200 тут вряд ли натягивается..

 

Ну и фото аналогичного парохода, парохода #15, построенного в СПб, но по тому же проекту, что пароходы 1-7...

 

 

 

 

image.jpeg

Edited by Вперёдсмотрящий
Link to post
Share on other sites
  • 2 weeks later...

Фото экспериментальной "Ракеты-1" в Горьком. Её легко отличить от других "Ракет" ибо у неё у единственной из "Ракет" надпись "Ракета" находится над окнами пассажирского салона, у других "Ракет" эта надпись в другом месте и она мельче и так же дизайн немного иной (заметно к примеру по навесу над кормовой площадкой).

image.jpeg

  • Like 1
Link to post
Share on other sites
  • 3 weeks later...

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...