Перейти к содержанию

Вопрос по управлению троллейбусом


Рекомендуемые сообщения

Возник вопрос, возможно, эта тема уже обсуждалась. Каким образом происходит переход штанг троллейбуса на разветвлении? Я имею в виду именно в аспекте управления троллейбусом - переключает ли что-либо в кабине водитель, или же это происходит автоматически? Заранее спасибо!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возник вопрос, возможно, эта тема уже обсуждалась. Каким образом происходит переход штанг троллейбуса на разветвлении? Я имею в виду именно в аспекте управления троллейбусом - переключает ли что-либо в кабине водитель, или же это происходит автоматически? Заранее спасибо!

Вроде бы если жать на газ или не жать то переключается

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Понятно, имеется в виду расходная стрелка. По ПТЭ скорость не выше 10 км/ч.

 

Чтобы ехать направо, следует двигаться накатом. Т.е., при прохождении стрелки просто токоприёмники наезжают на обесточенные участки и звенит зуммер. Так называемое перо в стрелке по умолчанию смотрит направо.

Чтобы ехать налево, нужно перед проездом нажать пусковую педаль в положение ход-1. Электромагнитные катушки, находящиеся в механизме стрелки, получают ток и переводят перо стрелки налево. При этом зуммер не звенит.

Итого: работа с расходной стрелкой обеспечивается действиями с пусковой педалью.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Можно добавить, что в новых троллейбусах есть еще дополнительные тумблеры "стрелка" и "проезд стрелки". Одной пусковой педалью там не обойдешься.

Если надо пройти стрелку накатом, т.е. направо, тумблер отключает лишних потребителей энергии (печи, компрессор), а то они дают достаточно большой ток и стрелка может самопроизвольно перевестись налево.

Если надо проехать налево, тумблером, наоборот, усиливается каким-то образом, кол-во электричества в цепях троллейбуса, чтобы стрелка гарантированно перевелась. Там, по-моему, ток маленький на маневровой позиции, его может не хватить. Вот как-то так.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо всем большое за ответы! Теперь-то все прояснилось!!! :ph34r:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 месяца спустя...

Для меня всегда загадкой было как поворачивают троллейбусы.

А что значит

"пусковую педаль в положение ход-1"

Можно поподробнее про управление троллейбусом?

Основные системы и органы управления и насколько сложнее управление, чем автомобилем.

Спасибо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"пусковую педаль в положение ход-1"

144340[/snapback]

Это означает, что при нажатии педали пуска реостатный контроллер должен раскрутиться не более чем до 15-й позиции. Сложно? На практике для перевода стрелки "насилу" педаль нажимают несильно, чтобы чувствовалась тяга.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чтобы ехать налево, нужно перед проездом нажать пусковую педаль в положение ход-1. Электромагнитные катушки, находящиеся в механизме стрелки, получают ток и переводят перо стрелки налево. При этом зуммер не звенит.

Итого: работа с расходной стрелкой обеспечивается действиями с пусковой педалью.

 

Пара вопросиков

Меня все время интересовало, а что переводит стрелку обратно "направо" после прохода троллейбуса? Есть ли какой-нибудь механизм, который контролирует, прошел ли троллейбус (токоприемники) стрелку или нет? Возможно ли, если вдруг разомкнется цепь во время прохода пера(если водитель рано отпустит педаль), неправильное срабатывание? Возможно ли неправильное срабатывание стрелки (рога разъезжаются в разные стороны) из-за того, что один токоприремник впереди другого (если троллейбус под углом)?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для меня всегда загадкой было как поворачивают троллейбусы.

А что значит

"пусковую педаль в положение ход-1"

У троллейбуса четыре ходовых положения: маневровое, первое, второе и третье.

На маневровом - скорость около 5 км/ч (троллейбус при этом не разгоняется), если нажать педаль газа посильнее - на 1-е положение, то троллейбус начнет ускоряться примерно до скорости 30-40 км/ч, потом стабилизируется, если надо еще быстрее - жмем дальше на 2-е и 3-е ходовое положение.

Я на тр.ру как-то описывал сию процедуру. Поищу - выложу сюда.

P.S. Стрелки, конечно, надо проходить не на 1-м ХОДОВОМ положении, а на маневровом.

Можно поподробнее про управление троллейбусом?

Основные системы и органы управления и насколько сложнее управление, чем автомобилем.

Спасибо.

Руль, педаль газа и педаль тормоза.

Управление в чем-то легче (с педалями управляться всяко проще), в чем-то тяжелее (надо следить за КС, отклонением от проводов, спец.частями).

Ну, а руль - он и в Африке руль.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Небольшое вступление:

как, в принципе, организована передача тяги на электродвигатель? Через ГРК (групповой реостатный контроллер), который управляет прохождением тока через пусковые реостаты.

Сначала же мы не можем дать на ТЭД (тяговый электродвигатель) сразу весь ток - у нас трансмиссия сразу ловко развалится на мелкие кусочки. Поэтому сначала дается самый маленький ток (маневровое положение). Ток к ТЭД идет через максимальное количество реостатов. Потом нам надо ускоряться, и мы начинаем потихоньку выводить из цепи по одному реостату. Грубо говоря, отключили один реостат, ток стал чуть больше - это 1-я позиция ГРК, отключили еще один, ток стал еще чуть больше, это 2-я позиция ГРК и т.д. Это всё в очень упрощенном виде.

Таких позиций ГРК всего 18.

1-е ходовое положение - ГРК разворачивается с 1-й по 15-ю позицию и останавливается.

2-е ходовое положение - он доходит до 17-й позиции.

3-е ходовое положение - 18-я позиция ГРК.

 

А дальше уже цитата:

"Высказывалось тут мнение, что управление пусковой педалью троллейбуса ничем не отличается от управления педалью газа на "Жигулях". На самом деле это не совсем так, вернее, совсем не так. На "Жигулях" нажал педаль сильнее - поехал быстрее, немного отпустил - поехал медленнее. На троллейбусе так не получится, перейти с 3-го положения обратно на 2-е, а со 2-го на первое невозможно. Скорость без полного сбрасывания педали уменьшить не получится, можно только увеличить. Но в этом есть и свои плюсы. Для движения на максимальной скорости нет смысла держать педаль нажатой в пол, можно легонько придерживать ее на маневровой позиции, что бывает весьма актуальным при тяжелой пусковой педали.

Объясняю по порядку.

У пусковой педали есть 4 положения: маневровое(~ 5 км/ч), 1-е, 2-е и 3-е.

Лампочки позиций ГРК им соответстуют: 15-я позиция - это 1-е положение, 17-я - 2-е, 18-я - 3-е. Тут есть нюанс: лампочка 1-го положения загорается только тогда, когда ГРК реально развернется до 15-й позиции (там еще сработает контактор Р), а лампочки 2-го и 3-го положения загораются просто от нажатия педали в эти положения. Поясню на примере: если сразу после маневрого нажать на педаль до конца, то лампочки 2-го и 3-го положения загорятся, а 1-го нет (она загорится только когда троллейбус реально разгонится до 15-й позиции - занимает это всего несколько секунд).

После того, как 1-е положение включилось, отпадает надобность держать ногу на этом положении, можно ослабить до маневрового, все равно троллейбус будет продолжать ехать на том положении, до которого вы его разогнали. Например, если вы сразу нажали на 3-е положение, и после включения 1-го положения сразу или не сразу педаль отпустили до маневрового, то: если уже включилась 18-я позиция, то троллейбус будет ехать на 3-м положении, и все 3 лампочки будут гореть, если включилась только 17-я позиция, то тр-с будет ехать на 2 положении, и лампочка 3-го положения потухнет, а если включилась только 15 позиция, то тр-с будет ехать на 1-м положении, и лампочки 2-го и 3-го положения погаснут.

В реальной жизни, конечно, лампочками этими никто не пользуется, да и есть они далеко не на всех троллейбусах."

 

P.S. Всё вышеизложенное относится только к троллейбусам с РКСУ (реостатно-контакторной системой управления), которых в Москве большинство.

Как вся эта механика работает на тиристорно-импульсных машинах - понятия не имею.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А Зиу-9 на реостатной системе?

И ещё-если приспичит на троллейбусе с реостатной системой гнаться за кем-то/удирать от кого-то то как тормозить? Просто утапливать педаль тормоза, или тоже нужно соблюдать режимы?

Расскажите про тормоз.

 

Нихто

У вас хорошие технические ответы-многое стало понятным :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А Зиу-9 на реостатной системе?

ЗИУ-9 практически все, за редчайшими исключениями, на РКСУ, т.е. на реостатной системе.

И ещё-если приспичит на троллейбусе с реостатной системой гнаться за кем-то/удирать от кого-то то как тормозить? Просто утапливать педаль тормоза, или тоже нужно соблюдать режимы?

Расскажите про тормоз.

Теперь про тормоз.

Только сначала пара уточнений и дополнений про пусковую педаль:

1) 1-я позиция ГРК соответствует маневровому положению.

2) При полном сбрасывании пусковой педали (и только в этом случае) специальный двигатель всегда возвращает ГРК на 1-ю позицию, и пока он это не сделает - повторный пуск невозможен.

3) Если мы нажмем на 1-е ходовое положение, но не будем ждать пока ГРК полностью раскрутится до 15-й позиции и отключится, а где-нибудь, скажем на 7-й позиции (физически определить на какой конкретно сейчас позиции находится ГРК - невозможно) отпустим педаль обратно до маневрогого, то у нас троллейбус будет ехать на 7-й позиции ГРК (по-русски, где-то в середине 1-го ходового положения). На практике так делают очень редко, так как на скорости четко удержать маневровую сложно (пружинка на педальки может быть слабенькой, на кочках нога трясется и или сбросит вообще пусковую педаль, или провалится обратно на 1-е положение - очень неприятные рывки в этом случае получаются). Ведь водитель фактически не имеет твердой опоры с полом, кроме своей пятой точки. Особенно это было актуально на ЗИУ-9В (на Г всё ж другая конструкция педалей - можно каблуком в пол упереться).

4) Существуют два возможных ускорения. При нажатии только на 1-е положение оно меньше, чем сразу нажать на 2-е или 3-е.

 

Теперь про тормоза.

На тормозной педали - последовательно 1-е тормозное положение, 2-е тормозное положение, потом после перерыва - пневмотормоз.

Фактически мы имеем два возможных замедления чисто электрическим тормозом - побыстрее и помедленнее. Мы выбираем в зависимости от условий нужное и им тормозим. Люфт на каждое положение довольно приличный, и попасть на нужное положение несложно, т.е. по сравнению с пневмотормозом филигранно точного нажатия на тормозную педаль не требуется. В этом плане тормозить на троллейбусе проще, чем на машине. Также специально сделан разрыв между пневмо- и электротормозом, чтобы при нажатии на 2-е тормозное положение случайно не нажать пневмотормоз.

Сам пневмотормоз обычный, раньше тормозной кран был от ЗИЛ-130, т.е. торможение воздухом аналогично автомобильному.

Пневмотормоз нужен для резкой остановки в критических ситуациях, и также при падении скорости до примерно 5 км/ч, когда электрическое торможение уже перестает действовать.

В крайнем случае, можно доехать до парка вообще без воздуха, т.е. без пневмотормоза. До 5 км/ч тормозить электричеством, дальше - ручничком.

Нихто

У вас хорошие технические ответы-многое стало понятным :(

Спасибо. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пара вопросиков (про стрелки).

Тема уж обсуждалась не раз, но поиск такой - что даже я не нашел, хоть и знал, примерно, где искать.

По Яндексу нашел одну ссылочку, в принципе, разобраться можно:

http://www.avtoe.ru/taxi/detail.php?ID=23583

На основе этой ссылочки отвечу на вопросы:

Меня все время интересовало, а что переводит стрелку обратно "направо" после прохода троллейбуса?

Как видно из рисунков, налево ее переводит электромагнит, соответственно, после прохода троллейбуса, на электромагнит перестает поступать ток, и под действием пружины она возвращается в исходное (правое) положение.

Есть ли какой-нибудь механизм, который контролирует, прошел ли троллейбус (токоприемники) стрелку или нет?

Такой механизм, конечно, есть.

Если вникнуть в рисунки, то понятно, что на каждом проводе ПЕРЕД и ПОСЛЕ стрелки есть разрыв в проводах (перед стрелкой вообще вполне конкретный изолятор стоит, на котором при должном умении можно даже встать под обесточкой).

То есть, собственно, на всей длине стрелки мы имеем участок, изолированный от остальной сети. На этот участок ток может попасть ТОЛЬКО, пройдя через катушку пружины. Т.е. , если мы на этом участке будем нажимать на пусковую педаль, то ток пойдет через катушку пружины и она переведет стрелку. Если мы сбросим педаль ИЛИ проедем этот участок, ток через катушку идти перестанет и перо стрелки вернется в исходное положение.

Возможно ли, если вдруг разомкнется цепь во время прохода пера(если водитель рано отпустит педаль), неправильное срабатывание?

Возможно, если цепь разорвется ДО прохода пера (или во время).

В жизни были такие ситуации. Надо пройти накатом, но толканешь слабо и видишь, что не прокатишься - встанешь на обесточке. Тут есть шанс. Смотришь в зеркало, и как только штанги перья прошли, жмешь на педаль - там есть еще маленький кусочек до изолятора, и этого толчка хватает, чтобы проехать стрелку (накатом - направо). Перья, конечно, от этого нажатия, тоже переведутся, но мы-то их УЖЕ проехали.

Возможно ли неправильное срабатывание стрелки (рога разъезжаются в разные стороны) из-за того, что один токоприремник впереди другого (если троллейбус под углом)?

Это невозможно. Потому что, левый и правый провод работают в данном случае автономно. У каждого своя катушка и она срабатывает только на свою штангу.

Т.е., даже если предположить вариант, что штанги у нас настолько разной длины, что одна уже проехала стрелку, а вторая к ней только подъезжает - то и в этом случае всё сработает нормально.

P.S. По ПТЭ, кстати, разница в длине штанг не может превышать 10 см.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 месяца спустя...

Пневмотормоз нужен для резкой остановки в критических ситуациях, и также при падении скорости до примерно 5 км/ч, когда электрическое торможение уже перестает действовать.

В крайнем случае, можно доехать до парка вообще без воздуха, т.е. без пневмотормоза. До 5 км/ч тормозить электричеством, дальше - ручничком.

144477[/snapback]

Без воздуха троллейбус, оборудованный современным стояночным тормозом (исправным), вообще не поедет. Под "современным" имеется в виду конструкция (в противоположность старой конструкции, где рычаг стояночтного тормоза воздействует через трос непосредственно на тормозные механизмы), в которой давление воздуха в пневмосистеме отжимает тормозные колодки от барабанов. Если давление воздуха меньше некоторой величины (около 4-5 атм), троллейбус никуда не покатится сам, потому что не растормозится. Конечно, мощность двигателя позволяет преодолеть сопротивление тормозов, но лучше этого не делать.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В крайнем случае, можно доехать до парка вообще без воздуха, т.е. без пневмотормоза. До 5 км/ч тормозить электричеством, дальше - ручничком.

144477[/snapback]

Без воздуха троллейбус, оборудованный современным стояночным тормозом (исправным), вообще не поедет.

Да, конечно. Я там имел в виду троллейбусы именно с механическим ручником.

Да и вообще. Даже если предположить, что при отсутствии воздуха колеса бы не блокировались (ну так, чисто теоретически) - каким образом тогда можно было бы тормозить на маленькой скорости, на которой электротормоз уже не действует?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Даже если предположить, что при отсутствии воздуха колеса бы не блокировались (ну так, чисто теоретически) - каким образом тогда можно было бы тормозить на маленькой скорости, на которой электротормоз уже не действует?

160886[/snapback]

Чисто теоретически это уже совсем другой принцип действия. Но если же все тормоза заклинило ("теоретически"), то можно попытаться перевести реверс назад и тормознуть противотоком, если блокировка КВ не воспрепятствует этому.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чисто теоретически это уже совсем другой принцип действия. Но если же все тормоза заклинило ("теоретически"), то можно попытаться перевести реверс назад и тормознуть противотоком, если блокировка КВ не воспрепятствует этому.

Учитывая в каком развеселом месте этот реверс расположен - процесс обещает быть весьма занимательным. :ph34r:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 месяца спустя...

На вопрос

"Возможно ли неправильное срабатывание стрелки (рога разъезжаются в разные стороны) из-за того, что один токоприремник впереди другого (если троллейбус под углом)?" был дан ответ "нет". Однако недавно я сам видел, как у троллейбуса при проезде стрелки штанги разъехались в разные стороны. Почему такое могло произойти?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Однако недавно я сам видел, как у троллейбуса при проезде стрелки штанги разъехались в разные стороны. Почему такое могло произойти?

188474[/snapback]

Это печки могли создать излишний ток ("наводка" от печей), из-за которого на некоторых стрелках штанги могут пойти налево даже при отпущенной пусковой педали.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Однако недавно я сам видел, как у троллейбуса при проезде стрелки штанги разъехались в разные стороны. Почему такое могло произойти?

188474[/snapback]

Это печки могли создать излишний ток ("наводка" от печей), из-за которого на некоторых стрелках штанги могут пойти налево даже при отпущенной пусковой педали.

Или же стрелка "чудит".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 года спустя...

Для движения на максимальной скорости

 

Интересно, до какой скорости можно разогнать троллейбус? Т.е. есть ли какой-то предел скорости?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Или же стрелка "чудит".

Недавно сам был свидетелем такой ситуации. Там была такая схема: линия расходилась на направление "прямо" и метров через 100 был поворот налево (конечная остановка). И для того, чтобы заехать на конечную, при переходе через стрелку требовался её перевод и при этом "тянуло" сильную дугу, сравнимую разве что со вспышкой молнии (потом устранили). И в конце концов там что-то заварилось, и взависимости от того в какую сторону нужно было переключиться, штанги либо разъезжались в разные стороны, либо и вовсе соскакивали. И до приезда ремонтной бригады ни один троллейбус без приключений по этой стрелке так и не прошел. Даже интересно было понаблюдать за этой картинкой...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Интересно, до какой скорости можно разогнать троллейбус? Т.е. есть ли какой-то предел скорости?

Конечно, предел скорости есть. Где-нибудь в районе 90 км/ч.

У каждого троллейбуса вообще по-разному. Зависит от того, как он отрегулирован, какое его техническое состояние и от времени суток (вечером быстрее).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Конечно, предел скорости есть. Где-нибудь в районе 90 км/ч.

У каждого троллейбуса вообще по-разному. Зависит от того, как он отрегулирован, какое его техническое состояние и от времени суток (вечером быстрее).

Как-то потихоньку подсматривал за работой водителя в кабине (интересовали действия с пусковой педалью), вобщем там на спидометре написано 120, но думаю, что даже до 90 км/ч в городе разогнаться будет проблематично. Вечером конечно можно попробовать только стоит ли...

А что же касается 120 км/ч - так я по себе знаю что теория и практика - это две диаметрально разные вещи.

Уточню марку - это была тиристорно-импульсная система, точное название марки троллейбуса уже и не помню. Он виден на моем аватаре.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

БКМ 321 на твоей аве. У этих троллейбусов стоят ограничители скорости.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

БКМ 321 на твоей аве. У этих троллейбусов стоят ограничители скорости.

А до какого предела ограничение? В моем случае водила разогнал его до 60-ти если верить спидометру, но на этой скорости по звуку уже было слышно, что предел вроде как где-то неподалеку

А вообще именно эта модель мне больше всего нравится, заранее загадывать не стану, но время

покажет как они себя будут вести в будущем. Думаю, что везде найдутся свои болячки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всегда мучал вопрос, тем более тут вроде как знающие люди собрались. Любопытство одолело: а что, если педаль на стрелке нажать не слегка, до "легкой" тяги, а положить до упора? :-))))))))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всегда мучал вопрос, тем более тут вроде как знающие люди собрались. Любопытство одолело: а что, если педаль на стрелке нажать не слегка, до "легкой" тяги, а положить до упора? :-))))))))))

В смысле с троллейбусом или со стрелкой? Стрелка конечно же должна перевестись (теоретически)

Ворос зачем рвать когти... За спиной ведь пассажиры. А по троллейбусу - думаю тут найдется пара-тройка водителей, которые смогут более внятно ответить на Ваш вопрос.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всегда мучал вопрос, тем более тут вроде как знающие люди собрались. Любопытство одолело: а что, если педаль на стрелке нажать не слегка, до "легкой" тяги, а положить до упора? :-))))))))))

В смысле с троллейбусом или со стрелкой? Стрелка конечно же должна перевестись (теоретически)

Ворос зачем рвать когти... За спиной ведь пассажиры. А по троллейбусу - думаю тут найдется пара-тройка водителей, которые смогут более внятно ответить на Ваш вопрос.

Нет, я не в смысле лететь на стрелке, а в смысле остановиться, например, перед ней, встать впритык, а потом положить педаль до упора до момента полного проезда стрелки :o

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Приблизительно такой же вопрос: а если уложить педаль в пол уезжая с остановки к примеру?

Если стать прямо перед стрелкой, то здесь уже сомтря как станешь: при нажатой педали стрелки сработают. Возможен неправильный переход штанг, если станешь под обесточкой. Более подробно об

этом можно прочитать выше.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.