Перейти к содержанию

О московском метро и социальном равенстве.


Mazzy

Рекомендуемые сообщения

Весьма интересная заметка, подходящая сразу в несколько разделов форума. Достаточно актуальна в свете смены начальника ММ и нашего бакланосрача. :(

 

Профессор ВШЭ Сергей Медведев о московском метро и социальном равенстве.

 

http://www.hse.ru/news/1163611/27065607.html

 

Признаюсь, грешен. Как всякий столичный автомобилист, я высокомерно избегал мира метро, а если и случалось в девятибалльные пробки спуститься под землю, то покупал билет на одну поездку, переспрашивал его цену и в вагоне долго изучал схему линий, всем своим видом давая понять, что я человек здесь случайный.

 

И вот однако ж. Спасаясь от новогоднего автомобильного коллапса, в конце декабря я сменил машину на метро, да так и продолжаю ездить, хотя пробки в Москве уже пожиже. Затянуло. Помимо всем известных преимуществ - в метро всегда хорошая погода, нет пробок, люди интереснее, а девушки красивее, - в метро я стал больше читать, думать и наблюдать. И в том числе замечать, что под землей сложилась параллельная социальная реальность, разительно отличающаяся от той, что наверху.

 

Самое важное - в метро хамства меньше, чем на поверхности. Люди, как правило, не курят и меньше сорят: катающаяся по вагону пивная бутылка встречается все реже. Обучение идет быстрыми темпами: теперь уже многие придерживают стеклянную дверь при входе и уступают место пожилым. Метро - это открытый городской университет, где новоприбывшие из деревни, слободы и кишлака получают навыки коллективной жизни, умение жить в толпе. Метро - это пространство нормативности и работающих общественных конвенций. И дело не только в том, что под землей больше милиции, камер наблюдения и дежурных, - люди сами учатся жить в плотном потоке, быть разными и уважать права других.

 

Наверху все иначе. Автомобиль усугубляет и выпячивает наши социальные болезни: право силы, презрение к правилам и нелюбовь к ближнему. На дорогах властвует культ внедорожников, бессмысленный и беспощадный, смесь понтов и страхов, и азиатская страсть к тонировке стекол, как будто Москва находится как минимум на широте Махачкалы. Мстительные разборки при перестроениях, езда по газонам и тротуарам, парковка на остановках и переходах. На улицах царит жесткая иерархия, в зависимости от крутизны авто, и горе тому, кто ее нарушит: зажмут всем потоком и дадут понять, кто ты есть.

 

Культивируя крайний индивидуализм, автомобиль фактически разрушает наше социальное пространство. А под землей это пространство частично воссоздается. В отсутствие в России публичной политики, форума, площади (те, что есть, огораживаются) метро становится местом формирования гражданина, возникновения общественного договора.

 

И еще метро хорошо тем, что в нашем распальцованном обществе, болезненно чувствительном к социальному статусу, там ненадолго восстанавливается равенство - люди из разных слоев стоят в одних очередях и ездят в одних вагонах. В вестибюлях и переходах около входов в метро греются бомжи и бездомные собаки - многим это может не нравиться, но это отличная социальная терапия для людей, предпочитающих эти язвы не замечать. Главный архитектор "Метрогипротранса" Николай Шумаков рассказывал мне, что они проектируют вестибюли с запасом, чтобы было где разместиться и бомжам, и городским сумасшедшим, то есть у метро имеется и гуманитарная миссия, - я считаю, что это прекрасно. В слове "метрополитен" есть греческий корень "полис", зачатки политии. Метро - это наша агора, res publica, "общая вещь", коллективное благо, идея которого затерялась при переходе от социализма к рынку. Эта идея удивительным образом сохранилась лишь под землей при Дмитрии Гаеве и, надеюсь, что при новом начальнике, Иване Беседине, московское метро останется открытым, демократичным и гуманным пространством.

 

И пусть мой автомобиль постоит днем у конечной станции, где я живу. От билетов на 1-2 поездки я уже перешел к билетам на 5, 10 и, может быть, скоро решусь на месячный проездной. Да, забыл сказать главное: в метро нет мигалок.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Человек видит то, что он хочет увидеть. В корне не согласен. Дорога не заповедник быдла, метро не образец доброжелательности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И всё-таки не могу не согласиться с автором. Хотя сегодня свершилось чудо - меня пропустили вне пешеходного перехода.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дорога не заповедник быдла,

362567[/snapback]

К сожалению, быдла достаточно 10%, чтобы остальные 90 не имели значения. А уж 10% точно есть.

метро не образец доброжелательности.

362567[/snapback]

Автор в общем-то не на доброжелательность обращает внимание, а на социальное равенство.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

быдла достаточно 10%

362571[/snapback]

Его всего 1-2%, зато по уровню опасности оно занимает 99,999%.

не на доброжелательность обращает внимание, а на социальное равенство

362571[/snapback]

Социального равенства нет даже на кладбище.

 

Сергей Медведев

362564[/snapback]

А что думает профессиональный охранник Дмитрий Путин? :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, мне кажется, что профессор кафедры прикладной политологии ГУ-ВШЭ Сергей Медведев http://www.hse.ru/org/persons/67402 явно более компетентен в этом вопросе, чем проффессиональный охранник Дмитрий Путин.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Социального равенства нет даже на кладбище.

362625[/snapback]

Как это ни смешно, в метро его больше.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Автор в общем-то не на доброжелательность обращает внимание, а на социальное равенство.

 

Автор умилённо смотрит на присходящее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какое там социальное равенство? Не смешите. Постоянно видишь всяких граждан, которые ставят себя выше остальных, позволяя себе разные вещи. Видела одну девушку, она явно была на понтах, которая курила прямо в вагоне метро, и на все замечания не реагировала. Ещё постоянно замечаю всяких думающих о себе много мужчин, которые очень раздражительны от всяких мелочей. Вчера вот ехала, в вагоне заедала дверь. Подошёл такой вот к двери, а на станции дверь не открылась. Так вот он ударил её так, что она чуть не вылетела

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По моему фигню автор написал. Что бы он не говорил, но взаимоуважения на дорогах стало больше за последнее время. Наслушавшись страшилок о том, какие вокруг все хамы, я морально готовился к самому худшему, когда начинал ездить. Однако не так всё и ужасно - и пропускают довольно часто, и перед пешеходами останавливаются, в т.ч. и те джипы, которые по идее автора никому не должны прохода давать. Так что уровень хамства он одинаков что в метро, что на дорогах. Просто автомобиль даёт большие возможности для проявления этого хамства, и оно более заметно :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Видела одну девушку, она явно была на понтах, которая курила прямо в вагоне метро

362668[/snapback]

И что, не нашлось никого, способного прекратить это? Ну тогда это проблемы нюхающих. Однако такой случай доводится встретить не каждому за свою жизнь.

Что бы он не говорил, но взаимоуважения на дорогах стало больше за последнее время.

362672[/snapback]

За последнее это какое, после 21-00? Если и из-за штрафов что-то и меняется в лучшую сторону, то это шаг вперед, 2 шага назад. Такого хамства, как выезд на трамвайную выделенку или встречку еще недавно (лет 20 назад) и в голову придти не могло. Заклинить правую стрелку - тоже. И не уступить дорогу едущему по главной - тоже.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какое там социальное равенство? Не смешите. Постоянно видишь всяких граждан, которые ставят себя выше остальных, позволяя себе разные вещи. Видела одну девушку, она явно была на понтах, которая курила прямо в вагоне метро, и на все замечания не реагировала.

362668[/snapback]

 

Это проблема культуры, а не социального равенства. Социальное неравенство было бы, если было бы написано: "курить можно только членам Единой России".

 

всяких думающих о себе много мужчин, которые очень раздражительны от всяких мелочей. Вчера вот ехала, в вагоне заедала дверь. Подошёл такой вот к двери, а на станции дверь не открылась. Так вот он ударил её так, что она чуть не вылетела

362668[/snapback]

 

А что нужно было с этой дверью делать? Молитву ей сотворить?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Такого хамства, как выезд на трамвайную выделенку или встречку еще недавно (лет 20 назад) и в голову придти не могло.

362677[/snapback]

"Лет 20 назад" мы не рассматриваем. Тогда была другая страна и машины были у избранных. А сравниваем, скажем, с началом нулевых, когда уже водителей расплодилось немеряно. Улучшилось всё не только за счёт штрафов. Потому что если ты не уступишь въезжающему с второстепенной дороги, ты даже не нарушишь ничего. Однако уступают же. Потому как почти все сами оказываются в ситуациях, когда надо с поворота вклиниться в поток, а никто не даёт это сделать. Тоже самое с пешеходами, которыми бывают практически все автомобилисты. Культура, как ни крути, начала у людей появляться. Потому что люди начинают понимать, что жить по волчьим законам себе же хуже.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что думает профессиональный охранник Дмитрий Путин? :(

Еще больше интересно, что думает об этом пострадавшийй от нахала с мигалкой Алексей Путин.

 

ЗЫ Надо же, у премьера реальный однофамилец нашелся.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это проблема культуры, а не социального равенства. Социальное неравенство было бы, если было бы написано: "курить можно только членам Единой России".

362687[/snapback]

Ну тогда можно сказать, что нет в метро никакого социального уравновешенивания, как написано в первом сообщении. Просто в метро ездят обычные социально равные люди. Вот и вся загадка. Наверное, читали хотя бы здесь темы про взаимоотношения автомобилистов и пешеходов? И особенно отношения автомобилистов к общественному транспорту и тем, кто на нём ездит.

А что нужно было с этой дверью делать? Молитву ей сотворить?

362687[/snapback]

Мужик ехал в вагоне несколько остановок и волей-неволей должен был обратить внимание, что дверь заедает, открываясь на секунду позже остальных дверей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Просто в метро ездят обычные социально равные люди

362701[/snapback]

Скажем так: в отличие от дурного транспорта МГТ, в метро ездят представители очень различных слоев населения, поскольку передвижение по земле затруднено. Уровень доходов пассажиров метрополитена может отличаться на порядок и более.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Скажем так: в отличие от дурного транспорта МГТ, в метро ездят представители очень различных слоев населения, поскольку передвижение по земле затруднено. Уровень доходов пассажиров метрополитена может отличаться на порядок и более.

362712[/snapback]

Причём тут Мосгортранс, да и потом сомневаюсь я в этом. Если бы так было, то в Москве пробки бы исчезнули как явление. Человек с высоким уровнем доходов, как правило, покупает себе автомобиль, после чего в общественный транспорт он не пойдёт даже под угрозой расстрела. Если бы на самом деле было бы то, что описал автор в заглавном сообщении, то в метро можно было бы увидеть разного рода бизнесменов, политиков, актёров и других знаменитостей. А пока тишина

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если бы на самом деле было бы то, что описал автор в заглавном сообщении, то в метро можно было бы увидеть разного рода бизнесменов

362715[/snapback]

Доход бизнесменов и актеров все-таки не на 1 порядок отличается от медсестры. А так, людей, упакованных достаточно дорого, встретить в метро нетрудно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Доход бизнесменов и актеров все-таки не на порядок отличается от медсестры. А так, людей, упакованных достаточно дорого, встретить в метро нетрудно.

362719[/snapback]

Что подтверждает мои слова. А дорого выглядеть и ехать в дорогом - совершенно разные вещи. Посмотрите на Медведева, который одевается, как рабочий с завода в выходной день в гости, но вряд ли он одевается на Черкизоне или где-то в подобных местах

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Человек с высоким уровнем доходов, как правило, покупает себе автомобиль, после чего в общественный транспорт он не пойдёт даже под угрозой расстрела

362715[/snapback]

под угрозой опоздания - пойдет.

да и потом сомневаюсь я в этом.

362715[/snapback]

человек в ранге директора по маркетингу российского представительства крупной западной компании - подойдет?

 

Да и депутаты и их помощники, которые незасвеченные, т.е. не рискуют тем что их узнают, пользуются метро, когда припрет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Такого хамства, как выезд на трамвайную выделенку или встречку еще недавно (лет 20 назад) и в голову придти не могло.

362677[/snapback]

"Лет 20 назад" мы не рассматриваем. Тогда была другая страна и машины были у избранных. А сравниваем, скажем, с началом нулевых, когда уже водителей расплодилось немеряно. Улучшилось всё не только за счёт штрафов. Потому что если ты не уступишь въезжающему с второстепенной дороги, ты даже не нарушишь ничего. Однако уступают же. Потому как почти все сами оказываются в ситуациях, когда надо с поворота вклиниться в поток, а никто не даёт это сделать. Тоже самое с пешеходами, которыми бывают практически все автомобилисты. Культура, как ни крути, начала у людей появляться. Потому что люди начинают понимать, что жить по волчьим законам себе же хуже.

Что-то мы, по-моему, по улицам разных городов ездим и ходим. Бывают случаи, но то, что вы описывате, скорее исключение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

под угрозой опоздания - пойдет.

362723[/snapback]

человек в ранге директора по маркетингу российского представительства крупной западной компании - подойдет?

 

Да и депутаты и их помощники, которые незасвеченные, т.е. не рискуют тем что их узнают, пользуются метро, когда припрет.

362723[/snapback]

Всё это носит единичный и случайный характер, а не постоянный.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

покупает себе автомобиль, после чего в общественный транспорт он не пойдёт даже под угрозой расстрела

362715[/snapback]

 

Что ж тогда на окраинах у метро все машинами заставлено? Да что у метро, у нас у ж.д. платформы нужно еще найти место, где припарковаться.

 

Причём тут Мосгортранс

362715[/snapback]

 

При том, что менять машину на автобус смысла нет. А вместо стояния в пробке проехать в метро смысл есть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вместо стояния в пробке проехать в метро смысл есть

362768[/snapback]

К сожалению, я знаю достаточно людей, готовых потратить на поездку в автомобиле 2 часа вместо часа на метро. До анекдотической ситуации - приходит на работу за час до начала. На вопрос, почему, ответ: "на метро поехал".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что ж тогда на окраинах у метро все машинами заставлено? Да что у метро, у нас у ж.д. платформы нужно еще найти место, где припарковаться.

362768[/snapback]

Я ж не говорю, что совсем никто не ездит, но таких мало. Да и потом, пусть стоит у каждой станции метро 50 машин. Это 50 человек, что для показателей метрополитена является каплей в море.

При том, что менять машину на автобус смысла нет. А вместо стояния в пробке проехать в метро смысл есть.

362768[/snapback]

Ну как будто Мосгортранс в пробках виноват

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да и потом, пусть стоит у каждой станции метро 50 машин.

362801[/snapback]

Если бы. При наличии у Бабушкинской примерно 300 законных парковочных мест, запарковаться в округе 300м от метро умудряется не меньше 1000 машин.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну как будто Мосгортранс в пробках виноват

362801[/snapback]

Тоже свой вклад имеет. Неужели МГТ настолько нищий и бесправный, что диспетчерские находятся явно не на своих местах? Лет 40 как неактуальна таковая на перекрёстке просп.Вернадского и ул.Кравченко. Не на месте диспетчерская у м."Варшавская". Какого чёрта автобус 113 вообще заходит на Ленинский просп., когда можно обойти его через ул.Панфёрова и Вавилова? Почему свыше 20 лет не построена инфраструктура у м. "Черкизовская"?

Ох, участники форума, наверное, назовут ещё кучу мест в Москве, где МГТ вполне может посодействовать уменьшению пробок.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Человек с высоким уровнем доходов, как правило, покупает себе автомобиль, после чего в общественный транспорт он не пойдёт даже под угрозой расстрела.

362715[/snapback]

Весьма распространённый стереотип, имеющий к реальности весьма отдалённое отношение. Точнее сказать один из многочисленных транспортных мифов и сказок. Не у всех людей понты главное в жизни, для многих они совсем не главное.

 

А дорого выглядеть и ехать в дорогом - совершенно разные вещи. Посмотрите на Медведева, который одевается, как рабочий с завода в выходной день в гости, но вряд ли он одевается на Черкизоне или где-то в подобных местах

362720[/snapback]

Знаю я одного достаточно успешного бизнесмена. Встретишь его где-нибудь в магазине - подумаешь что работяга за пивом забежал, при этом тебе и в голову не придёт, что у человека своё весьма прибыльное дело, в его группе компаний работает несколько сот человек и денег у него столько, что нам и не снилось. Так что одежда это не всегда показатель.

 

Да и депутаты и их помощники, которые незасвеченные, т.е. не рискуют тем что их узнают, пользуются метро, когда припрет.

362723[/snapback]

У меня у отца друг детства в девяностых был депутатом ГД. На метро ездил совершенно спокойно, только депутатский значок при этом снимал или прятал под одежду.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Весьма распространённый стереотип, имеющий к реальности весьма отдалённое отношение. Точнее сказать один из многочисленных транспортных мифов и сказок. Не у всех людей понты главное в жизни, для многих они совсем не главное.

 

 

Да не, тут всё верно. Покупают то все, а вот избегают метро не многие, лишь те, кто причинам узнаваемости не может им пользоваться. Что касается НОТа, то тут смешно даже.

 

У меня у отца друг детства в девяностых был депутатом ГД. На метро ездил совершенно спокойно, только депутатский значок при этом снимал или прятал под одежду.

 

 

 

 

Люди добившиеся чего-то в этой жизни, несколько отличающегося от нытья на форуме, это как правило люди умеющие думать. Если у человека есть шанс куда то добраться быстрее чем на машине в данный момент и он в это место опаздывает, он естественно воспользуется подземкой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Покупают то все, а вот избегают метро не многие, лишь те, кто причинам узнаваемости не может им пользоваться.

362864[/snapback]

Ну не то чтобы только те, кто узнаваем. Есть люди, для которых понт это главное в жизни, но это далеко не все автомобилисты и далеко не все люди высокого достатка.

 

Что касается НОТа, то тут смешно даже.

362864[/snapback]

С НОТом тоже не всё так однозначно. Да, с одной стороны на автобусе в пробках ты тех же стоишь, но с другой, ты избавлен от необходимости рулить по пробке, искать место для парковки, откапывать машину из-под снега, прогреваться и т.д. и т.п. Я бы сказал, что опять же всё зависит от конкретного человека и конкретной ситуации.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.