Jump to content

Закрытие троллейбуса в Москве и его последствия.


Recommended Posts

2 часа назад, AleksandrSHCH сказал:

в России нет лития.

Пока да, всё литиевое сырьё импортируется. Впрочем, для электробусов импортируются и готовые батареи.

 

Обзорная статья по теме: https://www.forbes.ru/biznes/464439-polucitsa-li-u-rossii-proizvodit-litij

 

06 мая 2022 г.

Получится ли у России производить литий

Алекс Будрис Редакция Forbes

 

 

Литий — ключевой компонент разнообразных аккумуляторов, которые используются везде: от смартфонов до электромобилей. Россия обладает крупными запасами лития, но больше 20 лет не добывала его, предпочитая более дешевый импорт. Теперь с импортом ожидаются перебои. Сразу четверо участников рынка объявили в 2022 году о планах производить литий из собственного сырья, однако осуществятся эти проекты нескоро

О перспективе дефицита лития заявил недавно заместитель директора департамента металлургии и материалов Минпромторга Владислав Демидов. «Если не будет сырья, то очень большая может быть проблема в обеспечении собственных литиевых потребностей в литийионных аккумуляторных батареях», — сказал Демидов.

Выступая в Совете Федерации, Демидов сообщил, что Россия не добывает литиевое сырье. Оно поступает в страну в виде карбоната лития в основном из Чили, Аргентины, Китая и Боливии. Китай, по словам Демидова, сам испытывает острую нехватку лития. А после приостановки поставок из Чили и Аргентины у России осталась возможность получать сырье только из Боливии, сказал он.

«От прекращения импорта сырья могут пострадать практически все российские производители и потребители литиевой продукции, начиная от компании по производству литийионных аккумуляторов «Лиотех» и заканчивая Каменск-Уральским металлургическим заводом, выпускающим полуфабрикаты из алюминий-литиевых сплавов, — соглашается независимый эксперт Леонид Хазанов. — Причем компенсировать нехватку собственной добычей литиевого сырья мы не сможем — ее в нашей стране сейчас попросту нет».

 

Зачем нужен литий, где и как его добывают

Литий — самый легкий в мире металл. В металлургии он используется для раскисления и повышения пластичности и прочности сплавов. В оптике он применяется для изготовления стекол, которые защищают от ультрафиолетовых лучей. Кроме того, в ядерной энергетике и атомной технике при его помощи получают радиоактивный изотоп водорода — тритий. Но львиная доля лития уходит на производство литийионных аккумуляторов. Рост спроса на электромобили привел к взлету цен на литий на 400% в прошлом году.

Цены на карбонат лития сейчас держатся выше $70 000 за т (хотя в прошлом году были примерно $13 000) из-за сильного спроса на него со стороны производителей литийионных аккумуляторов, объясняет Хазанов.

Существуют несколько способов добычи лития. При гидроминеральном способе минерализованные подземные воды закачиваются в специальные бассейны, где происходит выпаривание. Из образующегося концентрата получается карбонат лития, который используется производителями аккумуляторов во всем мире. Таким образом литий производится в так называемом «литиевом треугольнике», расположенном в Андах на границах Аргентины, Боливии и Чили. Там находится более половины мировых запасов лития.

Более дорогим способом является рудный, когда металл добывают в шахтах или карьерах из пегматитов — горных пород, содержащих разные металлы, включая литий. Литий также можно получать из отвалов отработанной руды, где металл сохранился, поскольку устаревшие технологии не позволяли извлекать его полностью, и из вышедших из употребления аккумуляторов.

По данным Геологической службы США (USGS), крупнейшие прогнозные ресурсы лития в мире по состоянию на прошлый год находились в Боливии, где они оценивались в 21 млн т, Аргентине (19 млн т), Чили ( 9,8 млн т), США (9,1 млн т), Австралии (7,3 млн т) и Китае (5,1 млн т). Прогнозные объемы запасов лития в России служба оценивает в 1 млн т.

Общая добыча лития в 2021 году составила около 100 000 т, увеличившись за год на 21%. Больше всего лития добывалось в Австралии — 55 000 т, Чили — 26 000 т, Китае — 14 000 т и Аргентине — 6200 т. Боливия в списке крупных производителей не числится. По оценке The Economist, добыча лития в Боливии в прошлом году могла составить лишь 600 т.

Это меньше, чем нужно одной только России. «Из общего объема выпуска лития из импортируемого сырья (примерно в 2000 т) 400-700 т потребляется непосредственно в России, остальные 1300-1600 т отправляются на экспорт, — рассказывает Хазанов. — Производятся аккумуляторы, стекло, керамика, смазки, алюминий-литиевые сплавы».

 

 

Проект «Норникеля» и «Росатома»

В понедельник, 25 апреля, металлургический гигант «Норникель» объявил о намерении создать совместное предприятие с «Росатомом» по освоению литиевого месторождения Колмозерское в Мурманской области и дальнейшей глубокой переработке литиевого сырья.

Колмозерское — крупнейшее (18,9% отечественных запасов) и наиболее перспективное российское месторождение литиевых руд, в настоящее время находится в нераспределенном фонде. СП «Норникеля» с «Росатомом» намерены участвовать в аукционе на лицензию по разработке месторождения. Аукцион ожидается уже в нынешнем году. 

«Мировой спрос на литий, по прогнозам, может увеличиться в пять раз до 2030 года. Россия также нуждается в собственном литиевом сырье и в создании производственной цепочки от добычи руды до производства аккумуляторных батарей, — сказал Forbes cтарший вице-президент — производственный директор «Норникеля» Сергей Степанов. — В связи с этим «Норникель» и «Росатом» решили объединить имеющиеся в компаниях компетенции в рамках проекта по освоению месторождения «Колмозерское». На сегодня подписано соглашение о намерениях и разработана предварительная техническая документация по проекту». Раскрывать детали о сроках, объемах инвестиций и так далее «Норникель» отказался. 

«Росатом» задумывался о добыче лития на Колмозерском месторождении еще в июле 2021 года, напоминает аналитик «Велес Капитала» Василий Данилов. Тогда первый металл планировалось получить только к 2030 году. «Сейчас к разработке Колмозерского месторождения привлечен «Норникель» — одна из крупнейших горнодобывающих компаний в мире, имеющая широкое присутствие на Кольском полуострове, — говорит эксперт. — Учитывая значительные финансовые и экспертные ресурсы «Норникеля», начало промышленной добычи лития может начаться раньше обозначенных девяти лет». Однако в любом случае речь идет о достаточно длительном сроке, что связано не только с необходимостью разработки самого месторождения, но и строительства с нуля сопутствующей инфраструктуры, обогатительных фабрик и других объектов, добавляет Данилов.

«Проект «Росатома» и «Норникеля» может оказаться труднореализуемым: несмотря на большие запасы Колмозерского месторождения, его руды отличаются сложным составом, поэтому их переработка может оказаться крайне затратной», — полагает Хазанов.

В проекте принимает участие дочернее предприятие «Росатома» — «РЭНЕРА» — производитель литийионных батарей для использования в спецтехнике, энергетике и электротранспорте.

В июле 2021 года сообщалось, что входящий в «Росатом» холдинг «Атомредмедзолото» планирует начать добычу соединений лития в Мурманской и Иркутской областях, а также в Латинской Америке до 2030 года и вложить в эти проекты более 50 млрд рублей. Назывался и предполагаемый объем добычи — до 50 000 т в год.

 «Росатом» не ответил на запрос Forbes.

 

В начале февраля «Газпром», «Иркутская нефтяная компания» (ИНК) и Министерство промышленности и торговли подписали трехсторонний план мероприятий («дорожную карту») по реализации проекта по производству соединений лития из минерализованных подземных вод Ковыктинского газоконденсатного месторождения «Газпрома» в Иркутской области.

«Газпром» провел технико-экономическую оценку проекта, который, по предварительным оценкам, в перспективе может в значительной степени покрыть внутренний спрос на литий», — заявил во время подписания соглашения председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер. Проект, который намерены реализовать «Газпром» и «Иркутская нефтяная компания», позволит  сформировать литиевую отрасль полного цикла с хорошим экспортным потенциалом, сказал министр промышленности и торговли Денис Мантуров. В сообщении «Газпрома» не указываются сроки осуществления проекта. При этом Мантуров отметил, что этот проект — «важный, предметный шаг к решению амбициозной задачи полного обеспечения российской промышленности отечественными редкими и редкоземельными металлами к 2030 году».

«Газпром» и ИНК подписали меморандум о намерениях развивать проект добычи лития на Ковыктинском месторождении в октябре 2021 года. Тогда же было объявлено, что ИНК располагает собственными технологиями переработки литийсодержащих попутных вод и готова их адаптировать для переработки пластовых рассолов месторождения «Газпрома».

«Газпром» и ИНК не ответили на запрос Forbes. Минпромторг отказался предоставить данные по проекту, сообщив лишь, что работа над ним продолжается «в рамках дорожной карты».

 

Дагестан тоже хочет производить литий

О намерении организации производства карбоната лития объявил и министр промышленности Дагестана Низам Халилов. Он сказал, что в республике есть три крупных месторождения лития, на самом большом из них, Южно-Сухокумском, по его словам, можно добывать 5000-6000 т соединений лития в год. «В зависимости от запасов месторождения речь может идти как о добыче лития на территории республики, так и об организации в регионе производства полного цикла», — сказал Халилов.

 

По словам директора Института проблем геотермии и возобновляемой энергетики — филиала Объединенного института высоких температур РАН Алибека Алхасова, институт за последние 40 лет изучил на Северном Кавказе 92 месторождения с промышленным содержанием лития, 55 из которых находятся в Дагестане. «Берикейское, Южно-Сухокумское и Тарумовское месторождения позволяют не только полностью обеспечить потребности России в карбонате лития, но и экспортировать его в другие страны», — сказал Алхасов.

Ученый полагает, что, в связи с ограничениями на поставки лития в Россию, проект добычи лития в Дагестане может осуществиться. По приблизительным расчетам, этот проект потребует около миллиарда рублей инвестиций. «Но проект быстро окупится, и Россия не станет больше зависеть от поставок этого стратегического сырья», — отметил он.

 

 

Другие источники лития

С 1941 по 1997 год в Красноярском крае работал единственный в России литиевый рудник на территории Завитинского месторождения. Концентрат перерабатывался Красноярским химико-металлургическим заводом (КХМЗ). В советские годы отработали около 40% запасов месторождения, а в 1997 году его законсервировали.

По словам Демидова из Минпромторга, красноярский завод сейчас оформляет лицензию на добычу лития из техногенных отвалов Завитинского месторождения. КХМЗ и производитель гидроокиси лития из Тульской области компания «Халмек» также намерены разрабатывать месторождения в Мурманской области, которые Демидов не назвал. По его словам, если компании в II-III кварталах нынешнего года получат лицензию на разработку месторождений, то в течение семи-восьми месяцев смогут начать добычу в формате опытно-промышленной эксплуатации.

Кроме КХМК и «Халмека», в России переработку лития ведет входящий в «Росатом» Новосибирский завод химических концентратов. Использованные литиевые аккумуляторы перерабатывают на двух предприятиях: «Национальная экологическая компания» (НЭК) в Ярославле и «Мегаполисресурс» в Челябинске.

 

 

Проекты заработают не скоро

«Нужно понимать, что пока все эти проекты находятся в стадии намерений, — сказал Forbes аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев. — Пройдет время, прежде чем появятся реальные ТЭО (технико-экономическое обоснование. — Forbes), определятся с технологиями добычи и переработки, утвердят программы, найдут источники инвестиций и выделят финансирование. Плюс наверняка встанет проблема как минимум получения, а как максимум — разработки технологического оборудования. То есть собственно добыча может начаться не ранее следующего года, и то, если задаче придадут мощное ускорение на правительственном уровне».

Все планируемые проекты по добыче литиевого сырья явно не смогут быть реализованы в сжатые сроки, так как необходимы разработка технологий  его переработки, проектирование и строительство будущих горнодобывающих предприятий, создание транспортной и энергетической инфраструктуры, обеспечение должного уровня финансирования, подбор кадров, соглашается Хазанов. «Поэтому без детальной проработки их параметров и правильной организации работ все они будут либо сдвигаться по срокам, либо обрекаться на провал», — добавляет эксперт.

Link to comment
Share on other sites

18 часов назад, Kreycer сказал:

а то и ГАЗ 3221.

Некст с мотором ГАЗ-21 (ой простите А275) тоже простейший, а народу лезет сильно больше.

18 часов назад, Mazzy сказал:

Автобусы будут испытывать проблемы с импортными запчастями. 

Я так понимаю, что запчасти есть, но сильно дороже.

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...
В 01.04.2022 в 08:38, Чебурашка сказал:

Да ничего страшного, закроют троллейбус. Вместо него пустят автобус тТ. Потом запустят экскурсионный машрут М по территории музея. 

 

В 31.03.2022 в 17:10, Infeer10 сказал:

У меня сложилось впечатление, что вероятность возвращения "Т" минимальна. Уже чётко видно, что Новорязанскую сузили вдвое (с четырёх полос до двух), и вообще, мне кажется что ОТ в целом на неё может не вернуться :(

Edited by Yaroslav
  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

В 01.07.2022 в 13:41, Yaroslav сказал:

 

У меня сложилось впечатление, что вероятность возвращения "Т" минимальна. Уже чётко видно, что Новорязанскую сузили вдвое (с четырёх полос до двух), и вообще, мне кажется что ОТ в целом на неё может не вернуться :(


Да было бы желание. Когда оно есть модно двухстороннее движение троллейбуса даже в арку засунуть:

 

96508-A64-AA9-E-4-DEC-B680-CC8-DE3-C31-A

 

:) 

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

19 часов назад, Krendel79 сказал:

Когда оно есть модно двухстороннее движение троллейбуса даже в арку засунуть:

Калуга же?

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

В 03.07.2022 в 09:07, Mixalblch сказал:

Калуга же?


Да. Это я фото делал. Пусть и баян. 

Link to comment
Share on other sites

22 минуты назад, Krendel79 сказал:


Да. Это я фото делал. Пусть и баян. 

Тогда можно придраться к 99% фото Калуги, назвав их баянами :)

вряд ли там остались неизученные места

Link to comment
Share on other sites

  • 3 weeks later...

В Новокосино сейчас демонтируют провода на обеих линиях, шедших от метро в сторону парка. Единственную линию ИЗ парка пока не трогали

  • Sad 1
Link to comment
Share on other sites

23 часа назад, Андрей Сергеевич сказал:

Возможно после того как тралики на СВАРЗ перегонят линию демонтируют

Тралики и на буксире можно перегнать.

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

Ну что какие ставки - возобновят «Т» к Дню Города? Или теперь уже к открытию музея? 
   До какого там «благоустройство»? Я где то полмесяца назад был на Новорязанской - все разнесено, пыль столбом. 

Link to comment
Share on other sites

В 01.07.2022 в 13:41, Yaroslav сказал:

меня сложилось впечатление, что вероятность возвращения "Т" минимальна. Уже чётко видно, что Новорязанскую сузили вдвое (с четырёх полос до двух), и вообще, мне кажется что ОТ в целом на неё может не вернуться :(

В смысле Новорязанскую? Т22,  Т88, 40 ходят же. Да и снять их было бы преступлением, там полный троллейбус набивается. 

Link to comment
Share on other sites

23 часа назад, неспящий пассажир сказал:

В смысле Новорязанскую? Т22,  Т88, 40 ходят же. Да и снять их было бы преступлением, там полный троллейбус набивается.

Согласен, скорее всего, тут я погорячился. Кстати, новые остановки поставили

Link to comment
Share on other sites

На Новорязанке начали ставить новые опоры. Под новую контактную сеть "Т"? А почему тогда с другой стороны улицы?

Опоры на Новорязанской.jpg

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Yaroslav сказал:

На Новорязанке начали ставить новые опоры. Под новую контактную сеть "Т"? А почему тогда с другой стороны улицы?

Какая разница, с какой стороны вешать КС, если ездить будет какой-нибудь "музейный"  НеФАЗ  маршрута тТ :)

Link to comment
Share on other sites

4 часа назад, Yaroslav сказал:

На Новорязанке начали ставить новые опоры. Под новую контактную сеть "Т"? А почему тогда с другой стороны улицы?

Наличие у столба понижения бордюра подсказывает, что на эту консоль могут повесить знак "пешеходный переход".

  • Like 3
Link to comment
Share on other sites

14 часов назад, Yaroslav сказал:

На Новорязанке начали ставить новые опоры. Под новую контактную сеть "Т"? А почему тогда с другой стороны улицы?

 Это не опора, это такая модная подсветка пешеходного перехода в Москве сейчас.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

51 минуту назад, Ulis сказал:

Для контактной сети консоль слишком уж коротка.

Да, это скорее для подсветки наземного перехода.

Link to comment
Share on other sites

Было у меня на службе со склифа ехали и нам наряд дали на остановку Большая Спасская ул. Приехали пока мои помощь оказывали, на остановке стоялала пара и меня спросили когда покурить вышел; а троллейбус Б ходит или нет? я пояснил им больше не ходит только электробус, Ещё про какой то синий троллейбус спрашивали я вообще про такого не знаю

 

Link to comment
Share on other sites

14 минут назад, Andrei Spicer сказал:

только электробус

в мечтах?)

 

14 минут назад, Andrei Spicer сказал:

синий троллейбус

это был музыкальный спецтролл

Link to comment
Share on other sites

14 минут назад, Andrei Spicer сказал:

только электробус


Ходят слухи, что они до сих пор ждут именно электробус по этому маршруту...

  • Haha 2
Link to comment
Share on other sites

25 минут назад, Andrei Spicer сказал:

Не знал что такой ходил. 


Очень странно. Тем более что его пиарила в своё время даже управа района Гольяново ;)

  • Like 1
  • Haha 1
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, ТГМ4А-0963 сказал:


Очень странно. Тем более что его пиарила в своё время даже управа района Гольяново ;)

Ну, что было то было, я по сети пошукал сейчас, действительно был такой тролль где песни пели. 

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
 Share

×
×
  • Create New...

Important Information

We have placed cookies on your device to help make this website better. You can adjust your cookie settings, otherwise we'll assume you're okay to continue.