Jump to content

Ретроспектива


Валерий Кислов

Recommended Posts

Пускай у нас будет раздел посвященный воспоминаниям и грезам о старом транспорте и впечатлениях о поездках в них. Тема вне пространственная (любое место и город), и вне временная пишем про все места и все виды транспорта и любое время.

 

Начнем с автобусов. Хоть говорю, что ненавижу автобусы, но так вышло всё детство я проездил именно на автобусах. Про Курск, к сожалению, нет впечатлений, поскольку с Мурыновки все в семье ездили только на трамваях, автобусы ходили не очень хорошо, пользоваться автотранспортом стали только после средины 90-х, когда появились маршрутки ПАЗики (микроавтобусов были единицы), хотя они редко ходили, и чтобы уехать в 7-8 часов вечера с Ленина на Союзную приходилось ждать минимум 10-15 мин. В 1998-2000 г. помню хорошо как мерз зимой на остановке Садовая.

 

Географическое расположение автобусных воспоминаний Украина 1989-2005 гг., города-флагманы химической промышленности Рубежное, Северодонецк, Лисичанск (из-за распада совка так и не ставшие одним большим городом Менделеевск) и деревни Кудряшевка, Воеводовка и Варваровка.

 

ПАЗ-672 были всегда темно оранжевой расцветки. Ходили в деревни. Очень маленький салон, всегда ходили в мясо. Сиденья из бардового дерматина, с маленьким расстоянием друг от друга. Небольшие боковые окошки как у T3 и верхние гнутые окна темно-зеленого цвета, из которых, несмотря на тонировку, всегда ярко светило солнце, очень душные. Дверной проем безумно маленький, полные люди входили с трудом.

 

ЛиАЗ-677 мои любимые автобусы. Ходили по городу. Маршруты 101, 102, 108, 109, 110. Направления из различных микрорайонов к Южной автостанции, некоторые напрямую, некоторые через или Забиркино, или ГИПРО или Вокзал (самое страшное направление из-за большого числа переездов, на моей памяти было около 10 случаев, когда ЛиАЗ-677 глохли на них, когда водитель пытался проскочить перед поездом, мы никогда через вокзал не ездили). Любил сидеть в салоне на переднем боковом диване со стороны двери, которые шли параллельно кузову, возле кожуха двигателя, положив на него руку. Кожух всегда водители накрывали различными коврами, на небольшой перегородке за спиной водителя на стекле всегда висели старые календари с полуголыми бабами. Сам салон очень просторный, вместительный и светлый. Дверной проем широкий. Все диваны шикарные: мягкие, широкие: 3 человека помещались. Сиденья обтянуты или бардовым, или коричневым дерматином. В мясо не ходили никогда. Задняя площадка низкопольная, к которой идет плавное понижение пола со средней площадки. На задней площадке шли параллельно два горизонтальных поручня. Поручни были покрыты белым рифленым пластиком. Ручки окон были выполнены из конусообразного рифленого пластика. Ручки диванов проходили через цилиндрические мягкие подушечки, держаться за которые было неудобно. Прикольный булькающий звук двигателя, часто не заводились, и водители их заводили ручным проворотом двигателя, во время езды часто глохли. Динамические качества плохие, ездили неспешна, медленно разгонялись. Встречал отзывы, что в них всегда пахло выхлопными газами, которыми отапливали салон. Сколько я в них ездил никогда с этим не сталкивался. Помню случай, когда прокололи колесо. И для его замены водитель не использовал домкрат, а включил какую пневматическую хрень и автобус накренился на противоположную сторону, на стороне где требовалась замена колесо оторвалось от земли и приподнялось, а машина держалась на 3-х колесах. Водитель открутил проколотое, с мужиками его сняли, откатили, с заднего торца сняли запаску, подкатили, надели, водитель его закрутил, потом опять включил пневматику и машина стала на 4 колеса. Вот, кстати, на ЛиАЗах где была низкопольная площадка запаска висела сзади снаружи кузова, там где была высокая задняя площадка запаска была под полом. Но полных высокольников было очень мало, у них была цельная перегородка кабины водителя и на кожух уже было не положить руку. Такие машины были ярко красного цвета с отделкой салона из белого пластика. Низкопольники были оранжевые и один оранжевый с продольной зеленой полосой с отделкой салона из пластика с окраской, имитирующей дерево.

0_724c4_24b0927a_M.jpg0_724c3_df9501d3_M.jpg

На ЛАЗах ездил разных: ЛАЗ-695Н, ЛАЗ-695НГ, ЛАЗ-695Д. Впечатления смутные. Все ЛАЗы были служебные и разных лет выпуска, принадлежали заводу «Заря», где делали и сейчас делают тротил и граммонит. Бабушка работала на «Заре» в цехе получения жидкого азота из воздуха, поэтому нам дали дачу в дачном хозяйстве «Заря-4» недалеко от испытательного полигона завода (все детство слушал и сейчас иногда даже во сне слышу взрывы тротила и граммонита различной мощности, жуткие ощущения). Парк автобусов был разделен на 2 типа машин: одни довозили работников из города на завод, потом все проходили через проходную, где надо было раздеться догола, затем, быстро одевшись, идти на автобусы, которые ходили по территории (сотни гектаров) к цехам. Потом один из заводских автобусов ехал на дачи. Автобусы ходили из Рубежного партией, из определенных микрорайонов города и делали несколько оборотов. Утром выезды были в 5-30, 6-30, и 8/9 часов (последние для заводоуправления, которое находилось за пределом самой территории завода). Мы садились возле 7-го микрорайона, хотя жили в 8-ом (там было не влезть, автобус зачастую шел без остановки). Набивались автобусы всегда в мясо, никакой очереди не было, при подъезде к месту посадки огромная толпа рабочих их просто штурмовала, мне надо было при этом быстро проскользнуть и занять место бабушке (как меня тогда не задавили сейчас даже представить не могу, момент посадки эта было страшная картина), двери всегда закрывались с трудом, влазили не все. Автобусов не хватало. При выезде из города образовывалась вереница из 10 автобусов, едущих друг за другом. Перед проходной находилась автостанция поселка Южный (заводской поселок Южный, который находился возле реки и его каждую весну затапливало, от туда старались все переехать в Рубежное), в виде кольца, с несколькими платформами для посадки на различные типы автобусов: городские, служебные, дачные, междугородние. На дачу, как я уже говорил, ходили ЛАЗы, но редко завод заказывал городские ЛиАЗ-677.

Все ЛАЗы были хозяйские. Тюнингованные: у некоторых колпаки, у некоторых украшательства на бампер, куча разной хрени на лобовом стекле, обтянутые, иногда замененные рули, вентиляторы, календари с бабами (редко шторка) на стеклопластиковой перегородке, у всех в салоне шторки и чехлы сидений под цвет кузова из одинакового материала. Обычно кузова были двуцветные: бело-красные (красный цвет ткани для штор и чехлов сидений), бело-синие (материал синий), бело-зеленые, редкие (материал зеленый), в конце 90-х завод купил новую большую партию ЛАЗ-695Д, все остальные автобусы тоже были переведены на газ, потом и городские ЛиАЗ-677 тоже ездили с баллонами. Последняя партия ЛАЗов имела разнообразную комбинированную окраску, шторки и чехлы там мало кто делал. Салоны были такими светлыми благодаря отсутствию шторок, плюс в воздухе не было огромного количества пыли, которую в шторчатых даже было видно во время движения при преломлении света. Отделка салона на всех машинах была из белого пластика. Двигатели во всех ЛАЗах работали со специфическим звуком, тоже похожим на бульканье. Любил ездить в 695-х сзади на большом диване над отсеком двигателя. Самые неудобные места были над колесными арками, там была уменьшенное расстояние между сиденьями почему-то и наличие крутого ската, аналог ступеньки хоть бы сделали. Дверной проем был узкий, двери створчатые с маленькими овальными всегда грязными окошечками, открывались-закрывались с громким шипением и резко. Радовала всегда резиновая гармошка-чехол на тяге механизма двери. Старые машины заводили проворотом, водитель бегал от кабины назад к движку. Нередко в дороге машины глохли, поэтому чтобы не отстать от колонны водители с большой скоростью все это делали. Всегда кто-то из колонны глох. Поскольку автобусы были разной степи износа, то во время поездки была своеобразная игра наперегонки, кто быстрее. Из-за этого рабочие всегда при посадке штурмовали особо активно машины поновее, так как к заводу приедешь быстрее, быстрее пройдешь досмотр и успеешь влезть на внутризаводской автобус. На автостанции в Южном в дачный автобус все пенсионеры садились в порядке очереди, но места не хватало, поэтому остальные шли на место, где останавливался междугородний автобус до Северодонецка, там по маршруту ходили ЛАЗ-699Р (редко ПАЗ-672 и ЛиАЗ-677), приходилось ехать стоя, выходить у деревни Воеводовка напротив железнодорожной станции около Северодонецки и пешком через деревню, дамбу и поле до дач завода «Краситель», а от них до Зари-4. В середине 90-х был один водитель Сашка, который выкупил ЛАЗ-699Р и подрабатывал на перевозках дачников в будние, а в выходные делал рейсы для челконов на Харьков. 699-е были с узким проходом, удобными эргономичными сиденьями, единственно, укачивало в них сильно и душновато было. Опять же всегда шторки-пылесборники на окнах и чехлы-грязесборники на сиденьях. Несколько ЛАЗов, принадлежащих заводу «Краситель» ходили от Рубежного до профилакториев в сосновом бору, где работал дедушка. Он знал всех водителей, поэтому иногда неофициально за магар мы заказывали автобус для личных целей, родственники с друзьями в профилактории между пионерскими сменами отмечали праздники, ездили по грибы, на рыбалку. Красительские автобусы всегда были очень оригинально окрашены и всегда блестели.

Икарусы междугородние Курск-Харьков и Харьков-Северодонецк, сколько их помню самые убитые. На автовокзале в Харькове среди большого числа автобусов это особенно хорошо видно. Опять же, шторки, чехлы, куча побрякушек на лобовухе, нерегулируемые сиденья, забитая вентиляция, поэтому в салоне душно. Таможни не было, сначала проезжали без остановки, потом с остановкой с проверкой паспортов, потом добавилось заполнение миграционок, затем на российской стороне выстроили досмотровый центр и приходилось вылазить, просвечивать вещи и ждать пока в базу вобьют паспортные данные, на украинской стороне не выходишь из автобуса, таможенник просто забирает паспорта для забивки в их базу и возвращает через некоторое время с оторванной половиной миграционки.

 

В Курске из автобусов помню только как на 50 лет у одного сочлененного Икаруса порвало гармошку, точнее сам узел сочленения и он стоял согнувшись буквой v.

Еще помню большую вереницу различных автобусов на Союзной, когда в начале 2000-х Руцкой устраивал авиашоу.

 

Про трамваи писать особо нечего, мало что изменилось, разве что систем не стало.

 

Первые троллейбусы, в которых ездил, это ЗИУ-682 с низкопольной задней площадкой, в них шло очень резкое понижение уровня пола (по сравнению с ЛиАЗами-677) и стоять между средней и задней площадкой было неудобно, и чтобы залезть на колесную арку и сесть на диван приходилось высоко задирать ногу. В троллейбусах мало ездил, поэтому больше ничего не запомнилось.

 

Перестал любить автобусы после длительной и утомительной поездки на Шкоде-14Тр из Симферополя в Ялту. Ужасно медленно, плавные пуск-торможения за полторачаса или около того привели к тому, что меня жутко укачало. Назад ехал на автобусе. В остальном вполне себе неплохие троллейбусы, для города самое то, плавностью обходят даже наши нынешние БКМы, сиденья как в автобусе с чехлами-пылесборниками. Не знаю почему, но при поездке в троллейбусе по серпантину (если этот термин применим к частям той трассы) чувствуешь себя немного спокойнее, безопаснее, чем при поездке на автобусе.

Link to comment
Share on other sites

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

×
×
  • Create New...

Important Information

We have placed cookies on your device to help make this website better. You can adjust your cookie settings, otherwise we'll assume you're okay to continue.