Перейти к содержанию

Карелия: Почему повсеместно загнулись МУПы?


Рекомендуемые сообщения

Собственно в этой теме прошу обсуждать:

1. Почему загнулись МУПы?

2. Почему частные перевозчики не хотят или не могут вкладываться в развитие бизнеса, не только с точки зрения зарабатывания денег, но и с точки зрения социальной?

 

Свое мнение я уже высказывал. Кратко - из-за совковости мышления. Где идеей фикс стало получение средств из бюджета плюс повсеместное раздолбайство, а не зарабатывание самими (хотя бы чтобы расходы сократить). Для Карелии, как и для других дотационных регионов - лишняя дыра в бюджете не очень-то и нужна...

Есть немало примеров, когда транспортные ГУП-МУПы несмотря на все существуют до сих пор. Причем в регионах гораздо более проблемных, чем Карелия. Например МУП ПАТ-2 в Великом Новгороде или ГУП ПО Псковпассажиравтотранс. Там не только был налажен диалог властей с перевозчиком, но и сам перевозчик работал и зарабатывал деньги... Выходит у них бджет с профицитом или не выходит - не знаю, но по крайней мере. Предприятия работают и существуют. И что-то не припомнится, что новгородцы или псковичи плакались своим администрациям - мол денег нет, кушать хочется. Сами эти перевозчики лезут во все щели, где можно хоть что-то заработать (в заказы и пр.). Про МУПы райцентров говорить не приходится - у них ПС был неадекватен пасс.потоку и дополнительных средств заработка было не так уж и много. Где были градообразующие предприятия - муниципальный транспорт прожил дольше всего, а где-то до сих пор существует (Костомукша). А где не было - очень быстро сдох.

 

По второму вопросу. Мнение свое высказал. Кратко - их слишком много и нет какой-нибудь реально выполняющейся программы. По вопросу к тому, что их слишком много - все прекрасно знают, что в Петрозаводске этих перевозчиков как грязи и что они очень друг другу мешают. Это как голодные собаки, которым бросили один кусок хлеба и наблюдают - как они будут вырывать его у друг друга. Достаточно заметить, что на "хозяйских" маршрутах, недублируемых (10) или дублируемых тем же перевозчиком (1, 11) - Средняя вместимость появилась очень быстро и сейчас сложно представить, чтобы на 1, 10 или 11 ходили Газели. Достаточно заметить, что если нет конкуренции или она адекватна рынку, то развитие даже при частных инвестициях идет. Пусть не такими темпами как в муниципально-государственной собственности, но все-таки идет... Пример Медгора и Виноградов, там за 10 лет с нуля появился общественный транспорт. Именно с нуля, т.к. даже своей рембазы не было... И если бы в Медгоре было 2-3 перевозчика - Сейчас бы Реалы по Медгоре не ездили. и в Петрозаводск до сих пор летали бы Газели, а не китайское БВ

Выполняющейся программы тоже нет... Причем реально выполняющейся программы. С каким интервалом у нас конкурсы на три года проводили? С интервалом в шесть месяцев. А кто в таких условиях - будет чего-то думать, решать, когда тебе при каждом конкурсе дают маршрут на три года, а через полгода ты опять должен идти на конкурс. За последние годы у всех перевозчиков, как бы они не хотели или не хотели возникло состояние временности... Щас бы только заработать, потому что хз чего там дальше будет... Если бы была реально действующая программа по переходу и любой перевозчик отлично бы знал сколько у него осталось времени эксплуатировать Газели, было бы все гораздо иначе... А прокричать, что с 1 января 2009 года не будет ни одной Газели по всем СМИ, заработать политические дивиденды и забыть может каждый. Память у электората всегда была короткой. То, что физически за полгода-год избавиться от всех Газелей в Птз нереально. По-моему понятно простому обывателю... И перевозчики отлично знали, что контроля за ними никакого не будет. Поэтому все пребывают в состоянии повсеместного пофигизма.

Будь программа - вот вам три года за три года доля ПС СВ по количеству машин должна быть 70%. Через три года только часть маршрутов будут иметь возможность поставить Газели на маршрут. Прошло три года - ездишь на Газелях на маршруте, где должны быть СВ - пошелнах с рынка. Не получилось, не захотел - твои проблемы, работай в другой сфере. Маршрут тем ушедшего, тем, у кого есть СВ желательно конкуренту с максимально совпадающим маршрутом. Если бы было распределение по годам, где по итогам каждого года принимались бы такие решения (в формате - 1 января каждого года идут цифры о доле СВ на маршрутах, и если и если их не хватает - до этого уровня, дается право достичь в течении трех-шести месяцев. Не достиг - пошел вон. Достиг - думай, как тебе в ближайшие 6-9 месяцев осилить годовой план закупки ПС). В таком виде уже после этого трехлетнего срока смогли бы появится первые БВ на некоторых маршрутах. А когда на все всем пофигу - так и будут работать. Щас бы кусок урвать, а то завтра неизвестно что будет...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, во-первых, ответ Rolandу. :P Естественно, и я это указал, что пример с медициной утрированный. B) Просто для академического оторванного от жизни примера. :lol: Ну а насчет рынка - здесь я согласен, вопросов нет. :lol: Другого варианта пока нет.

Вопрос№1. Ну, во-первых, претензии и к руководству региона, которое МОГЛО вложить деньги в развитие той же АК 1126. Был тот же, что и в Новгороде кредит МБРР. Да и даже без него...если принять условно стоимость автобуса БВ где-нить году в 97 - 98 даже за 2 млн (были и дешевле, но зачем дрянь брать - можно взять было МВ-Тюрк или МАЗ, например. Или что-нить еврохламное, но не сильно убитое...конкретные модели - не суть важны сейчас). Найти 20 млн в год на 10 машин - не так страшно даже для тощего горбюджета. И даже отказываться ни от чего существенного не надо. Лет за 10 вполне можно было обновить парк, 10-летние Мерсы вполне себе бодрячковые машины. Второй момент - претензии к руководству АК. Если появились конкуренты, то надо пересматривать подходы - менять маршрутную сеть, покупать другой ПС - вместо дорогих гармоней - кто мешал покупать ПАЗы и те же Газели. Например, в Башкортостане гигант "Башавтотранс" не брезгует ни ПАЗ-3205, ни Спринтерами, ни Газелями, массово выводя из эксплуатации невыгодные скотовозы, Икарусы и т.д.(а в Уфе под раздачу попали даже МАЗ-105(дорогие запчасти) и НеФАЗы первых серий - сыплются страшно). Потом мэрия могла провести мониторинг пасс. потоков и разделить их - МВ и СВ - на короткие межрайонные связки(типа как у 15-го Сулажгора-Древлянка), маршруты-экспрессы - с повышенным раза в два тарифом, но с пропуском остановок, срезанием углов и т.п. Например, создать маршрут 4-Э - на Древлянке загрузили Газель, дальше только на выход. Ну и ближний пригород - Ужесельга, Заозерье, Лехнаволок - вполне себе хватит Газелей. А основные, социально значимые маршруты - БВ/ОБВ и отчасти СВ. Кто мешал - скорее всего, косность мышления. Жадность и хапужничество - на всех уровнях. Вот придет добрый дядя, купит ПС, уберет конкурентов и мы заживем...

Вопрос №2. Во-первых, их реально слишком много. На ПТз нормально 3 - 4. Остальные просто мешают. По сути, в основном это мелкие фирмочки. Работать могут, но развиваться - кишка тонка. Во-вторых. кто мешал мэрии поставить ряд условий:

- доля БВ, скажем, 20%, СВ - 30%, МВ - 50% от численности единиц ПС.

- Газели запретить к эксплуатации, или создать четкий перечень маршрутов, где можно это делать.

- создать программу развития ОТ - со сроками замены того или иного ПС.

Кто не выполнил условия пшол вон с рынка, уступи место более достойным. Или создать другие условия - скажем, ПС общей вместимостью меньше 30 мест запретить в ПТЗ. И крутись как хочешь - можешь купить тот же ПАЗ - добро пожаловать, не можешь - извини. Да, перевозчиков стало бы резко меньше, но в бизнесе были бы серъезные, социально ответственные люди.

На уровне республики - вот есть места, где Козели смотрелись бы очень неплохо. Например, Олонец. Там вполне хватит 2 - 3 Газельных маршрута. Туда бы и направить усилия тех, кто в ПТз работать не смог.

Вот как-то так... :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Второй момент - претензии к руководству АК. Если появились конкуренты, то надо пересматривать подходы - менять маршрутную сеть, покупать другой ПС

Вот в этом-то одна из главных проблем. Из этого момента вытекает на мой взгляд первый момент. Если сидят раздолбаи (в плане менеджмента), то кто их будет финансировать? Извини, но можно посмотреть как часто менялись директора в А/к 1126. И можно понять, что чего-то никто в начальство такого предприятия не стремился. Это ненормально на мой взгляд... Обычно всегда есть люди, желающие властвовать. Но просто помимо власти еще появляется и бремя власти... Видимо бремя было слишком тяжким...

А Правительству был ли смысл закупать новый ПС для них, когда налицо признаки регресса... Даже никакого прогресса нет... Хоть год удержать на уровне планку убытков они были не в состоянии. Хотя за годовой период можно было.

Да и сам подумай - зачем в начале 1990-х создали такой изврат в маршрутной сети, а-ля город Москва? Когда автобусы выполняли только подвозку населения до ближайшей троллейбусной остановки, а троллейбусы работали с адской перегрузкой... Любой срыв в работе троллейбуса - alles kaput для всего города был... Тогда через весь город приходилось добираться с 2-3 пересадками. Причем по тем направлениям, где до 1991 года можно было доехать без пересадок или с одной пересадкой. Да потому что кому-то видимо из ТУ и а/к1126 пришла идея, что так можно увеличить выручку... Начало 90-х на дворе, безработица, людям жрать нечего. Безработных, готовых пойти в кондуктора в первой половине 90-х было масса... И то, что зайцев бы стало в разы меньше уже в начале 90-х тоже факт.. 50-150 рублей (беру год эдак 1993-94), даже с тогдашней з/п в 50-100 тысяч можно было найти... Т.б. проездной стоил копейки (даже в Питере в конце 6-рублевая подросла до 16 тысяч). Нет блин - был сделан такой изврат с маршрутной сетью, что даже вечером С Авангарда на 1-це тролле невозможно было в центр уехать. Про НА Авангард я уже молчу. Люди тогда махнули рукой на ОТ и стали ходить пешком... Знаю одного товарища, ходившего пешком на работу ежедневно в БОП на Ригачина с ул. Зайцева. Т.к. толку от битью забитых троллейбусов не было. Хрен с ним с началом 90-х - тогда вся страна была в прострации. У некоторых людей от либерализации цен в голове даже проекты строительства метро в Петрозаводске появлялись.

Вторая половина 90-х. Появились кондукторы. Ладно нормально... А маршрутная сеть осталась все тем же извратом, хоть и немного подкорректированным: Вытегорское шоссе, Телецентр, улица Кирова, всякие Мухобойски типа СКЗ, Соломенного и Птички - там НЕКОГО было возить! Надо было их послать куда подальше и работать на хлебных маршрутах... Я до сих пор охреневаю, как вспомню, что 4-ка автобус ходила до Автовокзала. Под словом послать - я подразумеваю не закрыть движение, а сделать по Новгородскому или Вологодскому варианту... Там сделали проще:

Вологда - 27 автобусных маршрутов... Реально работающих 6-8. Остальные 19-21 маршрут ездят во всякую глушь, где народа нет с объемом движения, кхм... Есть маршруты, имеющие всего 3-5 рейсов/день... Социальную фунцкию перевозчик выполняет в городе? Выполняет. Ездят автобусы? Ездят... Неважно сколько рейсов, но ездят... На любую ругань местного населения этих де-факто пригородов - можно было послать их на околоюгготскую орбиту со словами - у вас здесь 100-200 человек живет, в город на работу ездит 30... хотите больше рейсов - или переведем на пригородный тариф, или размножайтесь.

Или сделать как в Новгороде - 40 с лишним маршрутов... Машины ОБВ, город небольшой - так тут под каждую пассажирокорреспонденцию подгоняют и расписание и объемы движения. Есть маршруты, у которых разные рейсы идут по разным трассам.

 

Во-вторых. кто мешал мэрии поставить ряд условий:

- доля БВ, скажем, 20%, СВ - 30%, МВ - 50% от численности единиц ПС.

- Газели запретить к эксплуатации, или создать четкий перечень маршрутов, где можно это делать.

Да? Ну поставили бы эти условия за год. Мэрия бы побоялась это проконтролировать... Мэрию сожгли бы... Физически нереально даже за год прийти к таким условиям. А выполнить условие в определенный день - извини кто тогда повезет всех пассажиров с Газелей? Троллейбусы, которые на краске держаться? А что? В начале 1990-х в ЗиУ-9 могло влезть до 150 человек... Только вот щас в него конечно такое количество народу м.б. и влезет. Но при этом он нифига не поедет - подушки вылетят и двери отвалятся вместе со стеклами.

 

Например, Олонец. Там вполне хватит 2 - 3 Газельных маршрута.

Зачем Олонцу Газели, когда всю столицу Олонецкого района вместе с ее агломерацией 1 кавзик вывозит :P ... Причем ездит вполне себе часто раз в час вроде бы. Все равно там народ только из пригородов на ОТ ездит. По городу можно пешком пройти. По центру тем более - 200 метров от моего подъезда до ближайшей остановки. Такое расстояние сложно пройти только в очень изрядном подпитии...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АК 1126, ИМХО, могла вот какой вариант реализовать. Итак, есть Древлянка - без троллейбуса, жирный район. Есть Октябрьский - нехило тоже кефира, тоже нет троля. Весь нормальный ПС сосредотачиваем на №№ 4 и 6, при этом 4 укорачиваем до Мелентьевой, 6 продляем до Ровио. Вся остальная маршрутная сеть строится следующим образом.

№1 "Ровио - Поликлиника №4" 1 ед. ПС, раз в час. чисто подвоз пенсионеров в поликлинику.

№2 "Томицы - ст. Товарная". 2 ед. ПС, раз в 30 мин.

№2А - до Военгородка №2 - раз в час.

№3 "Сулажгора - Пятый поселок - Радиозавод(после открытия объездной)-Вокзал". 3 ед. ПС, интервал 25 - 30 мин.

№3А - тоже самое, но через Муезерскую - Связи и далее как сейчас ездит №5. 1 ед ПС, 1 час.

№5 "Ужесельга - Птицефабрика - Ключевское ш. - Лыжная". 3 ед, 25 - 30 мин.

№4А "Соломенное - ДСК - Заводская". 2 ед, 30 мин.

Льготники ездят? Ездят. Социальная нагрузка выполняется? Выполняется. В принципе, кто бесплатно ездил, так тем плевать было на число пересадок. Будут выпендриваться - поедут по пригородному тарифу. Так поездили бы, хотя бы в ноль вышли - глядишь, ПС стали бы менять, можно было бы расширить маршрутную сеть.

Мэрия бы побоялась это проконтролировать... Мэрию сожгли бы...

Ну не знаю...такого беспредела я не слышал по России :lol::D . Программу можно было бы леи на пять растянуть. За пять-то лет реально. :P

Зачем Олонцу Газели, когда всю столицу Олонецкого района вместе с ее агломерацией 1 кавзик вывозит

Вместо КАВЗика 5 Газелей раз в 10-15 минут тоже можно было бы. :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Собственно ответ Титанику, по поводу того, что "мэрия пустила все на самотек". Т.к. для создания нового сайта, посвященного ж.д. я постоянно хожу в НБ РК и лазаю по своим антресолям в поисках старых расписаний. Откопал интересную статейку в газете Петрозаводск, датируемую 26.05.1995.

 

АВТОник-СТОП

1 июня прекращает свою деятельность товарищество "Автоник". В комитете по городскому хозяйству заявили, что вполне удовлетворены его работой, но продлен договор не будет, поскольку "два предприятия на одной территории - это нехорошо"[/u].

Автобусное движение на Древлянке вновь организует автоколонна 1126. Прежде всего увеличится число автобусов на маршруте №6, будет отремонтирована дорога на Сыктывкарскую. Вероятно, несколько изменятся автобусные маршруты, о чем мы расскажем.

Ну так что - хочешь сказать, что мэрия пускала все на самотек? И частники имели привилегии. Конечно не спорю, это эпоха мэрства Катанандова (ИМХО - единственного достойного мэра после 1991 года), но как видно из вышеупомянутого сабжа МУПам дорогу давали... Вопрос в том, могли ли и хотели ли МУПы суетится и налаживать свою деятельность, согласно реалиям рынка??? А весь бардак с маршрутками массово начался при Демине в 2000 году (именно 2000-й отмечен массовым появлением ведрополитена :lol: )... ИМХО за 8 лет с 02.01.1992 к рынку можно было морально адаптироваться и в ТУ и в А/к1126. Я понимаю, что мы, северяне народ замороженный, но не до такой же степени? И сейчас вполне была бы ситуация как минимум Мурманской, максимум Новгородской... А сейчас? Сейчас только можно только создать а-ля Питер, но без ГУПов. Т.е. симбиоз нескольких перевозчиков, которым кроме коммерции еще в нагрузку социал дают. ЕМНИП в Питере именно так дело происходит.

 

ЗЫ: ПолуОФФ. Газеты начала 90-х гораздо ржачней всяких БашОргов. Про школьниц-попрошаек, зарабатывающих миллион в месяц я умолчу, как и про а/м Волга, остановленный после 3-го предупретильного выстрела по колесам или про украденный на Правды книжный ларек вместе с продавщицей, а вот про ОТ заметку скину:

газ. Петрозаводск, 9.12.1994

Троллейбусам - находчивых водителей!

Утром 3 ноября троллейбус маршрута №2 неожиданно остановился между остановками в районе ул. Мелентьевой.

Водитель вместо положенных десяти тысяч штрафа с каждого "зайца" собрал по триста рублей. Волки - сыты, зайцы - целы.

 

...автобусам - кондукторов!

Проведенная 2-4 декабря работниками ГАИ проверка технического состояния парка автоколонны 1126 привела к выводу: обстановка с автобусами из-за хронического отсутствия запчастей критическая, поэтому автоколонну можно закрывать.

Для получения дополнительных средств администрация автоколонны намерена усилить борьбу с безбилетниками. К февралю кондукторы должны появится в каждом автобусе

 

Эх... Какие времена ностальгические... Жили плохо, но очень-очень весело... :lol::P

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Странно, что развал пошел уже в 2000-е годы, ГУПы и МУПы, и не только в транспорте, начали сворачивать с уже после 2000 г., просто государство в лице властей субьекта федерации и муниципалитетов начало отказываться от того, что не приносит прибыль - от совхозов, автоколонн, заводов и т.п. Протсо создался частный сектор, куда могла перейти часть безработных, и уже меньшим был бы социальный взрыв. В 1990-е годы просто ещё сохранялись некторые явления агонизирующего социализма. И полный отказ от социальных функций не был бы безболезненным. А потом уже вполне безболезненно муниципалитет ссмог отказаться от МУПов, ГУПов. Революции и потрясений не произошло. То есть МУПы эти оказались в общем-то не очень и нужными для населения, никто же не протестовал.

 

Государство и не было заинтересовано в упорядочении работы частного сектора, в том чсиле и транспортников, понимая, что само уже не может и не хочет справляться с таким количеством функций, тем более, что в Карелии меньше, чем в других субьектах федерации было средств для поддеражания того, что прибыль не приносит, а несет лишь социальную составляющую. Да личного автот ранспорта стало больше (хотя это сейчас и состаляет проблемы). А частник, при жестком регулировании на первом этапе протсо бы ушёл из этой отрасли бизнеса.

 

Казалось бы простой путь - не пуская на рынок частника, найти другие источники финансирования - хотя бы напирая на то, что если ничего вообще не останется, то будет социальный взрыв и развивать за этот счет муниципальный транспорт. Но, скорее всего - вообще ничего бы не было. В общем, это естественный и правильный процесс (в рамках сложившейся системы, конечно).

 

Да, для того, чтобы пассажиру было комфортно, транспорт не должен получать прибыль, она в идеале обеспечивается за счет функционирования других областей экономики, развитие которых он обеспечивает. Но такого не будет. В сложившейся ситуации достаточно сложно создать хозрасчетный, приносящий прибыль МУП, да и ранее было почти что невозможно. Раз уж выбрали более ущербный и уязвимый для кризисов путь строительства капитализма, то государство и не должно брать на себя отвественность за транспорт, выживайте как хотите, если прибыль приносит, то будет, если нет, то нет. Хотя в настоящее время пока процесс полного отказа государства от социалки затормозится, потому что пока он небезболезненен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А весь бардак с маршрутками массово начался при Демине в 2000 году (именно 2000-й отмечен массовым появлением ведрополитена )...

На самом деле - странно, почему именно в 2000 г?? В принципе, АК стала помирать гораздо раньше...да и вроде бы никто особо и не мешал. Маршрутки вполне могли стать массовыми и раньше. Тут две версии лично у меня: 1. Все-таки кто-то тормозил развитие частных перевозок. 2. Умирание автоколонны стало отчетливым.

ИМХО за 8 лет с 02.01.1992 к рынку можно было морально адаптироваться и в ТУ и в А/к1126.

Мне это совершенно непонятно. Время было. Теперь имеем, что имеем. Возрождение АК потребует гигантских вложений, и никто этим заниматься не будет. Более-менее естественным будет Питерский вариант. Либо в далеком будущем приход в город КАТа.

А вообще, ИМХО, ситуация с маршрутками - как ситуация с ларьками. Был период, когда ими были заставлены все центральные улицы. Ларьки были разношерстные, качество услуг было довольно низким. Сегодня ларьки никуда ведь не исчезли. Но их: А)Гораздо меньше, Б)Выглядят они более-менее пристойно, В)Рядом с ними спокойно работают серъезные ребята(ведь те же частники) - супермаркеты и гипермаркеты. То же самое со временем может и с классическими маршрутками произойти - несколько уменьшатся в числе, перейдут на приличный ПС. И рядом смогут работать серъезные люди(те же частники) на БВ и СВ. :P

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.