Jump to content

Правила подземного движения


Recommended Posts

ПРАВИЛА ПОДЗЕМНОГО ДВИЖЕНИЯ

Под землей все почти так же, как и на земле, только руля нет и светофоры синие.

 

Метрополитен! Какие ассоциации возни¬кают при упоминании этого слова? Тол¬кучка на станциях, длинные скучные пере¬гоны между ними, повторяющейся из года в год маршрут. Тоска, да и только! Но пре¬вратить заурядную поездку в увлекатель¬ное путешествие может любой пассажир, если он будет достаточно внимательным и любопытным. Законы, которым подчиняется движение поездов, особенности. Отдаленно они напоминают правила дорожного движения, но гораздо интереснее. Например, одних видов свето¬форов здесь около десятка. К традици¬онному красному, желтому и зеленому сигналам в метро добавляются синий и белый, причем на одном светофоре мо¬жет гореть сразу несколько огней. Машинист должен безошибочно раз¬бираться в сигналах светофора и при¬нимать правильные решения насчет того, с какой скоростью можно ехать и стоит ли двигаться вообще. То же самое относится к многочисленным табличкам и указателям. На разных ветках правила могут несколько отли¬чаться, в зависимости от установлен¬ной системы контроля скорости.

 

Самый быстрый транспорт

Все поезда метро ездят на основании графика движения. Ни один поезд, соблюдающий график, не догонит другой, не будет мешать остальным и ждать своей очереди на проезд. Гра¬фиком предусмотрена скорость дви¬жения, время стоянки на станциях, количество поездов на линии, достаточное для того, чтобы они перевезли всех людей и не стояли в "пробке". Скорость и ко¬личество поездов на линии меняется в зависимости от времени и дня недели. Например, на Филевской линии в вы¬ходной день можно прождать поезда больше трех минут, а средняя ско¬рость передвижения составит около 35 км/ч. Зато на Калининской и Замо¬скворецкой ветках в час пик поезд придет моментально и промчит вас с "ветерком", а точнее - со средней скоростью 45-48 км/ч, что для забито¬го пробками города просто здорово.

Со средней скоростью, на которую стоит рассчитывать пассажиру, пла¬нирующему свои передвижения, мы разобрались. Но гораздо интереснее понять, на что способны метрополитеновские Шумахеры. Любой пассажир может узнать, с какой скоростью будет проходить его поездка, посмотрев на маленькую табличку в начале туннеля. Если ее не видно в темноте, можно по¬дождать, пока она осветится фарами прибывшего поезда. Если особых за¬труднений на перегоне нет, то разре¬шенная скорость обычно составляет 75-80 км/ч, а если впереди крутой спуск или много резких поворотов (их называют кривыми малого радиуса), то дозволенная скорость снижается до 60 и ниже. Но, как говорится, правила

 

для того и существуют, чтобы их нарушать. На линиях, обо¬рудованных новыми поездами с системами автоматической локомотивной сигнализации (АЛС) и автоматического регу¬лирования скорости (АРС), превысить скоростной лимит за¬труднительно. А вот поездка по Арбатско-Покровской или Филевской линиям в опаздывающем поезде может превра¬титься в захватывающий аттракцион. И хотя старые поезда серии "Е", которые там еще обитают, не могут разогнаться свыше 90 км/ч даже под горку, поездка даже со скоростью 70 км/ч по извилистому берегу Москвы-реки между "Куту¬зовской" и "Филями" запомнится надолго. Новые же ваго¬ны, называемые еще "номерными", без проблем разгоня¬ются до 80 км/ч даже в горку, после чего их пыл остужается системой безопасности. Если же она не работает или от¬ключена, достичь 110 км/ч вполне реально. Жаль только, что с пассажирами такие поездки не производятся. На новой Бутовской линии поезда быстрее 60 км/ч не ходят, а явный аутсайдер - это монорельс, тоже входящий в систему метро¬политена. "Сделать" его может любой обладатель дорож¬ного велосипеда, ведь больше 45 км/ч монорельсовый поезд не разгоняется. Вот вам и транспорт будущего!

Если светофор синий

Хорошо, конечно, ехать с ветерком, но есть опасность, что впереди на рельсах окажется не такой ас. Объехать его не получится, а оказаться сплющенным между двумя 300-тонными "колбасками" не слишком заманчивая пер¬спектива. Поэтому почти на всех линиях метро работают светофоры. Если горит зеленый свет, это значит, что пре¬дыдущий поезд уехал очень далеко и можно смело от¬правляться в путь и разгоняться до 80 км/ч. Желтый с зе¬леным означают, что мы его немножко нагнали и следует снизить скорость до 60 км/ч. Просто желтый огонь гово¬рит, что за следующим светофором скрывается хвост пре¬дыдущего поезда и больше 35 км/ч лучше не развивать. Красный, как и на автомобиле, запрещает движение. При¬чем его показание сменится на разрешающее не по исте¬чении какого-то времени, а когда впередиидущий поезд действительно освободит дорогу. Желающих полихачить ждет разочарование: светофоры и поезда устроены так, что при малейшем превышении скорости или попытке проехать "красный" поезд вообще остановится. Гениаль¬ных хакеров просят не беспокоиться: устройства эти меха¬нические и вирусам не подвержены.

На станциях "Сокол" и "Партизанская" при отправле¬нии, в сторону окраины на светофоре можно увидеть два желтых огня. Они предупреждают машиниста о том, что поезд должен уходить в сторону по стрелке. Кстати, стрел¬ки из поезда на железной дороге вообще и в метро в част¬ности из кабины не переводятся, а здоровенный штурвал, стоящий в кабинах старых поездов, приводит в действие ручной тормоз.

На Серпуховско-Тимирязевской, Калининской, Люблин¬ской и Сокольнической линиях основные светофоры обыч¬но отключены, ведь поезда на них оборудованы системой АЛС-АРС, которая сама выбирает безопасную скорость

движения с учетом дистанции до впередиидущего поезда. При этом в качестве основного средства сигнализации ис¬пользуются специальные светофоры с синими сигналами. Синий огонь оповещает о нормальной работе систем и разрешает движение со скоростью, указанной на инфор¬мационном табло. Если же на линию с АЛС-АРС захочет заехать состав без соответствующего оборудования, везу¬щий болты-гайки местным ремонтникам или просто еду¬щий из ремонта в родное депо, стоит только попросить, и основные светофоры включатся.

В депо, отстойных корпусах и тупиках в конце линий устанавливаются маневровые светофоры с белыми огнями. По их сигналам машинист выполняет маневры на малой скорости. Поезда метро не разворачиваются в полном смысле этого слова. Машинист специальной маневровой бригады заводит поезд в тупик и покидает рабочее место. Последний вагон становится первым, и поезд по стрелке выводится на соседний путь.

Иногда светофоры используются не по прямому назна¬чению. Например, на крутом спуске между станциями "Аэропорт" и "Динамо" они постоянно светятся сочета¬нием желтого и зеленого огней. Таким способом машини¬стам напоминают об ограничении скорости на участке. Кроме светофоров в метро существуют разные таблички со знаками: это указатели конца разгона, начала и конца торможения, уклона, забавные желтые фонарики времен¬ного ограничения скорости.

 

Подземные пилоты

Абсолютное большинство поездов на железной дороге и чуть меньше половины в метрополитене управляются ло¬комотивной бригадой, состоящей из машиниста и помощ¬ника. Место помощника находится слева. В его обязанности входит следить за сигналами, открывать и закрывать двери и с помощью магнитофона объявлять остановки. Закрыв двери и убедившись, что никто в них не застрял, помощник говорит машинисту "Вперед", и поезд отправляется.

Перед машинистом слева располагается рукоятка кон¬троллера, а справа - нагромождение красных трубок с руч¬кой, именуемое "краном машиниста". Кран машиниста предназначен для управления тормозами поезда с помо¬щью сжатого воздуха. Тормозной эффект при его использовании наступает не сразу, а усилие непредсказуемо. Пользоваться тормозным краном машинистам, особенно | начинающим, не рекомендуется, в том числе по причине | быстрого износа тормозных колодок. Несмотря на это, стоя в первом вагоне, часто можно услышать шипение воздуха из кабины, после чего поезд, скрипя тормозными колодками, останавливается. Умение управляться с тор¬мозным краном - дело чести для машиниста.

Гораздо удобнее работать с контроллером. Он управля¬ет двигателями поезда и разделен на несколько ходовых и тормозных положений. Убедившись, что съемная ревер¬сивная рукоятка на месте и повернута в положение "впе¬ред", ставим ручку контроллера в нулевое положение -это посередине, между "ходом" и "тормозом". Если это старый поезд Арбатско-Покровской или Филевской линий, тормоза отпустятся сразу, а на остальных линиях - после перевода ручки в первое ходовое положение. Поезд на нем еле тащится, да и длительная езда на "первой" вред¬на для его оборудования. Если после отправления не предвидится ограничений скорости, перемещаем контрол¬лер вперед до упора. Разгоняться будем до знака "сбро¬сить тягу". Большую часть пути проедем накатом, а едва впереди покажется станция, начнем тормозить, ведь длина тормозного пути со скорости 90 км/ч лишь немногим менее 300 м даже при экстренном торможении. Если переме¬щать ручку контроллера между тормозными положения¬ми, скорость будет плавно снижаться, а если перевести контроллер до упора назад, поезд полностью остановится. Профессия машиниста одна из самых требовательных к физическому и психическому здоровью. За смену маши¬нист столичной подземки накатывает по темным тоннелям восемь-девять колес - полных маршрутов по линии в обоих

направлениях. Чтобы часами сохранять спокойствие и вы¬держку, отвечая за тысячи пассажиров, нужно иметь желез¬ные нервы. Машинисты регулярно проходят тесты у психоло¬га, которые могут длиться более четырех часов. В кабинет врача можно войти машинистом, а выйти уже безработным.

Крутой олдтаймер

Любую технику принято оценивать по степени крутости, которая равна произведению максимальной скорости на мощность и массу. Многие люди считают, что 3,5 тонны веса, 400 "лошадей" и полный привод американского внедорожника - это верх крутизны. Насколько же тогда крут поезд метро с его восемью 34-тонными вагонами, 32 электродвигателями общей мощностью под 5000 л.с. и посто¬янным полным приводом на пуленепробиваемые желез¬ные колеса? А если учесть, что возраст многих вагонов приближается к 40 годам, то 15 рублей за часовую поездку в крутом олдтаймере - это почти подарок.

Link to comment
Share on other sites

Автор брэннтът - это на двестисороковчанском наречии олбансково языка.

Родилось из фразы - дёйч бреннтт.

Краткая справка: brennen* brenn- brannte brennte (brennete) brenn(e) gebrannt.

Переходный немецкий глагол в значении ЖЕЧЬ.

Link to comment
Share on other sites

Кстати: степень крутизны определяется отношением мощности на массу, а оно не в пользу метропоезда - 18 л.с. на тонну это очень мало (ты нигде не ошибся? Ну ооооочень мало)

Link to comment
Share on other sites

которая равна произведению максимальной скорости на мощность и массу.

138516[/snapback]

 

Произведение, а не отношение.

 

Вес в кг, мощность в л.с., скорость в км/час.

Link to comment
Share on other sites

 i 
Уведомление:

Автор брэннтът - это на двестисороковчанском наречии олбансково языка.
Родилось из фразы - дёйч бреннтт.
Краткая справка: brennen* brenn- brannte brennte (brennete) brenn(e) gebrannt.
Переходный немецкий глагол в значении ЖЕЧЬ.

138891[/snapback]



Искандер, не стоит забывать про п. 3.1 и 10.14. Ей-богу, надоело уже это коверкание!
Link to comment
Share on other sites

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

×
×
  • Create New...

Important Information

We have placed cookies on your device to help make this website better. You can adjust your cookie settings, otherwise we'll assume you're okay to continue.