Перейти к содержанию

Городские железные дороги на Северо-Западе


Рекомендуемые сообщения

Собственно предлагаю обсудить историю существования различных городских железных дорог в городах Северо-Запада. Неосуществленные проекты конок, трамваев, городских поездов на подъездных путях (вне епархии НКПС-МПС-РЖД). А также обсудить в каких городах не помешало бы развитие городского рельсового транспорта. Метро прошу обсуждать в соответствующем разделе.

 

Насчет трамвая - в Петрозаводске в конце XIX в. было подобие грузовой конки - от пристани до станции Голиковка - принадлежала Александровскому заводу - лошади таскали по одному грузовому вагончику по Александровской улице.

Sokos, а ты не мог бы поподробнее рассказать? Я слышал что была такая узкоколейка, но не знаю как проходила ее линия...

В Петрозаводске в 1940-1950-е ходил свой городской поезд от Онежского тракторного завода до Петушков

 

Насчет истории в других городах.

В Мурманске в 1920-1930-е существовала городская узкоколейка, называвшаяся в народе декавилькой. Занималась перевозками грузов и пассажиров. Трасса по-моему проходила по Челюскинцев-Коминтерна откуда-то с северной части центра до Варничного ручья.

 

В Котласе из центральной части города в п. Лименда (ныне часть города) можно было добраться в 1950-е только на городском поезде. Закрыли поезд вроде бы в 1960-е, когда было построено Лимендское шоссе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 1873 г. на Александровском заводе уже функционировала узкоколейка до дровяной биржи на конной тяге. Имела два разъезда: на Пробной ул. и Большой Голиковской. Частично использовала старую насыпь дороги 1788 г. (судя по архивным документам - в 1905 г. от старой дороги на ул. Пробной кое-где еще оставались шпалы). На линии использовались вагоны по 350 пудов. Один вагон тянула пара лошадей. УЖД перевозила чугун, железо и другие заводские грузы до пристани, дрова - от лесной биржи к заводу.

В фондах Национального архива РК сохранились схемы дороги. Фотографий, к сожалению, не сохранилось - да и скорее всего просто не фотографировали.

В 1915 г. было открыто движение по городской ветке от Горнозаводской пристани по Александровской улице через Заводскую площадь к разъезду Голиковка. Было организовано 4 охраняемых переезда – пересечение Александровской ул. с Болотной, пересечение Александровской ул. с Протасьевской, пересечение Угольной ул. со Среднеголиковской, пересечение Угольной ул. с Большой Голиковской. Скорость движения по дороге не более 8 верст в час.

 

С 1918 г. на обеих УЖД использовались паровозы.

 

Да, еще в Петрозаводске в 1920-1930-е годы была деревянно-конная железная дорога - с дереянными рельсами - начиналась примерно в районе нынешнего автовокзала, шла в районе Перевалочной биржы, нынешнего района Рыбки и уходила далеко в лес, в район леспромхозов. Ну - еще были в районе лесов Древлянки и Лососинного всякие вспомогательные рельсовые дороги, но тогда - еще они были не в черте города.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

с Протасьевской,

офф: сейчас это какая улица?

Александровская и Средняя Голиковская - это просп. А.Невского

Большая Голиковская - Володарского

Пробная - Луначарского

Болотная - Ригачина

Угольная - Калинина

 

В 1915 г. было открыто движение по городской ветке от Горнозаводской пристани по Александровской улице через Заводскую площадь к разъезду Голиковка.

Непонятно, почему не прямо по Средней Голиковской к Угольной? Там уклон менее пологий, чем по Угольной от Большой Голиковской. Лошади ИМХО первый бы легче осилили... Хотя с другой стороны не было необходимости строить отдельную ветвь на Александровский завод.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Протасьевская - ныне Луначарского (до 1910 г. называлась Пробной, не путать с нынешней Пробной). Названа в честь губернатора Н.В. Протасьева.

 

 

Вот здесь - на карте из книжки "Петрозаводск и петрозаводчане в годы войны" видны эти городские узкоколейки - но такими они были в 1930-е годы, до этого путь был немного другим.

petrozavodsk_ipetr63024.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не будем забывать про имевший место городской поезд Кемь - Рабочеостровск.

Ну это была жд МПС-НКПС, а не ППЖТ. Такие бывали и в Мурманской области - Мурманск-Роста например, а сейчас по Архангельску ходит. Архангельск-Исакогорка.

 

Если говорить о неосуществленных проектах - прорабатывался проект трамвая в Медвежьегорск в 1930-е г.г. (если не ошибаюсь трасса Вокзал - Пиндуши с продлением до Повенца) и в Петрозаводске периодически всплывал вопрос о пуске трамвая. Вплоть до начала войны. После войны следуя моде избрали троллейбус.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, еще в Петрозаводске в 1950-х был проект построить детскую железную дорогу, либо в черте города в одном из парков, либо до Орзеги.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не будем забывать про имевший место городской поезд Кемь - Рабочеостровск.

Ну это была жд МПС-НКПС, а не ППЖТ. Такие бывали и в Мурманской области - Мурманск-Роста например, а сейчас по Архангельску ходит. Архангельск-Исакогорка.

С момента постройки в начале 1920-х годов и до Великой Отечественной Войны данная линия была ГУЛАГовским ППЖТ и подчинялась Управлению СЛОНа, а позднее Кемских лагерей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 месяца спустя...

Жаль, что не был осуществлен один проект городской паровой железной дороги в Петрозаводске - Мурманская ж.д. хотела открыть в 1918 г. дорогу от вокзала до центра города через Абрамовский мост с соединением с веткой Александровского завода. Причем управа разрешила проект, и Совнархоз тоже. Хотели доставлять пассжиров с вокзала и доставлять грузы на завод. Однако, оказалось, что Абрамовский мост не мог выдержать таких грузов, потому что опоры и деревянные части совершенно прогнили и разрушились, а денег на ремонт не было. Дороге же было важно соединение с веткой завода и от строительства отказались.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчет трамвая в ПТз...слышал давно довольно от своего деда, м.б. байка, конечно, но... :)

Последний раз вопрос о трамвае вставал в конце 70-х в связи с застройкой Кукковки и проектированием Древлянки. Предлагали строительство линии примерно от нынешней Гвардейской ул, вдоль Ключевского, затем через Лыжную и Ровио-Комсомольский-Красноармейскую к вокзалу. Затем линия должна была пройти до Древлянки. Как - не знаю, то ли по Чапаева-Лесному, то ли через несостоявшуюся Сыктывкарскую. Депо предполагалось примерно в районе тролдепо №2. Проект зарубили, естественно, ибо при наличии троллейбуса уже это было малоцелесообразно... :) Кроме того - технически втиснуть его в Красноармейскую уже тогда было бы проблематично. ;)

Не рельсовый транспорт...но стоит помянуть проект троля ПТЗ - Кондопога и троллейбусную сеть в самой Кондопоге. Где-то даже схему видел, вроде на "Петрозаводском троллейбусе". :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А ты думаешь, творцы сайта ПТЗ-трамвай первые до этого додумались?? :);)

Байка гуляет давно. Очень давно. С небольшими вариантами.

Дыма без огня не бывает, возможно и обсуждалось руководством города нечто подобное. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

:):) Понятно. А ссылочку на этот сайт не кинешь?? Я его и не видел, честно говоря... ;)

Значит, фантазия авторов сайта в общих чертах совпала с народной байкой. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну...человек в ПТЗ не бывавший, и в ОТ мало понимающий, может повестись... :)

Для тр.ру это несколько странно... :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Про городскую дорогу в черте города Петрозаводска - есть фотографии 1930-х годов, Сулажгорского карьера - он почти не изменился, кроме лишь того, что, видимо, в начале 1930-х по нему был проложена железная дорога - существуют фотографии с паровозом и двухосные платформы с песком.

 

Непонятно, как она соединялась с основной - вроде бы нынешняя ветка к заводу силикатного кирпича тоже старая, довоенная, но не начала 1930-х гг., а на представленной выше карте обозначено аж два ответвления в сторону Сулагоры - может она прямо по Сулажгоре шла на карьер?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вполне возможно, что та ветка, что идет сейчас к ТЭЦ и являлась линией к Сулажгорским карьерам. Хотя... Непонятно одно - разработки песчаных карьеров на Сулажгоре ЕМНИП всегда велись только с северной стороны, т.е. как раз со стороны подхода линии на Силикатный завод. В таком случае другой вопрос. Та ветка, что сейчас идет к ТЭЦ - куда она вела в 1930-е? В те годы там ТЭЦ точно не было

 

ЗЫ: Очень удивился как линия подходила к Онегзаводу. Прямиком с Голиковки! Это же какой уклон там был? Хотя после увиденного ППЖТ ст. Вичка - Пиндушская РЭБ флота уже ничему не удивляюсь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.