petrotrain Posted October 26, 2008 Share Posted October 26, 2008 Собственно предлагаю обсудить историю существования различных городских железных дорог в городах Северо-Запада. Неосуществленные проекты конок, трамваев, городских поездов на подъездных путях (вне епархии НКПС-МПС-РЖД). А также обсудить в каких городах не помешало бы развитие городского рельсового транспорта. Метро прошу обсуждать в соответствующем разделе. Насчет трамвая - в Петрозаводске в конце XIX в. было подобие грузовой конки - от пристани до станции Голиковка - принадлежала Александровскому заводу - лошади таскали по одному грузовому вагончику по Александровской улице. Sokos, а ты не мог бы поподробнее рассказать? Я слышал что была такая узкоколейка, но не знаю как проходила ее линия... В Петрозаводске в 1940-1950-е ходил свой городской поезд от Онежского тракторного завода до Петушков Насчет истории в других городах. В Мурманске в 1920-1930-е существовала городская узкоколейка, называвшаяся в народе декавилькой. Занималась перевозками грузов и пассажиров. Трасса по-моему проходила по Челюскинцев-Коминтерна откуда-то с северной части центра до Варничного ручья. В Котласе из центральной части города в п. Лименда (ныне часть города) можно было добраться в 1950-е только на городском поезде. Закрыли поезд вроде бы в 1960-е, когда было построено Лимендское шоссе. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Sokos Posted October 26, 2008 Share Posted October 26, 2008 В 1873 г. на Александровском заводе уже функционировала узкоколейка до дровяной биржи на конной тяге. Имела два разъезда: на Пробной ул. и Большой Голиковской. Частично использовала старую насыпь дороги 1788 г. (судя по архивным документам - в 1905 г. от старой дороги на ул. Пробной кое-где еще оставались шпалы). На линии использовались вагоны по 350 пудов. Один вагон тянула пара лошадей. УЖД перевозила чугун, железо и другие заводские грузы до пристани, дрова - от лесной биржи к заводу. В фондах Национального архива РК сохранились схемы дороги. Фотографий, к сожалению, не сохранилось - да и скорее всего просто не фотографировали. В 1915 г. было открыто движение по городской ветке от Горнозаводской пристани по Александровской улице через Заводскую площадь к разъезду Голиковка. Было организовано 4 охраняемых переезда – пересечение Александровской ул. с Болотной, пересечение Александровской ул. с Протасьевской, пересечение Угольной ул. со Среднеголиковской, пересечение Угольной ул. с Большой Голиковской. Скорость движения по дороге не более 8 верст в час. С 1918 г. на обеих УЖД использовались паровозы. Да, еще в Петрозаводске в 1920-1930-е годы была деревянно-конная железная дорога - с дереянными рельсами - начиналась примерно в районе нынешнего автовокзала, шла в районе Перевалочной биржы, нынешнего района Рыбки и уходила далеко в лес, в район леспромхозов. Ну - еще были в районе лесов Древлянки и Лососинного всякие вспомогательные рельсовые дороги, но тогда - еще они были не в черте города. Link to comment Share on other sites More sharing options...
petrotrain Posted October 26, 2008 Author Share Posted October 26, 2008 с Протасьевской, офф: сейчас это какая улица? Александровская и Средняя Голиковская - это просп. А.Невского Большая Голиковская - Володарского Пробная - Луначарского Болотная - Ригачина Угольная - Калинина В 1915 г. было открыто движение по городской ветке от Горнозаводской пристани по Александровской улице через Заводскую площадь к разъезду Голиковка. Непонятно, почему не прямо по Средней Голиковской к Угольной? Там уклон менее пологий, чем по Угольной от Большой Голиковской. Лошади ИМХО первый бы легче осилили... Хотя с другой стороны не было необходимости строить отдельную ветвь на Александровский завод. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Sokos Posted October 26, 2008 Share Posted October 26, 2008 Протасьевская - ныне Луначарского (до 1910 г. называлась Пробной, не путать с нынешней Пробной). Названа в честь губернатора Н.В. Протасьева. Вот здесь - на карте из книжки "Петрозаводск и петрозаводчане в годы войны" видны эти городские узкоколейки - но такими они были в 1930-е годы, до этого путь был немного другим. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest Posted October 26, 2008 Share Posted October 26, 2008 Не будем забывать про имевший место городской поезд Кемь - Рабочеостровск. Link to comment Share on other sites More sharing options...
petrotrain Posted October 26, 2008 Author Share Posted October 26, 2008 Не будем забывать про имевший место городской поезд Кемь - Рабочеостровск. Ну это была жд МПС-НКПС, а не ППЖТ. Такие бывали и в Мурманской области - Мурманск-Роста например, а сейчас по Архангельску ходит. Архангельск-Исакогорка. Если говорить о неосуществленных проектах - прорабатывался проект трамвая в Медвежьегорск в 1930-е г.г. (если не ошибаюсь трасса Вокзал - Пиндуши с продлением до Повенца) и в Петрозаводске периодически всплывал вопрос о пуске трамвая. Вплоть до начала войны. После войны следуя моде избрали троллейбус. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Sokos Posted October 27, 2008 Share Posted October 27, 2008 Да, еще в Петрозаводске в 1950-х был проект построить детскую железную дорогу, либо в черте города в одном из парков, либо до Орзеги. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Тутанхамон Posted October 27, 2008 Share Posted October 27, 2008 Не будем забывать про имевший место городской поезд Кемь - Рабочеостровск. Ну это была жд МПС-НКПС, а не ППЖТ. Такие бывали и в Мурманской области - Мурманск-Роста например, а сейчас по Архангельску ходит. Архангельск-Исакогорка. С момента постройки в начале 1920-х годов и до Великой Отечественной Войны данная линия была ГУЛАГовским ППЖТ и подчинялась Управлению СЛОНа, а позднее Кемских лагерей. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Sokos Posted March 20, 2009 Share Posted March 20, 2009 Жаль, что не был осуществлен один проект городской паровой железной дороги в Петрозаводске - Мурманская ж.д. хотела открыть в 1918 г. дорогу от вокзала до центра города через Абрамовский мост с соединением с веткой Александровского завода. Причем управа разрешила проект, и Совнархоз тоже. Хотели доставлять пассжиров с вокзала и доставлять грузы на завод. Однако, оказалось, что Абрамовский мост не мог выдержать таких грузов, потому что опоры и деревянные части совершенно прогнили и разрушились, а денег на ремонт не было. Дороге же было важно соединение с веткой завода и от строительства отказались. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Titanic Posted March 20, 2009 Share Posted March 20, 2009 Насчет трамвая в ПТз...слышал давно довольно от своего деда, м.б. байка, конечно, но... Последний раз вопрос о трамвае вставал в конце 70-х в связи с застройкой Кукковки и проектированием Древлянки. Предлагали строительство линии примерно от нынешней Гвардейской ул, вдоль Ключевского, затем через Лыжную и Ровио-Комсомольский-Красноармейскую к вокзалу. Затем линия должна была пройти до Древлянки. Как - не знаю, то ли по Чапаева-Лесному, то ли через несостоявшуюся Сыктывкарскую. Депо предполагалось примерно в районе тролдепо №2. Проект зарубили, естественно, ибо при наличии троллейбуса уже это было малоцелесообразно... Кроме того - технически втиснуть его в Красноармейскую уже тогда было бы проблематично. Не рельсовый транспорт...но стоит помянуть проект троля ПТЗ - Кондопога и троллейбусную сеть в самой Кондопоге. Где-то даже схему видел, вроде на "Петрозаводском троллейбусе". Link to comment Share on other sites More sharing options...
Стас (г. Петрозаводск) Posted March 21, 2009 Share Posted March 21, 2009 Вообще то, это прожекты с сайта Птз-трамвай! Link to comment Share on other sites More sharing options...
Titanic Posted March 21, 2009 Share Posted March 21, 2009 А ты думаешь, творцы сайта ПТЗ-трамвай первые до этого додумались?? Байка гуляет давно. Очень давно. С небольшими вариантами. Дыма без огня не бывает, возможно и обсуждалось руководством города нечто подобное. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Стас (г. Петрозаводск) Posted March 21, 2009 Share Posted March 21, 2009 Вообще-то да. Ибо творцы сайта сидят на фоте... Link to comment Share on other sites More sharing options...
Titanic Posted March 21, 2009 Share Posted March 21, 2009 Понятно. А ссылочку на этот сайт не кинешь?? Я его и не видел, честно говоря... Значит, фантазия авторов сайта в общих чертах совпала с народной байкой. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Стас (г. Петрозаводск) Posted March 21, 2009 Share Posted March 21, 2009 Их несколько. Один из примеров дибилизма - трамптз.народ.ру Link to comment Share on other sites More sharing options...
Trolleybus Posted March 21, 2009 Share Posted March 21, 2009 Посетил указанный сайт. Полный бред Link to comment Share on other sites More sharing options...
Стас (г. Петрозаводск) Posted March 21, 2009 Share Posted March 21, 2009 Да, бред полный. Зато на тр.ру повелись и завели бурное обсуждение бугого Link to comment Share on other sites More sharing options...
Titanic Posted March 22, 2009 Share Posted March 22, 2009 Ну...человек в ПТЗ не бывавший, и в ОТ мало понимающий, может повестись... Для тр.ру это несколько странно... Link to comment Share on other sites More sharing options...
Sokos Posted April 2, 2009 Share Posted April 2, 2009 Про городскую дорогу в черте города Петрозаводска - есть фотографии 1930-х годов, Сулажгорского карьера - он почти не изменился, кроме лишь того, что, видимо, в начале 1930-х по нему был проложена железная дорога - существуют фотографии с паровозом и двухосные платформы с песком. Непонятно, как она соединялась с основной - вроде бы нынешняя ветка к заводу силикатного кирпича тоже старая, довоенная, но не начала 1930-х гг., а на представленной выше карте обозначено аж два ответвления в сторону Сулагоры - может она прямо по Сулажгоре шла на карьер? Link to comment Share on other sites More sharing options...
petrotrain Posted April 3, 2009 Author Share Posted April 3, 2009 Вполне возможно, что та ветка, что идет сейчас к ТЭЦ и являлась линией к Сулажгорским карьерам. Хотя... Непонятно одно - разработки песчаных карьеров на Сулажгоре ЕМНИП всегда велись только с северной стороны, т.е. как раз со стороны подхода линии на Силикатный завод. В таком случае другой вопрос. Та ветка, что сейчас идет к ТЭЦ - куда она вела в 1930-е? В те годы там ТЭЦ точно не было ЗЫ: Очень удивился как линия подходила к Онегзаводу. Прямиком с Голиковки! Это же какой уклон там был? Хотя после увиденного ППЖТ ст. Вичка - Пиндушская РЭБ флота уже ничему не удивляюсь. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Archived
This topic is now archived and is closed to further replies.