Перейти к содержанию

История городского транспорта Воронежа


Рекомендуемые сообщения

Я заранее предупреждал, что писать историю троллейбуса - дело неблагодарное. Пока в городе работает одна модель трамвая, сменяется 3 - 4 поколения троллейбуса. Соответственно, если еще и делались перебивки и перенумеровки, а с троллейбусами они происходят раз в 10 чаще, то несложно и ошибиться. Что касается ввода линий, то меня поразили некоторые фотографии из музея: конечная остановка "Перхоровича", точнее открытие там движения. Как она могла называться "Перхоровича", когда вокруг лес и самой улицы еще нет. Второе фото 1976 г. уже из фотогалереи, там троллейбус ЗИУ-5 явно идет по Пешестрелецкой в сторону Ю-Западного, хотя линию открыли где-то ближе к 1980 г. На самом деле на фото видно, что улица двухполосная, а сейчас четырехполосная. Скорее всего движение открыли на недельку-другую, после чего закрыли и принялись расширять улицу. Таже самая фигня с троллейбусным движением по мостам. В связи с постройкой дамбы водохранилища, оно надолго закрывалось, после чего можно вдруг снова обнаружить "открытие троллейбусного движения". Тут можно вспомнить историю с московским монорельсом, где дистанция между официальным открытием и реальным пуском в эксплуатацию оказалась весьма большой.

Что касается однопутной ветки на ВРТТЗ, то она построена в 1971-72 гг., но не использовалась для пассажирских перевозок, в 1974 г. открыли ВРТТЗ. А вот когда началось пассажирское движение на том участке и была построена конечная, совсем другой вопрос.

По поставкам вагонов с 1977 г., по перенумерациям трамваев информация абсолютно точная, ручаюсь головой.

Что касается публикаций, то я об этом писал еще полгода назад.

Необходимо смотреть газету "Коммуна" за май 1976, 1977, 1986, 1996 г. там точно должны быть статьи про юбилей трамвая, а за 1977 г. про пуск Т3.

Примерно за сентябрь 1989 г. была статья в "Коммуне" про пуск Т6В5 и интервью с первым водителем М. И. Пархоменко.

В "Комсомольской правде" примерно за 10-18 сентября 2001 г. была статья про аварию Т3 на тяжелом профиле.

За осень (примерно октябрь - ноябрь) 2002 г. в МК-Воронеж (еженедельник, будет легче искать), в т.ч. приводилась статистика по подвижному составу трамвая и троллейбуса по состоянию на июль 2002 г.

В МОЁ где-то за январь 2003 г. была статья о разграблении 1-го трампарка.

Летом 2004 г. в МК-Воронеж снова было интервью с Татариновым, приводилась статистика по троллейбусам.

Газетные архивы есть не только в Никитинке, но и в библиотеках ВУЗов.

Изменено пользователем Губин Александр
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может не в этот топик пишу, но в недавнем времени на сайте опубликована Карта развития трамвайных путей от конки до сегодняшних дней. Хотел бы отметить, что линия по ул. 60 Армии от леса до супермаркета "Линия" (пер. с б. Победы) давно засыпана грунтом и щебенкой (под территории автостоянок), возле супермаркета вобще закатана под асфальт. И далее до Лизюкова вроде тоже уже засыпана местами или будет уничтожена в ближайшее время. Так что на карте ее нужно обозначить как "разобранные линии"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Александр статья была наверное про аварию в начале сентября 2001: на Чернавском мосту лобовое по моему ваз 2110 (не уверен) влобовую с троллейбусом 4 маршрута 1я машина которая сейчас во 2м парке под 2номером стоит у забора потенциально может быть восстановлена.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

До некоторых пор трамваи ходили в район СХИ и разворачивались в начале улицы Тимирязева. Но меня интересует другое. Если внимательно присмотреться на дальний план вот этой фотографии: http://photo.tramvaj.ru/images/voronezh_old/182.jpg, то можно увидеть ничто иное, как Лесотехническую Академию. Неужели раньше трамваи ходили и до Морозова, или я ошибаюсь?

P.S. Извините, но уменьшить фото не удалось

Изменено пользователем Антон Буслов
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А кто рисовал историческую схему воронежского трамвая http://www.vrntram.org/karty/Voronezh-history1.jpg?

 

В данный момент интересует схема конки...

Почему так странно нарисованы линии в районе Староконной площади ( пл Ленина)??

На основе каких источников она нарисована или такой перекресток это просто издержки художника?

На всех фотках того времени линии Большой Дворянской и Ново-Московской образуют простой перекресток, такого излома как на схеме нет.

 

И еще на конечных нарисованы кольца. Там действительно были кольца? У меня есть фотография, на основе которой я бы сделал вывод, что разворот осуществляся не по кольцу а с помощью тупикового ответвления... А может вообще, просто перепрягали лошадь, так же проще :(

 

И везде пишут, что было 4 маршрута, а я насчитываю только три: Вокзал- кладбище ( Цирк современный) по Б. Дворянской (пр. Революции);

Митрофановский монастырь (гл. корпус ВГУ) - Застава по Ново-Московской (Плехановская) ;

Городской парк - Девичий рынок (это короткая ветка на схеме)...А про четвертую везде пишут, но по каким улица шла непонятно

Изменено пользователем Salex
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Когда составлялась схема, я опирался вот на эту фотографию для данного участка:

 

http://www.u-antona.vrn.ru/forum/attachmen...mp;d=1164064239

 

Исходил из того, что линия конки повторяла линию трамвая. Если есть фотографии этой площади с конкой - приводите, тогда исправлю.

 

Что касается конечных конки. Вы правы - это были тупиковые конечные (т.е. просто перецепляли лошадей). Круги в данном случае имеют просто условное обозначение. В принципе, если будем править, то можно поменять их на другое обозначение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В исторической карте нашел одну неточность - конечная ВРТТЗ расположена не на перекрестке Беговая/45 стр. дивизии (ост. Овощная База), а южнее. Соответственно, рельсы для соединения с Газовой клали не вдоль Антонова-Овсеенко, а южнее (это 100% - клали их в метрах 100 от моего дома). Вот так должен выглядить участок:

post-1247-1175784376_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще про историческую схему. Мои родственники до 1969 года жили в районе ул С.Разина. Так вот, они утверждают, что в конце 40х - начале 50х трамвай по однопутке спускался от управления ЮВЖД к Чернавскому мосту и двигался в сторону современной Адмиралтейской площади, где и была конечная.

И еще момент. До начала 60х годов двухпутная линия трамвая шла только до ост "Динамо", а далее, до Б.Рощи шла однопутка, причем шла хитро - спускаясь в Центральный парк и поднимаясь в гору как я понял примерно в районе почты в Б Роще. Как я понял до строимтельства сев моста местность там была совсем другая. Остатки насыпи видны до сих пор, если смотреть от стрелки на сев мост на старые девятиэтажки. У меня даж воспоминания из детства остались, что за почтой лежало несколько ржавых опор электросети. Интересно всеже найти точную схему движения в этом районе...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

да действительно по словам свидетелей

трамвай спускался и поднимался до дамбы

доходил до тупика водитель пересаживался

в другую кабину и ехал обратно

самое интересное что склон в этом месте похлеще чем у вогреса

вот вам и тяжёлой профиль

и ничего вытягивал

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот подготовил и разместил на своем сайте, посвященному истории Воронежа, статью о истории конки .

Критика и пожелания приветствуются.

 

Исходил из того, что линия конки повторяла линию трамвая. Если есть фотографии этой площади с конкой - приводите, тогда исправлю.

 

Да, по ссылке выше, есть фотка перекрестка, там четкое перпендикулярное пересечение линий...

Кстати, надо вам скинуть на сайт фоток с конкой, у меня вроде есть немного, того чего нет на сайте...

 

Что касается конечных конки. Вы правы - это были тупиковые конечные (т.е. просто перецепляли лошадей).

Хм, мое умозаключение оказалось верным....Еще посмотрите, там же в статье есть фотка конки у вокзала. На открытке я сначала подумал, что это место для разворота, а отсканировал когда, почистил и увеличил, понял, что это видимо тупичок-отстойник...А может именно тут лошадь и перепрягали?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо! Все посмотрим! :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Спасибо! И всё-таки я не угомонюсь никак. :( Какая из этих улиц Новомосковская, а какая Б. Дворянская? Возможно, что короткий кусочек - как раз Б. Дворянская, а длинная магистраль - Новомосковская. В таком случае, линия конки на карте (с учетом угла двухэтажного дома) повторяет схему. Правда, тогда становится непонятным, как она выходит с Б.Дворянской на саму Кирова. Вдали - это не Митрофановский монастырь (а также другие церкви исторической части города)?

 

Если схему развернуть на 180 градусов, то получится, что двухэтажный дом стоит на месте Театра Оперы и Балета.

 

Для наглядности:

 

konka4.jpg

Изменено пользователем royal
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все правильно, вдали Митрофановский монастырь (ныне Университетская площадь и главный корпус ВГУ)

Улица от нас вдаль - Ново-московская, Плехановская то бишь... Поперек -Б. Дворянская

 

 

Правда, тогда становится непонятным, как она выходит с Б.Дворянской на саму Кирова

А кто сказал, что она выходила на Кирова?

 

Вообще современная пл. Ленина и ее окрестности очень сильно отличаются от 1900 годов...

 

Вот карта 1910 года, правда очень плохого качества

md_mosc.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На этой карте малопонятно чего и как. Эти красные линии, скорее всего, разграничивают между собой какие-нибудь слободы. Ведь по Ново-Московской вообще ничего не идет.

 

Конка, возможно, шла прямо до Свободы и потом выходила на Кирова. Прямо она пройти не могла - там спуск и подъем очень крутые. Да и на карте эту Кирова хорошо видно.

 

В общем, давайте еще дискутировать и обсуждать. Потом все исправления внесу разом.

 

JSN, а адрес какой у почты в БР? Мне бы поточнее координаты. И спускалась она в парк где? Может ваши родители еще и какие-то маршруты припомнят тех времен?

Изменено пользователем royal
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как мне рассказывали, линия в Б.Рощу до войны и после войны несколько отличалась. Впервые упоминание об этом я встретил давно-давно в детской книжке "Я рисую паровозы" воронежского автора (не помню его). Тогда я и начал расспрашивать родственников, кот жили в Воронеже до войны.

По их словам микрорайон Б.Роща в нынешнем виде (5 этажки) построили в начале 60х, а до этого там было что-то вроде слободы. Кста, виднеющийся на бугру Б.Рощи двухэтажный домик еще довоенной постройки и адрес его был ул, Ленина 2 (в 1984 году).

Так вот, как говорят овраг, в котором расположен ЦПКО (тогда парк им. Кагановича) выходил прямо к реке Воронеж (его пересекала ЖД насыпь), и по оврагу тек ручей. Так вот в этот овраг и сползал трамвай, а затем поднимался в Б. Рощу. Как говорят до войны и после линия проходила немного поразному, но это не точно. Конечная была то ли возле почты (отделение 43, номер дома не помню), то ли чуть дальше, там где сейчас конечная 70 маршрутки. Точно здесь одно - линия от Динамо была однопутной. По современному пути трамвай пошел после постройки микорайона в 60х и частичного засыпания оврага (ну естесно петля появилась только после строительства сев моста).

Еще забавное воспоминание: незадолго до войны и после окупации моя бабушка работала на швейной фабрике в районе Степана Разина, так вот она говорила, что от ЮВЖД бежала пешком, никогда не садясь в трамвай, спускабщийся к мосту ибо ходил он по однопутке из рук вон плохо, а за опоздание на 10 мин можно было долго шить полосатые робы :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Конка, возможно, шла прямо до Свободы и потом выходила на Кирова. Прямо она пройти не могла - там спуск и подъем очень крутые. Да и на карте эту Кирова хорошо видно.

 

В общем, давайте еще дискутировать и обсуждать. Потом все исправления внесу разом.

 

 

На выходных в своих запасниках откопал план города от 1910 года в лучшем качестве, чем картинка выше. Вобщем цитирую из своей же исправленной статьи:

 

самый протяженный маршрут брал свое начало у железнодорожного вокзала, затем по нынешней улице Кольцевой выходил на Большую Дворянскую (пр. Революции), по которой пересекал Староконную площадь и далее сворачивал на Большую Девицкую (сейчас этот участок улицы носит название Платонова) по которой выходил на 1-ую Острогожскую (Пушкинская) и заканчивался у Новостроящегося кладбища (на его месте ныне распологается цирк). Второй маршрут пересекался с первым на Староконной площади и тянулся по прямой линии Ново-Московской улицы (Плехановская) от Митрофановского монастыря (ныне главный корпус ВГУ) до западной окраины города — Заставы. По Большой Девической (Сакко и Ванцетти) и Петровскому спуску (ныне улица Степана Разина), от Девичьего рынка до Городского Сада

 

 

 

konka.jpg

Изменено пользователем Salex
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ага, вот как значит. Получается, что насчет нынешней пл. Ленина мы в общем и целом разгадали. А вот дальше.... конка шла по нынешней ул. Пушкинской!

 

Кстати, а других участков нет? Например, хотелось бы посмотреть р-н вокзала и Сакко и Ванцетти, а также Заставы. Кроме того, ул. 9-го Января хотелось бы посмотреть - уж не там ли было депо конки?

Изменено пользователем royal
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, а других участков нет? Например, хотелось бы посмотреть р-н вокзала и Сакко и Ванцетти, а также Заставы. Кроме того, ул. 9-го Января хотелось бы посмотреть - уж не там ли было депо конки?

Конечно есть и другие участки . Вот только заставы нет, это уже окраина города. У меня есть весь правый берег, вообще на плане есть и левый, но в наличии обрезанный вариант. Могу свалить сюда, но это 1 мег в хорошем качестве, думаю не поймут :). Давай скину на почту. А депо там не нашел... вообще расшифровки условных обозначений на карте нет, так что о том что "черненькая линия" это линия конки можно догадаться только по тому, что знаешь, что там должна быть конка.. Если зигзагообразные линии по улицам это границы районов, то меня очень интересует штрих пунктирная линия по пр. Революции, Пушкинской и далее на ул 9 января. интересно, что это?

 

 

p/s/ Что то не пойму, где тут на форуме e-mail участников обозначен... Напиши куда прислать карту, если надо.

Изменено пользователем Salex
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Роман, будут правки к схеме, как я понимаю?

Salex, давайте как-то ссылками обменяемся? :) Я бы поставил ссылку на ваш сайт в разделе истории, как ссылку на историю конки... ну а вы может быть сочтете возможным сослаться скажем на фотографии транспорта комитетские?.. Ну как дополнительный источник. Хотелось бы обоюдные связи поддерживать и в дальнейшем сотрудничать :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Salex, давайте как-то ссылками обменяемся? :) Я бы поставил ссылку на ваш сайт в разделе истории, как ссылку на историю конки...

Как я уже вам писал, я готовлю статью и о трамвае. Дело только во времени :) И честно говоря, в моих планах разместить на этой странице баннер на ваш сайт, типа "О бедном трамвае замолвите слово"... Только мне ваш баннер не нравится, я свой нарисую. :o:)

 

ну а вы может быть сочтете возможным сослаться скажем на фотографии транспорта комитетские?.. Ну как дополнительный источник.

Давайте я внизу страницы ссылку поставлю с текстом, что мол использованы фотографии с сайта комитета... Ну и для соблюдения моих меркантильных соображений, вы тогда под схемой 72 года тоже ссылку поставьте на vrn-histpage :)

План города 1910 года, тот, что я royal высылал, тоже можно выложить в "Карты и схемы" там же есть маршрут первого городского транспорта.

 

Хотелось бы обоюдные связи поддерживать и в дальнейшем сотрудничать :lol:

 

Да я только за... В принципе затем тут и ошиваюсь....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как я уже вам писал, я готовлю статью и о трамвае. Дело только во времени :) И честно говоря, в моих планах разместить на этой странице баннер на ваш сайт, типа "О бедном трамвае замолвите слово"... Только мне ваш баннер не нравится, я свой нарисую. :):o

Вах :)

 

Давайте я внизу страницы ссылку поставлю с текстом, что мол использованы фотографии с сайта комитета... Ну и для соблюдения моих меркантильных соображений, вы тогда под схемой 72 года тоже ссылку поставьте на vrn-histpage :)

План города 1910 года, тот, что я royal высылал, тоже можно выложить в "Карты и схемы" там же есть маршрут первого городского транспорта.

Я сейчас ряд манипуляций с сайтом проведу, ну а как вы нам ответите - на ваше усмотрение :lol:

 

Да я только за... В принципе затем тут и ошиваюсь....

Завидую я историкам! :lol: Это у нас суета вокруг трамвая, а у них в истории он все равно будет жить :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это у нас суета вокруг трамвая, а у них в истории он все равно будет жить :)

 

Я тоже хотел бы, что бы трамвай жил, да это на мой взгляд и неизбежно. Все равно вернутся к нему же. Только грустно все это. Как обычно, мы "до основания все разрушим а затем...". Каждый день перехожу по Невского трамвайную линию на 60-армии....Видел как ее засыпали всю прошлую зиму. Потихоньку помаленьку. Ежедневно по машине грунта на рельсы... Хорошо вроде пустырь напротив "Линии" отбили, хотя частично рельсы уже засыпали и там.

 

 

Да и раз уж взялись исправлять, исправьте в истории, конка начала движение в 1891 а не в 1881 как у вас написано. И еще там ниже, где про 42 год написано "госпитолям" исправьте...

 

p.s. Внес измения на странице про конку. Пока так, баннер потом заменю.

Изменено пользователем Salex
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Один ваш знакомый гражданин, весьма чтящий Татры Т3 и немало сожалеющий об их ликвидации в Воронеже (в смысле, это я) обработал в программе AKVIS черно-белый снимок первых двухдверок от 1977 года в депо №1:

 

Вот исходник:

 

http://tramvaj.rmt.ru/Sevilla/Depo1wb.JPG

 

А вот что получилось:

 

http://tramvaj.rmt.ru/Sevilla/Depo1cl.JPG

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересную фотографию выложили на БВФ:

e5afbde3b7b5t.jpg

Пока есть версия, что это довоенная фотка филармонии и дворца бракосочетания. Смущают рельсы на переднем плане. Тогда получается, она шла по другой стороне парка... Короче говоря, непонятное место.

Изменено пользователем Vladimir Kozh
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.