Jump to content

Recommended Posts

Ну вот не было у нас по этому знаковому когда то троллейбусу.

Троллейбус МТБ-82 производился с 1946 по 1961 год на двух предприятиях, сначала на заводе 82 в подмосковном тогда Тушино, а впоследствии производство было перенесено в город Энгельс 1951 год.

Существовали основные модификации:

МТБ-82А — первый вариан, при ещё стальном кузове. МТВ-82А внешне отличается от иных модификаций  утюгообразной лобовой частью, по типу троллейбусов ЯТБ-4. На МТБ-82А устанавливали ТЭД мощностью 75 кВт.

МТБ-82М —  вариант машины с вертикальным лобовым листом, но ещё стальным кузовом. На МТБ-82М устанавливался ТЭД мощностью 78 кВт. Ранние машины имели сдвинутые в углы кузова фары.

МТБ-82Д — основной массовый вариант пошедший серию в 1948 году. Материал кузова аллюминий. Двигатель 80 кВт.

МТБ-10 — модернизация  ЯТБ путём удлинения рамы и установки кузова от МТБ-82М, а в конце и МТБ-82Д в1946—1948 гг. Модернизированный троллейбус внешне практически ничем не отличался от МТБ-82М или МТБ-82Д.

Так же существовал вариант МТБ-ВСХВ для обслуживания посетителей ВСХВ (до появления там СВАРЗовских машин СВАРЗ-ТБЭС. От серийных машин эти отличались тем, что основные окна были увеличены по высоте вплоть до крышевого скоса. Закругления крыши обвешивались линией декоративных огней. Модернизация была выполнена на заводе СВАРЗ и сделали таких машин с десяток.

Некоторые МТБ-82 имели на лобовом фронтоне большую хромированную декоративную решётку.

 

Фото из города Горький. МТБ-82 на кольце площади Советская

image.jpeg

image.jpeg

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

МТБ-82 ВСХВ. 

Вот приведу несколько фото и схему троллейбусной линии с указанием остановок. Вообще пишут, что на время работы там МТБ максимальный выпуск на линию составлял до 6 машин, стандартно 3, минимум 2. Конечно, сверхудачной экскурсионной машиной МТБ-ВСХВ не назвать, все таки это не СВАРЗ-ТБЭС, но не нужно и забывать о том, что когда в 1954 году открылась ВСХВ с троллейбусной линией, то МТБ-82Д был уже весьма устаревшей машиной, но при всём при том, украсили, как мне кажется, его весьма удачно, ну по крайней мере мне весьма нравится.

image.jpg

image.jpeg

image.jpeg

image.jpeg

image.jpeg

Link to comment
Share on other sites

МТБ-82Д производства завода им. Урицкого во Владимире 1956 год на маршруте 1, тогда, на 1956 год маршрут должен быть "Кинотеатр "Буревестник" - Ямская". 

Красивое фото машины темно-синего цвета, я то ездил уже на голубых МТБ-82, да и то несколько раз

image.jpeg

Link to comment
Share on other sites

МТБ-82Д были участниками крайне интересного дела, соединения двух моторных троллейбусов в поезд по системе Владимира Веклича. В Киеве  в период 1964-66 годы вели подготовку.

В общем то принципы функционирования троллейбусного поезда практически такие же как и у трамвайного работающего по СМЕ. Для ТЭДов важна синхронная работа, то есть совпадение динамики. Тормозная пневматика действовать одновременно на обоих вагонах. Потом возабладало мнение о том, что на второй машине он должен включаться немного раньше для предотвращения возникновения дополнительных нагрузок на сцепном устройстве.

Проблему несовпадения траекторий движения двух машин решили с помощью специальной системы тяг и шарниров, соединённой с поворотно-сцепным механизмом. В итоге вождение такого необычного для того времени поезда было не особо сложным в сравнении с воздением одиночного МТБ-82, которое само по себе было непростым и потом, при появлении новых машин иногда служило своеобразным тестом на профпригодность водителя.

Испытания в Киеве окончились и троллейбусные поезда допустили к эксплуатации с пассажирами. В половине июня 1966 года на маршрут 6 вышла первая "система". Всего в Октябрьском депо было выпущено три "системы", первый участвовала в экспериментах, две работали на линии. Далее на Киевском заводе электротранспорта троллейбусные поезда стали делать серийно. За два года сделали 46 поездов

Сначала предполагалось расцеплять поезда в процесс работы на линии. По окончании утреннего  "пика" одну из машин можно было оставить на конечной станции либо отправить в депо. На линии же оставался одиночный троллейбус, вплоть до вечернего "пика".  Экономия энергии и планирование ремонта, вот для этого и применялось это расцепление и сцепление, делавшееся минут за 5.

На практике это применялась только на маршруте 6, на остальных же практика сцепки и расцепки троллейбусов распространения не получила. Тем не менее поезда МТБ-82Д вошли в историю ещё и тем, что были единственными троллейбусными сцепками, чей состав периодически менялся так же, как и у трамвайных СМЕ. 

В других городах дело обстояло хуже. В 1966 году один троллейбусный поезд МТБ-82Д был сделан в Минске, потом один в

 Москве. Оба состава так и остались единственными. Минский поезд работал с пассажирами до 1973 года. В Москве были лишь испытания. Эпоха киевских поездов МТБ-82Д закончилась в 1974 году.

Что интересно, в Киеве у МТБ токоприёмники при движении были подняты у первого троллейбуса...

(нам то куда привычнее наоборот, у второго)

image.jpeg

image.jpeg

image.jpeg

image.jpeg

Link to comment
Share on other sites

Все таки начало троллейбусным поездам пытались положить безмоторными прицепами, как, собственно, это и было с трамваями, в троллейбусах лишь не получилось массовости. Естественно, что родоначальником был МТБ-82. В Москве троллейбусы МТБ-82Д соединяли с прицепами, переделанными из автобуса ЗиС-155.  В Ленинграде создали два укороченных прицепа из троллейбусных кузовов (в 1-ом парке и на ЛТЗ). В Крыму прицепами выступили кузова автобусов ЗИЛ-158.

Итогом экспериментов был быстрый износ ТЭД и редукторов . Тяжело было МТБ-82 работать с двойной нагрузкой.

Вот фото из Ленинграда от лета 1963 года. Загородный проспект. Один из двух МТБ-82Д с прицепом. Там в принципе было сделано два кадра с промежутком времени в несколько секунд. В обрезанном виде и много где выкладывали, но вот тут такой полнокадровый. Там ещё ГАЗ-53Ф за троллейбусным поездом с редкой окраской кабины, цвета морской волны, но и сам МТБ с прицепом несколько не совсем привычной окраски.

image.jpg

Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, Вперёдсмотрящий сказал:

В Москве троллейбусы МТБ-82Д соединяли с прицепами, переделанными из автобуса ЗиС-155

Это он?

http://788d6da5b687.jpg

Link to comment
Share on other sites

А вот ещё фотки. 

Первый опытный образец:

http://c6cfa8dfa3ec.jpg

 

И Будапешт, скорее всего, местная переделка:

http://a528c1a2b14d.jpg

 

И это тоже Будапешт:

http://35adde1aa762.jpg

Link to comment
Share on other sites

@Путевой Объездчик На первом фото тут ранний МТБ-82М, тут разнесенные у углы листы фары ("рыба-молот") и вот эта "решетка".  Она вообще свойственна некоторым МТБ-82М "экспортного" типа, не совсем понятно (лично мне) где её делали. А вот хромированных колпаков на колесах тут нет...

А вот ещё МТБ-82М, этот и с "галстуком", но тут и колпаки на колёсах хромированные.

image.jpeg

Edited by Вперёдсмотрящий
Link to comment
Share on other sites

Вот на фото Семена Фринлянда 1956 года МТБ-10, это модернизация довоенного ЯТБ путём удлинения рамы и установки кузова от МТБ-82М или позднее МТБ-82Д. Собственно от МТБ-82 его и отличить то внешне нелегко, разве что (для Москвы) по трехзначным бортовым номерам.

image.jpeg

Link to comment
Share on other sites

Я кстати правильно понимаю что-то своё время троллейбусы как перспективный тогда и модный транспорт были во всех столицах Восточной Европы, в том числе в Варшаве, Праге, Будапеште? 

    Кстати в Праге вроде снова запустили 1 маршрут но это все таки больше похоже на электробус с зарядкой от контактной сети. Такая же фигня и  в Вене  

Link to comment
Share on other sites

Мне не дают покою воспоминания, что МТБ-82 бывали и с укороченным кузовом и в детстве я попадал на такой пепелац на 13 или 31 маршруте. Такие бывали?

Link to comment
Share on other sites

Ещё по поводу вариантов МТБ-82. Во второй половине 50-х годов троллейбусный бум был силён настолько, что троллейбусы стали производить вагоноремонтные предприятия. В Москве известны троллейбусы СВАРЗа, в Киеве троллейбусы "Киев". В Ленинграде решили не отставать от почина и в 1958 году на ВАРЗе на базе списанных МТБ-82 построили пяток новых троллейбусов, которые вроде бы именовались МТБ-82ДМ, ну а неофициально их называли Ленинград-1. Они получили номера тех МТБ, из которых и были изготовлены.

Ну что сказать, Кузов имел другую переднюю и заднюю части, а также окна у которых опускались половинки,  как у МТБ-ВСХВ, В салоне с левой стороны сидения установили одноместные, что уширило проход, максимальная вместимость троллейбуса стала 90 человек. Поставили указатели поворотов, в салоне удвоили число светильников. была переоборудована цепь управления РКСУ на низковольтное питание 12 В, для чего установлен дополнительный мотор-генератор.

Каждый МТБ-82ДМ (Ленинград-1) имел что то индивидуальное и отличался от других. Все работали в Ленинграде.

image.jpeg

image.jpeg

image.jpeg

image.jpeg

Link to comment
Share on other sites

7 часов назад, abr сказал:

Мне не дают покою воспоминания, что МТБ-82 бывали и с укороченным кузовом и в детстве я попадал на такой пепелац на 13 или 31 маршруте. Такие бывали?

Нет, не было таких. В принципе все основные модификации в первом посте уже перечислены.

 

 

А вот приятное фото. МТБ-82Д завода имени Урицкого на ул. Свердлова (Б.Покровской) в Горьком в 1959 году.

 

 

image.jpeg

Link to comment
Share on other sites

Про эмблемы. Завод 82 в подмосковном Тушино ставил эмблему "птичку" (фото 1)

Завод им. Урицкого сначала (с 1951 года) ставил эмблему "звезду" (фото 2)

Новая эмблема на ЗиУ разрабатывалась ещё с 1955 года для троллейбусов ТБУ-1 и с осени 1957 года пошла в серию на троллейбусах ТБУ-1 и с конца 1957 года на МТБ-82Д (фото 3)

image.jpeg

image.jpeg

image.jpeg

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Путевой Объездчик сказал:

А «галстук»?

А "галстук" был только на МТБ-82А выпушенных в количестве нескольких штук и тут ещё выкладывал фото раннего МТБ-82М с галстуком.

Фото МТБ-82А

image.png

Link to comment
Share on other sites

Два МТБ-82 с двумя типами эмблем.

Фото 1. Киев. Крещатик. Троллейбус с "птичкой" 82-го завода в середине 50-х годов.

Фото 2. Волгоград 1961 год. МТБ-82Д с эмблемой завода им. Урицкого позднего типа. Фото Вольфганга Шрейнера.

image.jpeg

image.jpeg

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Вперёдсмотрящий сказал:

МТБ-82А.

А ведь он короче всех более поздних модификаций - только 5 окон между дверьми, тогда как у остальных 7. 

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

6 минут назад, Путевой Объездчик сказал:

А ведь он короче всех более поздних модификаций - только 5 окон между дверьми, тогда как у остальных 7. 

А у ЯТБ, на базе которого (ЯТБ-5) МТБ-82А был и сделан, рама короче (по моему на метр), отсюда и вот это. А на МТБ-10, которые были модернизацией ЯТБ, раму удлиняли. Вот фото МТБ-10 в Серебряном Бору. Если бы не трёхзначный номер, то его бы и от обычного МТБ-82Д отличить было бы непросто...

image.jpeg

ЗЫ я там на фото МТБ-82А убрал совершенно дикую "колоризацию"...

Link to comment
Share on other sites

Фото троллейбусного кольца в Купчино в 1967 году, которое тогда располагалось на углу Проспекта Славы и Софийской ул.

Первый МТБ-82Д 26 маршрута ещё и капитально отремонтированный, об этом говорят указатели, ведь как известно, МТБ-82 с завода указателями поворота не оборудовали. Их устанавливали при ремнотах, причём каждый завод свои. КЗЭТ свои, МТРЗ свои, ЛТТЗ свои, тут они классические ленинградские, крупные в ободочке. Стекла у них бывали и прозрачными и молочными..

image.jpeg

Link to comment
Share on other sites

Все таки МТБ-82 - это, безусловно, "синий троллейбус", но вот несколько не наиболее распространённые окраски мне тоже нравятся. Вот, например, такой ленинградский "крокодильчик". Жаль только, что при установке классических крупных ленинградских поворотников, сняли хромированные полосы по бокам от эмблемы..

image.jpeg

Link to comment
Share on other sites

Такое вот фото МТБ-82Д на ул. Дзержинского (Гороховая) в Ленинграде около 1970 года. Тут хорошо чувствуются размеры этой непропорционально большой и в чем то даже нелепой кабины. И при всем этом она умудрялась быть весьма тесной. Тот кто бывал в кабинах музейных МТБ (Питерского или Московского) наверняка это почувствовал. Ну и поворотники установленные после ремонта тут традиционно ленинградские, большие, по которым по фото старому сразу легко определить что снимок из Ленинграда, даже не узнавая местности в кадре..

image.jpeg

Link to comment
Share on other sites

Ну так там водительское место на колесе, оттого и тесная. Но справа получается бесполезное пространство. 

Link to comment
Share on other sites

Два фото из Москвы 1959 сделанные почти с одной точки с МТБ-82Д. На первом очень ещё интересен автобус ЗиЛ-127, ходящий в то время по маршруту экспрессному во Внуково, как раз с него сейчас и готовят модель. Ну а у МТБ интересна классика окраски и ещё то, что бортовой номер на фронтоне мог наносится как справа, так и слева..

image.jpeg

image.jpeg

ЗЫ на фото 2 вторым идет троллейбус МТБ-10.

Link to comment
Share on other sites

Несколько фото старых черно-белых с МТБ и их водителями.

Фото 1 - это Березники Пермского края. Ну тут самое интересное то, что это МТБ-10 бывший московский 282, попавший в середине 60-х в Березники. И ЯТБ он когда то был ) и вот после установки кузова от МТБ стал МТБ-10 и ремонт прошёл судя по установленным поворотникам Московского типа. Интересная судьба.

Фото 2 - это из Омска. Тут бригада из водителя, кондуктора и видимо мастера и ещё отлично видна эмблема завода в Энгельсе позднего для МТБ типа

Фото 3 - это тоже Омск. Тут интересно, что совсем помятую машину дали молодой бригаде. Всегда это у нас практиковалось

image.jpeg

image.jpeg

image.jpeg

Link to comment
Share on other sites

Два цветных фото со Средней Азии. Ташкент (фото 1) и Самарканд (фото 2). Особенно как то необычайно красиво МТБ смотрится в Самарканде..

Ташкент 56.jpg

Самарканд.jpg

Link to comment
Share on other sites

Кстати, а как окна открывались у МТБ-82? Как это было в Самарканде, я понял. А как в не столь жарких городах?

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
 Share

×
×
  • Create New...

Important Information

We have placed cookies on your device to help make this website better. You can adjust your cookie settings, otherwise we'll assume you're okay to continue.