Jump to content

Закавказские метрополитены (история)


Recommended Posts

Давайте обсудим в историческом аспекте три метрополитена Закавказья и по хронологии надо бы сначала черкнуть о первом, открытом в  январе 1966 года ибо за почти сразу же, через год (1967) открытым Бакинским, наступил в строительстве метро в СССР весьма ощутимый перерыв. Вплоть до открытия метрополитена в Харькове аж в 1975 году. Итак, Тбилисский. Бывал я там очень давно и запомнилась более всего станция Дидубе, очень популярная, все таки главный рынок и автовокзал - это очень пассажирообразующие места. Вообще станция Дидубе открытая и очень похожа на станции метро Филевской линии в Москве (ну или на Измайловскую) и стОя на Дидубе в ожидании поезда сложно отделаться от мысли о том, что где то наверху Москва и сейчас ты выйдя по лестнице окажешься где то вот в окрестностях любой из открытых станций метро в Москве и все ставит на место лишь вязь букв грузинского алфавита. Очень непросто по ним понять где ты хотя бы даже приблизительно )
А вообще метрополитен в Тбилиси открыт четвёртым в СССР (после Москвы в 1935, Лининграда в 1955 и Киева в 1960). 

Ну а на фото лозунг и табличка с названием конечной, написанные вязью доставляют )
Вообще же в те годы писать название конечной в этом месте головного вагона.было распространённой привычкой и в других городах (к примеру в Ленинграде), потом их уже тут заменили дополнительными лампами освещения...

Еще фото со станции Марджанишвили с "крутой" для понимания надписи в маршрутнице 

Ну и схема на весьма "понятном" языке

image.jpeg

image.jpeg

image.jpeg

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

Стыдно признаться...

Я был в метро Тбилиси и Еревана, правда, только по одному разу и мельком, вообще в этих городах проездом был несколько часов всего. Так вот, про метро ничего не помню. 

Link to comment
Share on other sites

2 минуты назад, rvu сказал:

Стыдно признаться...

Я был в метро Тбилиси и Еревана, правда, только по одному разу и мельком, вообще в этих городах проездом был несколько часов всего. Так вот, про метро ничего не помню. 

Ничего в этом стыдного нет, я тоже честно написал выше, что кроме станции "Дидубе" помню весьма смутно (в части Тбилиси), но все это и было то очень давно...

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Давайте про Тбилиси ещё немного. Начало стройки пришлось на 50-ые годы и даже (тут не абсолютно уверен), но застало ещё жизнь Сталина и я думаю, что именно благодаря национальному происхождению Сталина, первым из Закавказских метрополитен открылся в Тбилиси, а не в Баку, хотя Баку проектировали раньше и Баку, кстати, скоро обогнал Тбилиси по протяженности, то есть стал вторым по появлению, но первым по размерам. Открытие в Тбилиси как и говорили выше в январе 1966 года в составе участка из 6-ти станций (весьма мало) четыре обычных подземных с названиями как стандартными так и колоритными "Руставели", "Марджанишвили", "Площадь Вокзальная", "Октябрьская" и двух станций открыто-филёвского типа, "Электродеповская" и "Дидубе". С севера через вокзал на юг. Название линии Дидубе-Самгорская.

Получилось интересно, название Дидубе-Самгорская линии дали сразу, но саму станцию "Самгори" открыли лишь в 1971 году, запустив тогда две станции "Исани" и "Самгори".

Но было ещё одно продление в 1967 году на три станции, одна из которых носила обожаемое Валерой название "Площадь Ленина" и одно крайне интересное "26 Коммиссаров" с опусканием слова Баку. Оно и понятно, в 1967 стартовало соревнование с бакинцами в темпах метростроительства. Но и название третьей станции "300 Арагвинцев" круто само по себе. 
 

Edited by Вперёдсмотрящий
  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Как закавказские метрополитены выдерживают землятресения? Когда было землетрясение в 1988 г. в Армении, были ли проблемы с метро? Что могли почувствовать люди, ехавшие в вагоне, в момент толчка?  С трудом представляю метро в горной сейсмичной местности. Что-то нереальное

Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, Вперёдсмотрящий сказал:

Давайте про Тбилиси ещё немного. Начало стройки пришлось на 50-ые годы и даже (тут не абсолютно уверен), но застало ещё жизнь Сталина и я думаю, что именно благодаря национальному происхождению Сталина, первым из Закавказских метрополитен открылся в Тбилиси, а не в Баку, хотя Баку проектировали раньше и Баку, кстати, скоро обогнал Тбилиси по протяженности, то есть стал вторым по появлению, но первым по размерам.

Если брать советские метрополитены, то Тбилисский обогнали как по протяжённости, так и по пассажиропотоку 3 метрополитена, открытые позже - это Бакинский (1967), Харьковский (1975) и Минский (1984). Эти 3 метрополитена имеют очень схожую протяжённость (36,7 - 38,5 км) против 29 км в Тбилиси, однако пасспотоки превосходят Тбилисский в 2,1; 2,0; 2,6 раза соответственно. Удивляет тот факт, что наиболее эффективный Минский был постороен на 17-18 лет позже двух Закавказких и на 9 позже нестоличного Харьковского. Кстати, ещё один Закавказкий метрополитен - Ереванский был открыт на 3 года раньше Минского в 1981, однако перевозит в 20 раз меньше пассажиров и имеет протяжённость всего 12 км. Что любопытно, на основной линии используются двухвагонные поезда, состоящие  из двух номерных голов, а на ветке в депо, состоящей из одного перегона и одной станции, одновагонный (!) состав в виде самодельно одвухголовленного 81-717. Я, к сожалению, никогда не был в Ереване (как и в Тбилиси), но интнересно бы узнать, чём вызвана такая неэффективность метрополитена: малой протяженностью или в принципе в городе нет потоков для метро? 

Фото Ереванского одновагонника, разумеется, не моё:

http://7bf432be3c56.jpg

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

5 часов назад, Путевой Объездчик сказал:

Удивляет тот факт, что наиболее эффективный Минский был постороен на 17-18 лет позже двух Закавказких и на 9 позже нестоличного Харьковского. 

 

Утверждают, что строительство начинали в городах-миллиониках. По крайней мере Минск под это вполне подпадает. А с тех пор он изрядно разросся. 

Link to comment
Share on other sites

55 минут назад, rvu сказал:

 

Утверждают, что строительство начинали в городах-миллиониках. По крайней мере Минск под это вполне подпадает. А с тех пор он изрядно разросся. 

Да, тоже слышал такое из разных источников. Однако, миллионный житель родился в Минске в 1972, в Ереване в 1978. Но в Ереване метро было построено на 3 года раньше 

Link to comment
Share on other sites

6 часов назад, Путевой Объездчик сказал:

Если брать советские метрополитены, то Тбилисский обогнали как по протяжённости, так и по пассажиропотоку 3 метрополитена, открытые позже - это Бакинский (1967), Харьковский (1975) и Минский (1984). Эти 3 метрополитена имеют очень схожую протяжённость (36,7 - 38,5 км) против 29 км в Тбилиси, однако пасспотоки превосходят Тбилисский в 2,1; 2,0; 2,6 раза соответственно. Удивляет тот факт, что наиболее эффективный Минский был постороен на 17-18 лет позже двух Закавказких и на 9 позже нестоличного Харьковского. Кстати, ещё один Закавказкий метрополитен - Ереванский был открыт на 3 года раньше Минского в 1981, однако перевозит в 20 раз меньше пассажиров и имеет протяжённость всего 12 км. Что любопытно, на основной линии используются двухвагонные поезда, состоящие  из двух номерных голов, а на ветке в депо, состоящей из одного перегона и одной станции, одновагонный (!) состав в виде самодельно одвухголовленного 81-717. Я, к сожалению, никогда не был в Ереване (как и в Тбилиси), но интнересно бы узнать, чём вызвана такая неэффективность метрополитена: малой протяженностью или в принципе в городе нет потоков для метро? 

Моё мнение - в Ереване нет потоков под метро и построено оно там больше с целью угнаться за соседями, это, кстати, не редкость, вспомним к примеру метро в Днепропетровске никому не нужное нахрен (ну по крайней мере на момент когда его видел я).

Но давайте все же о Закавказье. Моё мнение что метро в Тбилиси быстро стало отставать (о чем вот в цитируемом посте привёл цифры Саша) тоже неспроста и не просто так, беглым даже взглядом было видно, что в Баку метро нужнее, благодаря чему обгон и случился. Даже генеральный план Баку предусматривал строить метро гораздо раньше Тбилиси, но возможно тут и вправду вмешалось происхождение Сталина (о чем я писал выше в виде предположения) и более тёплое отношение к Грузии...

3 минуты назад, Путевой Объездчик сказал:

Да, тоже слышал такое из разных источников. Однако, миллионный житель родился в Минске в 1972, в Ереване в 1978. Но в Ереване метро было построено на 3 года раньше 

Я выдвинул версию "ревности" Армении к двум её соседям. Ведь проектировать то должны были начать много ранее рождения миллионного жителя, поскольку при открытии метро в 1981 году считай сам, что в 1978 году стройка должна была бушевать вовсю, хотя ранее нам утверждали о том, что лишь при рождении миллионного жителя город лишь получал разрешение строить..

Link to comment
Share on other sites

7 минут назад, Путевой Объездчик сказал:

Однако, миллионный житель родился в Минске в 1972, в Ереване в 1978. Но в Ереване метро было построено на 3 года раньше 

 

Армяне заносили больше коньяка, чем Машеров? :)

Link to comment
Share on other sites

42 минуты назад, Вперёдсмотрящий сказал:

 

Я выдвинул версию "ревности" Армении к двум её соседям. Ведь проектировать то должны были начать много ранее рождения миллионного жителя, поскольку при открытии метро в 1981 году считай сам, что в 1978 году стройка должна была бушевать вовсю, хотя ранее нам утверждали о том, что лишь при рождении миллионного жителя город лишь получал разрешение строить..

 

С Закавказкими метрополитенами много политики. И много интересного, да. Например метро в Баку начинали строить раньше чем в Тбилиси - в 50 годах ещё, но потом стройка прекратилась вроде как из ща финансов и возобновилась позже. В принципе в Ереване метро точно не нужно, в Тбилиси скорее нужно, но явно не тогда когда его начали строить. 

      Кстати в Ереване насколько знаю начинали строить именно СТ, но армяне именно что типа обидились - как это у соседей метро, а у нас какой то трамвай и уже готовую стройку срочно изменили. В результате - фото выше. 

      А так по факту метро или СТ был конечно гораздо нужнее в крупных северных мегаполисах, где и климат совсем другой и менталитет людей. И промышленность. Но ситуация начала меняться только в 80-е. А там уже и Союз распался и темпы везде резко упали.

Link to comment
Share on other sites

@Krendel79 Да, Ереван и СТ - интересное замечание. Именно так и было. Впрочем у нас эта соревновательность отмечалась и на УССР (результат метро в Днепропетровске).

А тут да, в Ереване проект переделанный по ходу строительства...

7 минут назад, Krendel79 сказал:

акавказкими метрополитенами много политики. И много интересного, да. Например метро в Баку начинали строить раньше чем в Тбилиси - в 50 годах ещё

Не, ну я же отмечал выше, в Тбилиси тоже в 50-х и возможно ещё при жизни Сталина, но сам план в Баку раньше. Но впрочем мы уже говорили о том, что Баку отстал введением в строй всего то на год, после чего и наступил длительный перерыв с открытием новых метрополитенов. Интересно, ведь в 1967 году было 50-летие Октябрьской Революции и открытия подводили к дате, при этом 100-летие со дня рождения В.И. Ленина в 1970 году хоть и отмечалось серией свершений (ввод ВАЗ к примеру), но открытием какого либо метрополитена отмечено не было и до следующего открытия в 1975 году в Харькове прошло много лет..

Link to comment
Share on other sites

17 минут назад, Вперёдсмотрящий сказал:

@Krendel79 Да, Ереван и СТ - интересное замечание. Именно так и было. Впрочем у нас эта соревновательность отмечалась и на УССР (результат метро в Днепропетровске).

А тут да, в Ереване проект переделанный по ходу строительства...

 

 

Кстати по истории большинства не столичных метрополитенов начиная с 60-х годов любопытно что предлагались часто весьма интересные для СССР того времени идеи, более подходящие для Европы и Америки - это ставка на электропоезда с центральными подземными участками и скоростной трамвай с подземными участками и станциями. Для очень многих городов это было бы более дешевым, быстрым и более эффективным чем классический метрополитен способ решить транспортные проблемы городов. Но руководство горкомов практически везде до упора стояло за классический тяжелый метрополитен. Во первых действительно что такое и как будет работать подземный электропоезд никто в СССР ещё не видел - первые проекты СТ были реализованы уже в конце существования СССР, а что то напоминающее классический С-бан реализовано более менее близко к оригиналу только на МЦК, а что такое метро и как оно работает всем было видно и понятно. 

     Ну и конечно главный вопрос, особенно если речь о нацреспубликах - это понты, престиж... Вот, теперь и у нас горит буковка «М». В случае с Ереваном это было особенно показательно. 

 

  Кстати я не случайно заговорил про менталитет. Он тут тоже имеет значение. Например проблемы в Ереване не только в том что линия короткая и система не захватывает город в целом. В Ташкенте например аж 3 линии но пассажиропоток с тем же Харьковом не сравнить и вроде как он продолжает падать. Тут именно то что для многих южных граждан шайтан маршрутка вполне более привычный и понятный транспорт чем метро. В которое надо спускаться, подниматься из него, ещё и доехать до него. А маршруточка - махнул рукой, Гоги остановил, по дороге обсудили с ним выпас баранов и урожай и прям у дома высадил... Ну и зачем метро?

Link to comment
Share on other sites

20 минут назад, Krendel79 сказал:

Кстати по истории большинства не столичных метрополитенов начиная с 60-х годов любопытно что предлагались часто весьма интересные для СССР того времени идеи, более подходящие для Европы и Америки - это ставка на электропоезда с центральными подземными участками и скоростной трамвай с подземными участками и станциями. Для очень многих городов это было бы более дешевым, быстрым и более эффективным чем классический метрополитен способ решить транспортные проблемы городов.

 

Если это было бы хорошее средство для нас, то почему оно более подходящее для Европы и Америки? Логику не улавливаю. 

22 минуты назад, Krendel79 сказал:

Во первых действительно что такое и как будет работать подземный электропоезд никто в СССР ещё не видел - первые проекты СТ были реализованы уже в конце существования СССР, а что то напоминающее классический С-бан реализовано более менее близко к оригиналу только на МЦК, а что такое метро и как оно работает всем было видно и понятно. 

 

Ну, конечно, никто из крупных руководителей в Польшу и ГДР не мог поехать посмотреть. 

25 минут назад, Krendel79 сказал:

Тут именно то что для многих южных граждан шайтан маршрутка вполне более привычный и понятный транспорт чем метро. В которое надо спускаться, подниматься из него, ещё и доехать до него. А маршруточка - махнул рукой, Гоги остановил, по дороге обсудили с ним выпас баранов и урожай и прям у дома высадил... Ну и зачем метро?

 

И в самом деле зачем? Только маршрутки и бараны тут лишнее, так в Дрездене, например, трамвай работает. 

Link to comment
Share on other sites

27 минут назад, rvu сказал:

 

Если это было бы хорошее средство для нас, то почему оно более подходящее для Европы и Америки? Логику не улавливаю. 

 

 

 

В смысле что привычные.

 

28 минут назад, rvu сказал:

 

 

Ну, конечно, никто из крупных руководителей в Польшу и ГДР не мог поехать посмотреть. 

 

 

Ну в Польше что то похоже на СТ это тоже если не ошибаюсь уже ближе к 80-годам. 

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Krendel79 сказал:

Кстати в Ереване насколько знаю начинали строить именно СТ, но армяне именно что типа обидились - как это у соседей метро, а у нас какой то трамвай и уже готовую стройку срочно изменили. В результате - фото выше. 

Да, ведь подземные участки СТ, по крайней мере в Волгограде, строились по стандартам метро. В Ереване, скорее всего, тоже. Ну, значит, сумели армяне убедить ЦК (или где тогда решалось) в необходимости горящей буковки М на этапе строительства. Результат - дневной поток 40 тыщ. Интересно, сколько у нас в сутки 841 автобус перевозит?

Link to comment
Share on other sites

49 минут назад, rvu сказал:

 

 

 

И в самом деле зачем? Только маршрутки и бараны тут лишнее, так в Дрездене, например, трамвай работает. 

 

Я в Дрездене не был но что то сомневаюсь что там трамвай прям к каждому почти...

8 минут назад, Путевой Объездчик сказал:

Да, ведь подземные участки СТ, по крайней мере в Волгограде, строились по стандартам метро. В Ереване, скорее всего, тоже. Ну, значит, сумели армяне убедить ЦК (или где тогда решалось) в необходимости горящей буковки М на этапе строительства. Результат - дневной поток 40 тыщ. Интересно, сколько у нас в сутки 841 автобус перевозит?

 

Самое интересное что буковку «М» то в принципе никто не мешает повесить - независимо от того какой п/с ездит. Воне а МЦК тоже «М» есть. 

Link to comment
Share on other sites

4 минуты назад, Krendel79 сказал:

Я в Дрездене не был но что то сомневаюсь что там трамвай прям к каждому почти...

 

А я в Ташкенте не был, но сомневаюсь что там везде на маршрутке без пересадок.

7 минут назад, Krendel79 сказал:

Самое интересное что буковку «М» то в принципе никто не мешает повесить - независимо от того какой п/с ездит.

 

Запросто. Назвать метротрам. В Кельне называется U-bahn, спускаешься в центре, а там трамвайчик.

Link to comment
Share on other sites

9 часов назад, Путевой Объездчик сказал:

Я, к сожалению, никогда не был в Ереване (как и в Тбилиси), но интнересно бы узнать, чём вызвана такая неэффективность метрополитена: малой протяженностью или в принципе в городе нет потоков для метро? 

 

Там видимо и эти причины и другие. Вплоть как я и говорил даже менталитета и любви к маршруткам.

Link to comment
Share on other sites

4 минуты назад, Krendel79 сказал:

Вплоть как я и говорил даже менталитета и любви к маршруткам.

 

Если мне потребуется Юго-западная, я туда тоже из дома поеду на маршрутке, а не на метро. Такой менталитет, ага.

Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, rvu сказал:

Утверждают, что строительство начинали в городах-миллиониках.

 

2 часа назад, Путевой Объездчик сказал:

Да, тоже слышал такое из разных источников. Однако, миллионный житель родился в Минске в 1972, в Ереване в 1978. Но в Ереване метро было построено на 3 года раньше

Скорее всего, с Ереваном действительно было чисто политическое решение. Как я понимаю, в обязательном порядке метрополитен стал предусматриваться в генпланах миллионников с 1977 года (хотя могу ошибаться).

Link to comment
Share on other sites

51 минуту назад, rvu сказал:

 

Если мне потребуется Юго-западная, я туда тоже из дома поеду на маршрутке, а не на метро. Такой менталитет, ага.

 

Но вряд ли ты поедешь на маршрутке через весь город при условии того что на маршруте автобус или маршрутка практически полностью дублируют метро.

 

37 минут назад, Yaroslav сказал:

 

Скорее всего, с Ереваном действительно было чисто политическое решение. Как я понимаю, в обязательном порядке метрополитен стал предусматриваться в генпланах миллионников с 1977 года (хотя могу ошибаться).

 

А было ли это именно на бумаге где то прописано? Мне кажется это скорее всего негласное такое было. Кстати горкомы обычно начинали в этом плане чесаться  задолго до заветного миллиона, где то даже какие то приписки были и укрупнения за счёт пригородов, чтобы достичь заветной цифры. 

     

      Как в обсуждаемых закавказских миллионниках (кроме вроде Баку) метро начали строить ещё до того как города достигли миллионного населения, так и потом в РСФСР - России Ростов, Воронеж, Саратов, Ульяновск, Красоярск начали подготовительные работы или даже строительство до того как достигли заветной цифры в миллион жителей. Но повезло только Волгогораду. 

 

  Кстати и сейчас прежний ажиотаж вокруг заветной цифры продолжается. Вон Воронеж и Краснодар спешно стали миллионниками. Только теперь уже не советские времена...

     

Link to comment
Share on other sites

Только что, Krendel79 сказал:

А было ли это именно на бумаге где то прописано? Мне кажется это скорее всего негласное такое было.

Было на бумаге. ИМХО, надо смотреть нормативные документы Госстроя СССР, а точнее - входящего в его состав Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре. Генпланами городов он заведовал.

Только что, Krendel79 сказал:

Как в обсуждаемых закавказских миллионниках (кроме вроде Баку) метро начали строить ещё до того как города достигли миллионного населения, так и потом в РСФСР - России Ростов, Воронеж, Саратов, Ульяновск, Красоярск начали подготовительные работы или даже строительство до того как достигли заветной цифры в миллион жителей

В Саратове метро планировалось к 2000 году. По неподтверждённым данным, предполагалось объединение Саратова и Энгельса, тогда миллион населения был бы превышен ещё задолго до начала строительства метро.

Link to comment
Share on other sites

6 минут назад, Krendel79 сказал:

Но вряд ли ты поедешь на маршрутке через весь город при условии того что на маршруте автобус или маршрутка практически полностью дублируют метро.

 

А точно там так ездят? На троллейбусе вместо метро, я, кстати, ездил в советское время, когда пробок не было.

Link to comment
Share on other sites

21 минуту назад, Yaroslav сказал:

 

В Саратове метро планировалось к 2000 году. По неподтверждённым данным, предполагалось объединение Саратова и Энгельса, тогда миллион населения был бы превышен ещё задолго до начала строительства метро.

 

Что то вроде читал у Суры что была в конце 80-х была создана база метростроя и вроде даже щит привезли.

17 минут назад, rvu сказал:

 

А точно там так ездят? На троллейбусе вместо метро, я, кстати, ездил в советское время, когда пробок не было.

 

Я не знаю лично но по рассказам пассажиропотоков метро упал в 2-3 раза именно  из-за массового ухода пассажиров на личный транспорт, коммерцию и маршрутки. Впрочем это касается сейчас почти всех постсоветских городов. 

Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, Krendel79 сказал:

В Ташкенте например аж 3 линии но пассажиропоток с тем же Харьковом не сравнить и вроде как он продолжает падать. Тут именно то что для многих южных граждан шайтан маршрутка вполне более привычный и понятный транспорт чем метро.

Менталитет тут совершенно не при чем, и Ташкент - как раз очень хороший этому пример.

Ташкентский метрополитен был очень хорошо загружен вплоть до 90-х годов. И был для них этот транспорт вполне привычен и понятен.

А что произошло дальше? А дальше произошла деиндустриализация. Крупные заводы, на которые требовалось свозить людей со всего города, из разных районов - позакрывались, основным центром притяжения стали рынки и маленькие фирмы, а такие в каждом районе свои, незачем ездить далеко. В результате, люди стали редко выезжать из своих районов, расстояние средней поездки сократилось в разы, а на короткие расстояния действительно быстрее и проще маршруткой, и метрополитен стал просто не нужен, им перестали пользоваться. Упавший пассажиропоток привел к росту себестоимости поездок, какое-то время они держали низкий ценник, но денег в бюджете тоже не особо, в итоге проезд сильно подорожал и из метро ушли даже те, кому это в принципе было бы удобно. Там не в 2-3, там сильнее поток сократился.

В принципе, в Ереване ситуация сходная, но там изначально город был не слишком индустриализован, то есть за счет низкой базы падение оказалось не столь впечатляющим.

Link to comment
Share on other sites

Только что, Krendel79 сказал:

Что то вроде читал у Суры что была в конце 80-х была создана база метростроя и вроде даже щит привезли.

...в 1983 году для строительства коллекторов глубокого залегания. Всё уже построено, но только к метро это отношения не имеет.

Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, Krendel79 сказал:

Во первых действительно что такое и как будет работать подземный электропоезд никто в СССР ещё не видел

 

В Железногорске видели.

0121.jpg

 

Только рыть тоннели под габарит стандартного электропоезда выходило дороговасто, даже по меркам СССР.

А подземный электропоезд уменьшенного габарита, специально адаптированный для работы в тоннелях - это метро и есть :)

Link to comment
Share on other sites

44 минуты назад, Varanas сказал:

 

В Железногорске видели.

 

 

Не ну это не совсем корректный пример:) Кто то и Д-6 видел.

 

46 минут назад, Varanas сказал:

 

Только рыть тоннели под габарит стандартного электропоезда выходило дороговасто, даже по меркам СССР.

А подземный электропоезд уменьшенного габарита, специально адаптированный для работы в тоннелях - это метро и есть :)

 

Это да, дорого но в каких то городах... Где железная дорога играет важную роль и не обходит стороной жилые кварталы, где крупные пригороды - может наоборот было бы эффективнее чем 3-5 станций метро. 

Link to comment
Share on other sites

13 минут назад, Krendel79 сказал:

Где железная дорога играет важную роль и не обходит стороной жилые кварталы, где крупные пригороды - может наоборот было бы эффективнее чем 3-5 станций метро. 

Да, такие случаи известны, но очень редки. Где-то в параллельной теме недавно шла речь. А редки они прежде всего потому, что железные дороги обычно проложены совсем не там, где это было бы полезно для городского транспорта. Что в целом логично, потому что не для того строились.

 

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...

Important Information

We have placed cookies on your device to help make this website better. You can adjust your cookie settings, otherwise we'll assume you're okay to continue.