Перейти к содержанию

История городского транспорта Воронежа


Рекомендуемые сообщения

Продолжаю рассказывать об  исторических автобусных маршрутах №№ 6 и 28. В предыдущем сообщении я подробно описал их трассу вплоть до остановки  "площадь Застава". После этой остановки автобусы поворачивали на улицу Плехановскую и следовали в центр. Следующая остановка была  "улица Кольцовская".  При следовании в центр остановка была там же,  где и сейчас для всего транспорта. А вот когда автобусы 6 и  28 ехали обратно в Юго-западный, то они не останавливались около "Детского Мира". Их остановка была уже после перекрёстка. До недавнего времени в том месте  была остановка,  но её ликвидировали.  Ну а после остановки "Кольцовская"  автобусы въезжали непосредственно в центр города. Вот об этом поподробнее.  Как я уже сказал, маршрут № 6, показанный на схеме 1980 года я совершенно не помню, а вот в самом начале 80-х конечная у него была "Центральный рынок".  Итак, автобус ехал по Плехановской и поворачивал к Центральному Рынку на улицу Фридриха Энгельса. Ещё раз напомню, что в советское время по  улице Фридриха Энгельса в районе Центрального рынка было двухстороннее движение. Примерно напротив Центрального Рынка автобус останавливался.  Давайте попробуем посмотреть на местности.  Сейчас здесь очень многое изменилось. 

Ну вот где-то здесь   Примерно, где вход в магазин "Сердолик".   Кстати, в этом месте останавливались и пригородные автобусы, которые следовали на автостанцию  "Луч". Прежде всего это касается маршрутов  101, 124 и 104 (Репное).После этой остановки 6-ка проезжала до перекрёстка улиц Фридриха Энгельса и Куколкина и поворачивала направо на улицу Куколкина. И вот после поворота у неё была официальная конечная.Называлась она "Центральный Рынок". Конечно, место это изменилось ну совершенно до неузнаваемости. Но всё-таки давайте попробуем посмотреть   Естественно, в 80-е годы вот этих архитектурных монстров по обе стороны дороги не было.  Слева был молокозавод, который снесли где-то в конце прошлого десятилетия. А вот пространство справа, занятое торговым центром, представьте себе, было не застроено. В летнее время на этом пространстве размещались дополнительные торговые ряды, относившиеся к центральному рынку. Почему преимущественно летом?  Да потому что они были на открытом воздухе. Ну по крайней мере, я не припоминаю, чтобы зимой там торговали.  Ну а остановка размещалась примерно в том месте, где вы видите вход в "Магнит". Имелся остановочный карман. Но конечная эта не была рассчитана на длительный отстой автобусов. Они стояли  там максимум 5 минут.  После отправления с этой конечной автобус ехал до перекрёстка с улицей Никитинской, где поворачивал направо   Это сейчас Никитинская односторонняя, а в те годы участок от улицы 9 Января до Плехановской активно использовали пригородные автобусы, которые ехали от АС  "Луч" в конечные пункты Рамонского района. После движения по Никитинской 6-ка доезжала до перекрёстка с Плехановской, где поворачивала налево в сторону Кольцовской, после чего двигалась по Плехановской до первой остановки  "Улица Кольцовская", которая, напомню, для 6-ки находилась после перекрёстка на месте закрытой ныне остановки.   Вот так оборачивались автобусы 6-го маршрута в районе Центрального Рынка с начала 80-х годов и где-то до конца 1987-начала 1988 года.В 1985 году в компанию к 6-ке добавился 28-й маршрут, который около Рынка был проложен точно так же, как и 6-ка.  Такая его трасса также просуществовала где-то до конца 1987-начала 1988 года.  Но не только эти 2 маршрута оборачивались около Центрального Рынка по такой схеме. Сейчас предлагаю вспомнить схему 1980 года    Посмотрите на участок улицы Плехановской между улицами Никитинская и Фридриха Энгельса. Вы видите, что на этом отрезке обозначена конечная 8 и 14 автобусных маршрутов.  Так вот, они какое-то время тоже работали по такой схеме. По крайней мере, 8-ка точно. Я сейчас вспоминаю самый конец 70-х годов. Мы тогда очень часто обитали у родной тётки на улице Электросигнальной. И мы часто ездили на Рынок именно на 14-м автобусе.  И мне почему-то запомнилось, что после перекрёстка улиц Плехановской и Фридриха Энгельса автобус останавливался на остановке  "Центральный Рынок", и все пассажиры выходили. Прежде всего хочу сказать, что та остановка "Центральный Рынок"  была предком нынешней остановки "Гостиница "Брно". Нынешняя остановка находится около входа во 2-й корпус ВГТУ, а та "Центральный Рынок"  была примерно здесь   Вот около этого столба.  Даже карман остался. Именно в этом месте до начала 2000-х останавливался весь транспорт. Первый этаж дома  в советское время занимал очень известный в Воронеже  хозяйственный магазин.  Ну и добавлю, что аккурат напротив, на противоположной стороне дороги находится действующая ныне остановка транспорта в сторону Северного района. Она всегда находилась в том месте.

    Итак, 14-й автобус останавливался в этом месте, и все выходили. А вот куда он ехал дальше, для меня было загадкой. Возможно, он разворачивался где-нибудь в разрешённом месте в районе перекрёстка с улицей Пушкинской, а возможно, разворачивался через площадь Ленина вокруг здания обкома (ныне областного правительства). Как бы там ни было, на действующей ныне остановке в сторону Северного района, которая тогда называлась  "Центральный Рынок", автобус производил посадку. И вроде перед посадкой автобусы стояли на Плехановской между Пушкинской и Фридриха Энгельса, т.е. примерно около входа в НИИ Связи. 

   В том рассказе 2012 года  я написал, что в начале 80-х 14-й совершал кольцо "Плехановская-Ф.Энгельса-Куколкина-Никитинская-Плехановская", аналогично автобусу № 6.  И вот сейчас понял, что отчётливо не помню это событие.А всё потому, что в 1981 году мы получили квартиру на ВАЯх и у тётки стали бывать реже. Ну а в 1983-1984 году 14-й автобус был переведён на новую конечную "улица Среднемосковская". Вот это помню отчётливо. Я ещё помню, как на конечной "Среднемосковская"  висело объявление о том, что в связи с отвлечением в летнее время автобусов на с/х работы интервалы движения на маршруте № 14 увеличиваются. К 14-му маршруту на Среднемосковской я вернусь позже, а сейчас коснусь 8-го маршрута. Вот он для меня был полным мраком.Надо сказать, что этот маршрут никак не пересекался с мои ранним детством, и я до начала 80-х проехал на нём всего один раз.И кстати, в ту единственную поездку автобус был ЛиАЗ-677 вопреки тому, что 8-ка  была преимущественно Икарусным маршрутом. И естественно,  я не могу сказать, как ходил автобус около Центрального Рынка в самом конце 70-х. Но у меня почему-то ощущение, что ходил он как 14-й.

  Но в начале 80-х его схему сделали аналогично 6-ке. Вот это я помню точно. Икарусы-280 на Куколкина мне запомнились.Однако эта схема действовала примерно до 1985 года, после чего конечную 8-ки перенесли в Кольцовский сквер. Об этом я тоже ещё буду рассказывать, а сейчас возвращаемся к 14-му маршруту на конечную  "Среднемосковская".

 

В следующем сообщении я продолжу рассказ.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эх, вот это фото очень сильно  тронуло , дата съёмки -июнь 1994г,  я закончил 8ой класс... Да... :

  eaecd97dac9bt.jpg
 

А вот улица Кольцовская, ост. к-т Луч, июнь 1993г,  это фото мне приглянулось тем, что слева на остановке видна табличка "АСДУ" (Автоматизированная система диспетчерского управления) , ранее на фото мне не удавалось её отыскать...

В автобусах была белая рамка (в ЛИАЗ-677 стояла в кабине, у правого окошка, в Икарусах - висела сверху переднего правого окна), автобусы подезжали к остановке этой рамкой напротив таблички "АСДУ", видимо таким образом "отмечались"...

5cdcd5a9e1f4t.jpg

Изменено пользователем Armibo
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сзади, по всей вероятности, Икарус-260. Если так, то это однозначно 5-й автобус.

 

 

 

В автобусах была белая рамка (в ЛИАЗ-677 стояла в кабине, у правого окошка, в Икарусах - висела сверху переднего правого окна), автобусы подезжали к остановке этой рамкой напротив таблички "АСДУ", видимо таким образом "отмечались"...

 

Об этом я тоже подробно рассказывал. А также говорил о том, почему в 1996-1997 годах от этой АСДУ отказались.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сзади, по всей вероятности, Икарус-260. Если так, то это однозначно 5-й автобус.

 

 

 

В автобусах была белая рамка (в ЛИАЗ-677 стояла в кабине, у правого окошка, в Икарусах - висела сверху переднего правого окна), автобусы подезжали к остановке этой рамкой напротив таблички "АСДУ", видимо таким образом "отмечались"...

 

Об этом я тоже подробно рассказывал. А также говорил о том, почему в 1996-1997 годах от этой АСДУ отказались.

 

Насчет рассказа об АСДУ хотелось бы ссылочку...

По поводу автобуса я тоже репу чесал, но разобрать трудно, есть ли у него "хвост", но если это "260" то точно маршрут "5", на "8" я коротышек не припомню, а кроме 5 и8 у "Дивичка" больше Икарусов не ходило...

 

Также на фото видно целых два служебных автобуса КАВЗ-685 - много их тогда было на предприятиях в виде развозок, дежурок...

Изменено пользователем Armibo
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Также на фото видно целых два служебных автобуса КАВЗ-685

 

 

Либо   КАвЗ-3970.  Зависит от года выпуска.  А учитывая, что на дворе 90-е годы, как раз больше вероятность, что     -3970.

 

Ссылочку поищу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только все же 3270/3271.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, попутал цифру "2" с "9". :)   Там наверняка помимо года выпуска ещё некоторые малозаметные внешние отличия присутствуют. И знатоки, как, например, BOSS на Фотобусе, эти отличия как отче наш знают, и они с ходу назовут модель.

Изменено пользователем Евгений36
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

На фото ниже, как я понимаю, ЗиС-155 на площади Черняховского :

 

5a78313bb946t.jpg 

 

Фото взял здесь: http://s16-n425.livejournal.com/223138.html 

 

А вот цветной чертёжик ЗиС-155 :

 

be14576f5a3ft.jpg 

 

Есть ли вообще информация, в какие годы в Воронеже эксплуатировались эти автобусы, по каким маршрутам ходили? Может кому попадались ещё фото с ними на воронежских улицах?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На фото ниже, как я понимаю, ЗиС-155 на площади Черняховского :

 

5a78313bb946t.jpg

 

Фото взял здесь: http://s16-n425.livejournal.com/223138.html 

 

А вот цветной чертёжик ЗиС-155 :

 

be14576f5a3ft.jpg

 

Есть ли вообще информация, в какие годы в Воронеже эксплуатировались эти автобусы, по каким маршрутам ходили? Может кому попадались ещё фото с ними на воронежских улицах?

Ну  50-60е конец.Ну тут надо узнать,когда пришли первые Икарусы,это раз. Не раньше 68го. По всей видимости так как одна из единственных моделей работала на большинстве маршрутах.Было фото с 25(?) Вокзал Мостзавод хорошее качество. дав достатосчно много фото рубежа 60х. Ну и в третьих оффтопчик  Один ЗИС-155 регулярно работал на линии вплоть до 1991 г. (Глуховский район Сумской области Украины, маршрут Глухов — колхоз «Рассвет»).

Изменено пользователем ЛиАЗовод
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А может есть у кого фото ПАЗ-652/652Б на воронежских улицах, или хотя бы какая-то информация про их применение в Воронеже?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

Где сделано фото-не понятно, возможно на ул. Димитрова:

944b0157cad9t.jpg


 

Это бывший автовокзал у кинотетра Луч, снимок 1978г. Михаила Вязового. Более подробно в теме http://vif-vrn.ru/viewtopic.php?t=560

Изменено пользователем SERG16
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

снимок 1978г

 

Никак не тянет на 1978 год.  Модели автобусов и их окраска явно второй половины 80-х. Особенно ближний Отрадненский.  И потом, до начала 80-х в Отрадное ПАЗик ходил.У автобусов ПАТП-5 в конце 70-х по бокам крупные бортовые номера были. Может, 1987? Это вполне похоже.

Изменено пользователем Евгений36
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

снимок 1978г

 

Никак не тянет на 1978 год.  Модели автобусов и их окраска явно второй половины 80-х. Особенно ближний Отрадненский.  И потом, до начала 80-х в Отрадное ПАЗик ходил.У автобусов ПАТП-5 в конце 70-х по бокам крупные бортовые номера были. Может, 1987? Это вполне похоже.

 

 

 

У ЛИАЗ-677М на этом фото верхние габаритные огни и боковые указатели поворота - прямоугольной формы, а на ЛИАЗы такие стали ставить примерно года так 1988го... Так что фото сделано не раньше...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

У ЛИАЗ-677М на этом фото

 

Как раз надо и начать с того, что это ЛиАЗ-677М, которые начали выпускаться с 1983-го.

 

 

 

верхние габаритные огни и боковые указатели поворота - прямоугольной формы, а на ЛИАЗы такие стали ставить примерно года так 1988го.

 

Наверное, всё-таки пораньше.  Вот с задними квадратными фонарями автобусы начали появляться в конце 1984-начале 1985 года. Первый такой в Воронеже, я помню, был в ПАТП-5 на маршруте 25. Номер у него был интересный- 10 00 ВВН. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С задними квадратными фонарями - да, где-то с 85го года... А вот верхние габаритные огни спереди и сзади , боковые поворотники шли круглые почти 1989года...

А на этом ЛИАЗ-677М прямоугольные (образца 1988 + года) , пометил их стрелочками :

 

54c8732702f9t.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А на этом ЛИАЗ-677М прямоугольные (образца 1988 + года) , пометил их стрелочками :

 

Он вообще смахивает на 34 89 ВВС. Этот автобус стал работать на Отрадненском маршруте с апреля 1989-го. До этого закреплённым на 124-м маршруте был, кажется, 5653 ВВО. Но тот 86-го года.  Собственно говоря, пара постоянных Отрадненских водителей пересела с 5653 на 3489. Кстати, как мне сказали, одного из тех водителей уже нет в живых. Второй где-то до начала 2010-х годов работал в ПАТП-1149. Где он сейчас, не знаю.

Изменено пользователем Евгений36
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Задний мост ЛИАЗа говорит о выпуске автобуса 80-х годов, но ни как 70-х

Изменено пользователем Wowik
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

На этих  фото видно ПАЗ-652 на улицах Воронежа :

 

71270e5ab656t.jpg  b9cb89eed4b3t.jpg   62faab67b951t.jpg  6bebb5c487c1t.jpg

 

А вот на этом фото не могу прочитать первую конечную, но на "Комарова" точно не похоже, фото датировано 1967г :

 11a471acd30et.jpg

 

Ещё один вопрос: может кто-нибудь сможет опознать марку грузовика, который я пометил стрелочкой? . Фото датировано 1961-1962гг :

c936b2acdbe5t.jpg

Изменено пользователем Armibo
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Действительно не Комарова написано. А железобетонный завод

А в каком он конкретно месте разворачивался и до какого года?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А в каком он конкретно месте разворачивался

 

 

По всей вероятности, речь идёт о конечной, упоминаемой мною в этом рассказе

 

О годах там тоже есть немного. До самого завода он, очевидно,  не доезжал, но там всего одна остановка пешком.

Изменено пользователем Евгений36
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

Цирк...

С улицы Моисеева выезжает трамвай ТАТРА, да ещё и двухдверная... Возможно - что это маршрут №8 , следовал по ул. Краснознаменной в объезд улицы Ворошилова...

Других версий у меня нет....

 

20ff62bfc335t.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возможно - что это маршрут №8 , следовал по ул. Краснознаменной в объезд улицы Ворошилова... Других версий у меня нет....

 

 

Вынужден не согласиться. Начнём с того, что на фото явно 70-е годы. Как известно, Татры во 2-е депо начали поступать раньше, нежели в 1-е. Если верить книге Пащенко и Фомина, посвящённой истории Воронежского ЭТ, Татры 1-го депо вышли на маршруты только в 1981 году ( 2-е депо-1977). До этого все маршруты, в том числе и 8-ка были КТМными. Так что на фото явно не 8-ка, более того, на фото вагон 2-го депо. 

 

Как он здесь оказался?  В той же книге в Приложении есть раздел, посвящённый маршрутам ЭТ.  В том разделе упоминаются 2 ранних версии 17-го и 19-го маршрутов.

 

17 ГОО-Юго-Западный.

 

19 Циолковского-Юго-Западный.  

 

Оба маршрута обслуживались 2-м депо. 

 

После прокладки линии по Южно-Моравской в 1974-м оба маршрута были продлены до Перхоровича.

 

Лично я эти версии маршрутов совершенно не помню ввиду возраста, но мне о них говорили мои более старшие двоюродные. Скорее всего, вагон с какого-то из этих 2-х маршрутов. Правда есть, одно "но". Ребята пишут в книге, что на схеме 1972 года 17-й маршрут показан по Ворошилова, и схема там приложена. 19-й же только  открыли в 1972-м, но ребята также пишут, что его пустили по Ворошилова.

     Но на этом фото уже 2-я половина 70-х, поэтому маршруты могли перенести на Краснознамённую, тем более на фото виден трамвайный  поворот с Моисеева в сторону левого берега. Либо действительно какое-то оперативное изменение маршрута.

Изменено пользователем Евгений36
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Евгений36, спасибо за пояснения!

Я Воронеж более-менее отчетливо помню где-то года с 1992...

Почему подумал про "8" - сам не раз катался на татрах маршрута "8" из первого депо по ул. Краснознаменной, когда на ул. Ворошилова по каким-то причинам трамваи не ходили (авария или ремонт) ... Но меня как-то сразу на этом фото смутила "двухдверность и одновагонность" Татры, а "восьмёрки", на моей памяти, были все двухвагонные (как Татры, так и КТМ)..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я Воронеж более-менее отчетливо помню где-то года с 1992... Почему подумал про "8" - сам не раз катался на татрах маршрута "8" из первого депо по ул. Краснознаменной, когда на ул. Ворошилова по каким-то причинам трамваи не ходили (авария или ремонт)

 

Не похоже, что с 1992-го, наверное, с более раннего года. :)  Татры ушли с 8-ки   в 91-м, поскольку маршрут передали в 3-е депо. А тут такие отчётливые воспоминания о поездках на Татре по 8-му маршруту, да ещё и по Краснознамённой...

Изменено пользователем Евгений36
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Точно не скажу, но помню, какое-то время по "8" ходили и Татры, и КТМ... Как бы даже Татры на "8" встречались чуть ли не до 1993года... Хотя могу ошибаться, записей я не вёл, а память -вещь субъективная....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Но на этом фото уже 2-я половина 70-х, поэтому маршруты могли перенести на Краснознамённую, тем более на фото виден трамвайный  поворот с Моисеева в сторону левого берега. Либо действительно какое-то оперативное изменение маршрута.

Если идти от обратного, то получаем, что по Краснознаменной и Моисеева в 70-е годы ходили 2 и 14 маршруты. В 1978 добавился 21 и 19 с маршрутом Перхоровича - Цирк. До 81-года Татры были только во втором депо. Отсюда можно сделать вывод с уверенностью в 90% что данное фото сделано в период 1978-1980 год в вечерний час пик и на фото 19-й маршрут следующий на Перхоровича

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В этом уверенном выводе есть одно уязвимое место.После укорачивания 19-но маршрута до Цирка,огромной вероятностью можно говорить, что маршрут из 2-но депо передали в первое.В самом деле, зачем 2-му депо обслуживать маршрут,проходящий полностью по правому берегу? Ну а если маршрут обслуживало 1-е депо, то до 1981-года он априори был КТМным.И потом, как раз в 1978-1980 годах я плотненько бывал в Юго-Западном,Татр там не видел.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

И потом, как раз в 1978-1980 годах я плотненько бывал в Юго-Западном,Татр там не видел

В книге есть датированное 1981 годом фото Татры 19-го маршрута на ост. Краснознаменная, борт № 109

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

коллеги, а где-нибудь сохранились музейные КТМ-1 и КТМ-2? очень хотелось бы поностальгировать ))

 

бывал в детстве в Воронеже довольно часто вплоть до 1976, с балкона на Кольцовской часами смотрел на трамваи... знал за каким маршрутом какой КТМ-2 закреплен )) вот их помню хорошо, а КТМ-1 исчезли гораздо раньше, где-то в 1971, но деревянные лавки запомнились ))

 

еще помню как в один из дней уговорил деда покататься на автобусах... сначала на 2-ке в обе стороны, потом точно так же на 14... и там и там были скотовозы, но 2-ку тогда видимо только что рокирнули парками с 25-м и на ней стали работать совсем новые с рыжими полосами, а вот на 14 был ой какой рыдван... еле тащил все что в нем набилось )) еще на некоторых маршрутах (5, 9, 10 и т.д.) было много ЛАЗиков разного возраста, вот в них было забиваться совсем проблематично )) ЛиАЗ-158 к тому времени остались только на садовых маршрутах, по городу их уже не помню... ))

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.