Jump to content

«В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов…» (с) классик


Recommended Posts

Надо было куда-то слетать нацпером, чтобы не пропали бонусы (если не летаешь 2 года, они сгорают). Саратов был самым дешевым направлением, кроме того одновременно появилась возможность обкатать "Суперджет", подробно познакомиться с терминалом B аэропорта "Шереметьево" и посмотреть легендарный саратовский аэропорт, который по планам должны в следующем году закрыть.

А предложение от гостиницы "Словакия" за номер с завтраком за 1500 рублей стало приятным дополнением (про трансфер на таксо от аэропорта за 100 рублей и не говорю).

Также только в Саратове в продаже остался классный путеводитель по Волге местного издательства (я, к сожалению, о данной книге узнал слишком поздно, в Москве она давно кончилась), приобретение его стало приятным бонусом к поездке. Пришлось правда за ним ехать в микрорайон Солнечный, но это заодно позволило обкатать 11 маршрут местного трамвая.

До "Шереметьево" добирался 851-м автобусом, в 7.30 утра в субботу без пробок он довёз за 40 минут. Терминал B большой, полупустой, на входе в зону досмотра новомодные сканеры посадочных, упорно отказывающиеся работать без помощи персонала аэропорта. До самолета везли на автобусе на дальнюю стоянку вдоль стройки терминала С.

Полёт «Суперджетом» вполне понравился, хороший шаг кресел, расстановка 2+3, очень уверенно для лёгкого самолёта держится в полёте. Единственное отличие от больших – иллюминаторы чуть ниже обычного, но некритично (в CRJ-200 они вообще на уровне колен). Из минусов – очень неприятно воет наддув кабины во время герметизации. Ну и на обратном пути в задней части салона у двухлетнего самолёта скрипел пол даже под хрупкой стюардессой, соседи прикалываться начали насчёт прочности. В полёте нацпер даёт сендвич и водичку с кофе-чаем. На час полёта вполне.

При этом при реальном времени в пути 1-1.30 в расписание закладывается 1.50, в связи с долгим ожиданием как вылета так и посадки в Шереметьево. Загрузка самолёта полная, что туда, что обратно.

Саратовский аэропорт отнюдь не ужаснул, маленький, но для имеющихся потоков вполне достаточный. Заход над городом, тоже не сказать чтобы что-то из ряда вон выходящее, в Сыктывкаре и Иркутске покруче будет. Из незадекларированных бонусов в чистой зоне у туалета есть законодательно запрещённая комната для курения (с милой табличкой – «Только для пассажиров Саратовских авиалиний» :)).

Сами же «Саратовские авиалинии» после крушения Ан-148 и отзыва лицензии практически почили в бозе, на летном поле стоят без движения остатки парка - десяток Як-42 и два Ан-148. «Эмбраеры» уже улетели к лизингодателю.

В принципе, если бы не желание застроить территорию аэропорта, большой необходимости в строительстве нового в Сабуровке нет, с пассажиропотоками вполне справляется нынешний. Тем более, что сейчас из Москвы сюда летают и «Аэрофлот», и «Сибирь» и «Руслайн» по кодшеру с «Ютэйр».

Местное таксо, заказанное гостиницей, довезло меня до неё за 20 минут (с учётом специфической манеры езды местных горячих парней). Номер дали на 13 этаже с боковым видом на Волгу и Саратовский мост. К номеру прилагался балкон, что позволяло "не нарушать" положения закона о некурении. Над дверью номера напротив висела табличка «Здесь останавливался Ростропович». В общем место вполне пригодное для проживания.

Продолжение про сам город и его транспорт следует…

 

 

Link to comment
Share on other sites

Часть 2.

 

Саратов производит неизгладимое впечатление малоуправляемого хаоса. И если с рельефом местности ничего особо поделать нельзя, то застройка города явно дело рук человеческих. На каждом свободном клочке земли в центре воткнут многоэтажный новодел, разваливающиеся деревянные дома соседствуют как с особняками начала прошлого века, так и с вновьвыстроенными высотками и торговыми центрами. И таков весь центр города.

Спальные же районы (а я люблю их посещать, чтобы посмотреть на настоящую жизнь, а не парадные картинки центра) брутальны и возвращают в атмосферу 90-х.

В центре основная жизнь крутится в районе местного Арбата – проспекта Кирова с пешеходной зоной, стоит чуть отойти в сторону после наступления темноты и людей уже практически не встретишь.

По рассказам жены, бывавшей там в командировке 10 лет назад, ждал совсем убитые дороги, но в целом они в приемлемом состоянии, как минимум на основных магистральных улицах.

Из достопримечательностей обязательно стоит посетить Крытый рынок, полюбоваться изнутри на мощь сооружения 1916 года постройки.

На перекрёстке Кирова-Чапаева есть «Столовая №1», там я два дня и столовался. Как цены, так и еда вполне приличны. Напротив для желающих - местный «Макдак».

 

Про транспорт:

Трамвай.  Производит впечатление своим существованием вопреки всему. Состояние путей ужасно настолько, что с трудом понимаешь как они вообще по ним ездят, да ещё и забираются в нехилые горки (к примеру на 11 маршруте). Основной ПС – 71605-е, на 9 маршруте встретились чистые 71608-е, есть немного 71608М и 71619-е на самом популярном городском маршруте 3-ке. На 3-ке и 11-м частично выпуск на СМЕ.

Состояние салонов – бедненько, но чистенько. Сидения деревянные, в вагонах более-менее тепло.

Оплата проезда – 23 рубля за наличные, 21 рубль по банковской карте. Кондукторы встречаются далеко не всегда, на 11-м и 8-м маршруте обилечивал водитель при выходе. Глюков с пей-пассом не было, всё работало.

На СМЕ, как я понимаю (видел перебег из окна автобуса), один кондуктор на два вагона.

За время пребывания удалось проехать 8, 9 и 11 маршруты – от центра в спальники в южном и северном направлении. На 3-ку, к сожалению, времени уже не хватило.

 

Троллейбус. Встречается не сказать, что часто, но регулярно. Состояние более-менее, парк в основном - Тролзы-5265 и 5275-05. Местами даже работают ЭМУ.

Оплата аналогично трамваям, кондукторов не замечено, оба раза платил на терминале водителя. На троллейбусе ездил только в центре.

 

Автобус. Сборная солянка «еврохлама» в основном немецкого, частично шведского, завезенного под документы многих регионов страны. Мне встретились автобусы с госномерами Красноярского края, Московской области, Пензы, Смоленска, Вологды и т.п. Есть ex-МГТшные МАЗы-107 (работают на 90 маршруте), один из них ещё весной работал у меня под окном по 724-му маршруту, а также несколько Икарусов-415, доживающих в Саратове свои дни.

Из раритетов на летних дачных маршрутах в этом году продолжали работать Икарусы-260, 280 и один 283-й.

Из «новья» есть немного МАЗов-103 и газовых НефАЗов, но основной парк - многочисленные Мерседесы O405 (в том числе сочленённые, ехал на таком в Энгельс), встретилась и пара старичков O305.

Проезд по городу 23 рубля, оплата налом водителю. В Энгельс стоимость 26 рублей и в салоне работает кондуктор. Частично имеются автоинформаторы (у частников !).

Манера езды по-саратовски также незабываема. Так как автобусные маршруты в основном проложены через весь город (из спальника через центр в другой спальник) сначала водители дают газа, собирая пассажиров в спальнике, но как только попадают на пассажиронапряженный участок, где совмещаются с другими маршрутами, начинается стояние на каждой остановке по несколько минут в надежде, что кто-то ещё добежит.

Подсадить же пассажира даже в центре у любого столба – нормальная практика.

В результате на трамвае до микрорайона Солнечный от центра я ехал 45 минут, а вот обратно на автобусе (пусть и с крюком, но со стоянием у каждого столба) – 1.10. Забавно.

 

Маршрутные такси. Их много, сам не пользовался, так как необходимости не было.

Помимо городских также они составляют большую часть межгорода, кроме официальных с автовокзала, на привокзальной площади открыты кассы «Ноя» и «Властелина», откуда маршрутки в больших количествах также развозят жителей Саратовской области.

 

Продолжение следует…

Link to comment
Share on other sites

Спс, весьма любопытно, о Саратове вообще мало, кто пишет. А хотя бы несколькиими фоточками не побалуешь?

Link to comment
Share on other sites

11 минут назад, Путевой Объездчик сказал:

 А хотя бы несколькиими фоточками не побалуешь?

Я их пока даже на комп не скачал :)

Допишу третью часть, потом что-нибудь прикреплю.

Link to comment
Share on other sites

3 минуты назад, GrekOFF сказал:

Я их пока даже на комп не скачал :)

Допишу третью часть, потом что-нибудь прикреплю.

Ок, буду ждать. Думаю, не я один. 

Link to comment
Share on other sites

Только что, GrekOFF сказал:

Фото для затравки:

Я не был там , но мой папа был

Link to comment
Share on other sites

Саратов конечно дикий треш. Из всех городов где был наверное в плане хаотичности и стремности хуже только были (в моем рейтинге) Иваново и Тула но сейчас вроде и они «причесались» во многих местах. А вот Саратов особо не меняется. Спасает только набережная немного.

1 час назад, GrekOFF сказал:

Я их пока даже на комп не скачал :)

Допишу третью часть, потом что-нибудь прикреплю.

 

А лирическая часть будет? Ну для тех кто «не любит библиотеки» и скучные научные тексты? 

    Ну там про местную кухню, какие то ещё социально - общественные особенности горожан, девушек?

Link to comment
Share on other sites

8 минут назад, Krendel79 сказал:

А лирическая часть будет? Ну для тех кто «не любит библиотеки» и скучные научные тексты? 

Ну там про местную кухню, какие то ещё социально - общественные особенности горожан, девушек?

Местную кухню я не оценивал, девушки не так впечатляют, как в Самаре (но делаю скидку на позднюю осень), социально-общественные особенности горожан, особенно в спальных районах - типовые для провинциальных городов ;)

 

24 минуты назад, Krendel79 сказал:

Саратов конечно дикий треш. Из всех городов где был наверное в плане хаотичности и стремности хуже только были (в моем рейтинге) Иваново и Тула но сейчас вроде и они «причесались» во многих местах. А вот Саратов особо не меняется. Спасает только набережная немного.

Ты слишком строг. В этом хаосе есть своя изюминка. 

Ну а насчёт стрёмности - не надо ночью гулять, где не надо. Днём терпимо.

Link to comment
Share on other sites

забавно, мне Саратов показался прям вполне себе живым даже поздно вечером-ночью. по крайней мере, по сравнению с Волгоградом, который после десяти вымирает как будто бы наглухо.)

и на меня что вот зимой, что этим летом как-то очень милое впечатление произвёл город. субъективно, конечно, но вот скажем, в Пензу или Волгоград меня ещё ехать не особо тянет, а в Саратов, пожалуй, съездил бы ещё разок.)

 

по троллейбусу я бы добавил, что днём-то он есть в приличных количествах, но в семь вечера - всё, стоп машина. причём трамвай исправно ходит хрен знает до скольки вечера.

 

кстати, а в Парк победы не ходил? его не пытаются в сколь-нибудь божеский вид привести?

 

Link to comment
Share on other sites

27 минут назад, Irbiss сказал:

забавно, мне Саратов показался прям вполне себе живым даже поздно вечером-ночью. по крайней мере, по сравнению с Волгоградом, который после десяти вымирает как будто бы наглухо.)

и на меня что вот зимой, что этим летом как-то очень милое впечатление произвёл город. субъективно, конечно, но вот скажем, в Пензу или Волгоград меня ещё ехать не особо тянет, а в Саратов, пожалуй, съездил бы ещё разок.)

 

 

Да я не про «живость». Так то даже Казань вымирает к вечеру пусть и не полностью. Меня больше добила «архитектура и благоустройство» ну и треш в спальниках. Хотя это конечно многих городов касается но где то конечно полный треш. 

    Ещё хорошо что немного спасает набережная, Волга и горы:)

 

    Зато я ещё застал поездку по мосту на троллейбусе.

Link to comment
Share on other sites

28 минут назад, Irbiss сказал:

забавно, мне Саратов показался прям вполне себе живым даже поздно вечером-ночью. по крайней мере, по сравнению с Волгоградом, который после десяти вымирает как будто бы наглухо.)

Я в субботу в гостиницу возвращался в районе восьми вечера, как только от Кирова-Волжской отходишь, люди пропадают как класс.

Link to comment
Share on other sites

41 минуту назад, GrekOFF сказал:

Местную кухню я не оценивал, девушки не так впечатляют, 

 

Гододный что ли был все время?:)

43 минуты назад, GrekOFF сказал:

 

Ты слишком строг. В этом хаосе есть своя изюминка. 

Ну а насчёт стрёмности - не надо ночью гулять, где не надо. Днём терпимо.

 

Да не я под стремностью имел ввиду не гопоту а архитектуру и благоустройство опять же.

Link to comment
Share on other sites

42 минуты назад, Irbiss сказал:

кстати, а в Парк победы не ходил? его не пытаются в сколь-нибудь божеский вид привести?

Я там был, когда с кораблика на экскурсию возили. В этот раз не планировал посетить.

11 минут назад, Krendel79 сказал:

Гододный что ли был все время?:)

Ну ты читай чуть выше :)

Питался в "Столовой №1", но какая это местная кухня. А завтрак в гостинице обычный, стандартный шведский стол.

12 минут назад, Krendel79 сказал:

Да не я под стремностью имел ввиду не гопоту а архитектуру и благоустройство опять же.

Архитектура начала 20 века очень даже, а благоустройство - какое есть. На Московской вон тротуары перекладывают. 

В центре всё не так запущено, в спальниках - это может только изнеженных удивить. Обычно.

Link to comment
Share on other sites

17 часов назад, GrekOFF сказал:

Часть 2.

Как человеку, родившемуся в Саратове, прожившему там семнадцать лет и по несколько раз в год бывающему в родных краях - прочесть всё это мне было чрезвычайно интересно. Хочу сказать, что всё соответствует действительности, за исключением некоторых мелочей.

 

Лично мне жаль город, с середины 1990-х он стал деградировать как в планах промышленном, транспортном, архитектурном, так и в плане элементарного благоустройства. На большинстве улиц города нового асфальта не видели с советских времён. Озеленением никто не занимается, массовая болезнь и гибель деревьев. Историческая застройка уничтожается. Бесконечные многомесячные отключения горячей воды. Последняя линия троллейбуса была открыта в 1995 году, а трамвая - в 1988...

 

17 часов назад, GrekOFF сказал:

Состояние путей ужасно настолько, что с трудом понимаешь как они вообще по ним ездят, да ещё и забираются в нехилые горки (к примеру на 11 маршруте)

11 - это да, трэш.

17 часов назад, GrekOFF сказал:

Из раритетов на летних дачных маршрутах в этом году продолжали работать Икарусы-260, 280 и один 283-й. 

Ты ещё в Заводском районе ЛАЗы-695 не видел ;)

14 часов назад, GrekOFF сказал:

Фото для затравки:

Когда-то это был речной вокзал, у причалов которого в сезон одновременно находилось до полутора десятков двух-, трёх-, четырёхпалубных рейсовых и туристических теплоходов и десятка пригородных "Омиков"...

Link to comment
Share on other sites

35 минут назад, Yaroslav сказал:

Последняя линия троллейбуса была открыта в 1995 году, а трамвая - в 1988...

 

 

 

Ну если в Москве последняя серьезная трамвайная линия была открыта в Строгино аж в середине 80-х (давайте уж не будем считать за серьезный прогресс 100 метров у Белорусского) и троллейбуса где то то же на рубеже 90-х ( линии в Новокосино и по Озерной тоже были скорее вынужденными) то о чем в провинции говорить? Даже среди более менее успешных и богатых городов надо ещё поискать тот, где что то серьезное в плане ГЭТ построили в 90-х или 00-х. Я даже не скажу навскидку - вроде Казань или Краснодар.

Link to comment
Share on other sites

Только что, Krendel79 сказал:

Даже среди более менее успешных и богатых городов надо ещё поискать тот, где что то серьезное в плане ГЭТ построили в 90-х или 00-х.

Просто я Саратов сужу более строго, чем другие города :)

А вообще, наибольшей деградации в Саратове подвергся трамвай (хотя не так, как, например, в Ростове), на второе место я поставлю автобус. А вот троллейбус сохранил подавляющее количество линий и в целом выглядит неплохо. Больше всего, конечно, жалко 9-ку Саратов - Энгельс. Вместо неё теперь приходится пользоваться немецким металлоломом "Автоколонны № 40" с хамоватыми водителями.

Link to comment
Share on other sites

19 часов назад, GrekOFF сказал:

девушки не так впечатляют, как в Самаре (но делаю скидку на позднюю осень),

А меня в Самаре и летом девушки не впечатлили по причине их отсутствия в специально для меня организованный дождь и +15 ? А накануне светило Солнце и было +26.

Link to comment
Share on other sites

26 минут назад, Путевой Объездчик сказал:

А меня в Самаре и летом девушки не впечатлили по причине их отсутствия в специально для меня организованный дождь и +15 ? А накануне светило Солнце и было +26.

Ну полураздетость то там понятна, свалить из той дыры в Москву то мечтают все. Только вот кого можно словить голой жопой вопрос дискуссионный.. 

 

В Саратове же я был в первую половину отпуска-2002, тогда мы провели 12 дней в Саратове и 12 дней под Городцом с переездом теплоходом...

Пансионат то был отличнейший тогда, но было очень жарко (до 36 градусов) и очень и очень пыльно. Трамвайные пути уже тогда немного оставляли желать, но то что тут пишет Олег, надо фото, конечно, глянуть, если он это снимал.

Но вообще трамваи постепенно с годами деградируют везде где я бывал, кроме Москвы и СПб...Где то сильнее, где то слабее, но общая тенденция налицо.

Да вон один список систем закрытых начиная с нулевых гляньте, на днях плюсанулся Консомольск..

Ну а Саратов где то и тогда уже почти везде (если отсутствует любовь и интерес к трамваям) на чем то ещё быстрее

Link to comment
Share on other sites

18 минут назад, Вперёдсмотрящий сказал:

Ну полураздетость то там понятна, свалить из той дыры в Москву то мечтают все. Только вот кого можно словить голой жопой вопрос дискуссионный

Не обольщайся, далеко не всем нужна Москва, знаю немало людей, которым она и в нос не упиралась. Да и симпатичные девушки, если надевают короткие платьица, совсем не значит, что охотятся на твою Московскую прописку. 

Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, Путевой Объездчик сказал:

Не обольщайся, далеко не всем нужна Москва, знаю немало людей, которым она и в нос не упиралась. Да и симпатичные девушки, если надевают короткие платьица, совсем не значит, что охотятся на твою Московскую прописку. 

Да да. Только ни одного уехавшего к жене в мухосрань что то не знаю, отчего то все едут сюда..

 

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Вперёдсмотрящий сказал:

Ну полураздетость то там понятна, свалить из той дыры в Москву то мечтают все. Только вот кого можно словить голой жопой вопрос дискуссионный.. 

 

 

 

Не поверишь но с северов ещё больше народу свалить желает. И не только молодежь. Хоть куда, не в Москву так в Красноярск, а уж Краснодар - вообще мечта. Да, тут ещё и климат свою роль играет а не только разруха.

1 час назад, Вперёдсмотрящий сказал:

Да да. Только ни одного уехавшего к жене в мухосрань что то не знаю, отчего то все едут сюда..

 

 

Из Москвы тоже валят и очень много куда. Прежде всего в Заграницу. Но не мало и в Краснодарский край уезжает. На старости многие пенсионеры продают или сдают свои квартиры в Москве и тоже уезжают в провинцию. Так выгоднее а движуха многим не нужна и только раздражает. 

Link to comment
Share on other sites

26 минут назад, Krendel79 сказал:

 

Но не мало и в Краснодарский край уезжает. На старости многие пенсионеры продают или сдают свои квартиры в Москве и тоже уезжают в провинцию. Так выгоднее а движуха многим не нужна и только раздражает. 

Да от московских то льгот совсем в нищету и на пустое место прямо толпы едут и штурмуют поезда..

Link to comment
Share on other sites

19 минут назад, Вперёдсмотрящий сказал:

Да от московских то льгот совсем в нищету и на пустое место прямо толпы едут и штурмуют поезда..

 

Льготы были раньше больше. А сейчас за МКАД и коммуналка поменьше все же, и продуты и услуги дешевле на порядок (никогда например не сравнивал цены на визит к косметологу или к стоматологу, цены в ресторанах и т.д. в Москве и не в Москве?) то при продаже (сдаче) одной из московских квартир пенсионерам в провинции жить очень даже не плохо. Более того до кризиса и скачка курса подобных средств даже молодежи вполне хватало на жизнь по полгода где-нибудь в Тайланде.

Link to comment
Share on other sites

2 минуты назад, Krendel79 сказал:

 

Льготы были раньше больше. А сейчас за МКАД и коммуналка поменьше все же, и продуты и услуги дешевле на порядок (никогда например не сравнивал цены на визит к косметологу или к стоматологу, цены в ресторанах и т.д. в Москве и не в Москве?) то при продаже (сдаче) одной из московских квартир пенсионерам в провинции жить очень даже не плохо. Более того до кризиса и скачка курса подобных средств даже молодежи вполне хватало на жизнь по полгода где-нибудь в Тайланде.

Видя твоё желание просто ПОспорить могу ПОсоветовать просто переехать и Уняться наконец..

(можно ПОдумать он только и делает что ездит куда то с визитами к Косметологу и Стоматологу, ну и про продукты, которые дешевле именно на ПОрядок улыбнуло. ПОрядок, если вам не объясняют это в Газете, это 10 раз)

Link to comment
Share on other sites

20 минут назад, Вперёдсмотрящий сказал:

Видя твоё желание просто ПОспорить могу ПОсоветовать просто переехать и Уняться наконец..

(можно ПОдумать он только и делает что ездит куда то с визитами к Косметологу и Стоматологу, ну и про продукты, которые дешевле именно на ПОрядок улыбнуло. ПОрядок, если вам не объясняют это в Газете, это 10 раз)

 

Можешь не умничать. Слово давно ушло в народ и потеряло прежнее значение и значит просто «намного». В 2-3 раза уже вполне подходит. Впрочем не будем засорять тему Олега. 

Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, Krendel79 сказал:

и продуты и услуги дешевле на порядок

Самые дешевые продукты - в Москве. За МКАДом всегда дороже. Услуги да, в Москве дорогие.

Link to comment
Share on other sites

43 минуты назад, igla сказал:

Самые дешевые продукты - в Москве. За МКАДом всегда дороже. 

Отнюдь. В большинстве случаев магазинные цены одинаковы.

На рынках в провинции - ниже, но не сильно.

12 часов назад, Yaroslav сказал:

11 - это да, трэш.

Пути на 8-ке и 9-ке во многих местах не лучше.

2 часа назад, Krendel79 сказал:

 Впрочем не будем засорять тему Олега. 

Да уж, соблаговолите :)

Писать заключительную часть пока было некогда, так что ограничусь фото памятника местному трамваю.

IMG_2083.JPG

Link to comment
Share on other sites

6 часов назад, GrekOFF сказал:

так что ограничусь фото памятника местному трамваю.

 

Интересно, вагон какого типа пытались тут изобразить? Видимо Х..

Link to comment
Share on other sites

7 часов назад, GrekOFF сказал:

Отнюдь. В большинстве случаев магазинные цены одинаковы.

На рынках в провинции - ниже, но не сильно.

Магазинные - да, соглашусь, тут скорее зависит не от местности, а от аппетитов их хозяев. А вот на счёт рынков - не все так однозначно. Имею возможность сравнивать цены на овощи-фрукты в летний сезон в Москве (на Москворецком рынке) и в Заокском (райцентр в Тульской области), так вот на Москворецком в среднем раза в 1,5 ниже. 

Link to comment
Share on other sites

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...

Important Information

We have placed cookies on your device to help make this website better. You can adjust your cookie settings, otherwise we'll assume you're okay to continue.