Подумал, что начнётся сейчас оффтоп, а отдельной подходящей темы нет, поэтому вынесу-ка.
Нет, это уже неумение планирования своего времени, своего бизнеса и т.д., отсутствие ответственности. Тогда да, лучше не лезь.
Но вообще проблему с водителями можно было бы решить иначе. Перевести либо на самозанятость, либо по ТК, но на аутсорс.
Взять ту же систему курьеров Яндекса. У тебя есть слоты с графиком работы на каждый день. Эти графики в зависимости от потребности составляют, назовём так, районные координаторы (для транспорта это должны быть диспетчеры на определённый куст районов). Слоты составляются на следующую неделю. Ты видишь слоты и локацию и выбираешь себе подходящую. Отменить слот можно не позднее, чем за сутки до выхода. Иначе — штраф при отсутствии уважительной причины, причём штраф может быть таким, что потеряешь недельный заработок. Чтобы дисциплинировало ответственность. Также оперативно появляются слоты в течение дня, если есть потребность. Если есть где-то повышенный спрос (невывоз) — включается сурдж — повышающий коэффициент оплаты за отработанный слот (отношение кол-ва пассажиров к кол-ву машин на линии и их провозной способности). Условия труда ухудшились — тебе компенсируют повышенной оплатой заработка, дальше решаешь ты сам. Разумеется, Яндекс делится с др.курьерскими службами своими данными по заказам, поэтому в случае завала с заказами есть Купер, Озон и др. с их собственными условиями для своих курьеров. Т.е. в случае с автобусами, метро и т.д. — это аутсорс, привлечение частных перевозок на рынок общественного транспорта. Такси, маршрутки и т.д., но для пассажира по единым городским правилам проезда. А дальше пусть сам Дептранс рассчитывается с этими таксопарками, бобикоконторами или кого там наймёт. Есть же деньги на Метрошу, Музыку в метро, поездки в Куритибу и пр. — значит, и на оплату аутсорса есть.
Касаемо системы оплаты: она смешанная часы + кол-во заказов (в нашем случае кол-во перевезённых пассажиров) + различные бонусы и сурдж (а ещё он может и в обратную сторону работать, чтоб не воздуховозили зазря). Помимо оплаты есть рейтинг, который составляется из сопутствующих работе условий: внешний вид и состояние ТС, опоздал или рано ушёл со слота и т.д. Даёт разные сопутствующие плюшки (это всё обсуждаемо): ранний доступ к выбору слотов, повышение (бригадир маршрута), расширение полномочий. И отдельно стоит взаимодействие с клиентами, правоохранительными органами и т.д. Если много жалоб клиентов, то могут временно или постоянно ограничить доступ как в конкретном сервисе Яндекса, так и глобально, есть там арбитраж для пересмотра решений (хотя ни разу не видел, чтобы работал). В переводе на транспортную тему. Много пассажиров жалуются на водителя или машиниста — проходит внутренняя проверка. Факты раз за разом подтверждаются — сначала временно отстранят от работы, далее по прогрессирующей шкале. За очень грубые нарушения можно получить запрет на работу в системе Московского Транспорта. Пусть в провинцию или заказными перевозками занимается или оформляется через аутсорс.
Вот на днях была новость, что не хватает водителей МЧС от начальника московской службы, дескать, низкая зарплата, не идут. Ну так надо производственные процессы пересматривать. Человеческий ресурс — самый ценный.
Главная проблема не желающих менять свой образ жизни с пятидневки — это страх перед неизвестным, нежелание меняться и саморазвиваться. Работает — не трожь. Поэтому консерваторы готовы постоянно ругаться на начальство, власть и т.д., но оставаться с низкой зарплатой и привычным графиком, а если не нравится — искать другую работу или продолжать сидеть протирать жопу. А вот молодое поколение выросло совершенно на других ценностях, поэтому они изначально не идут туда, где им невыгодно. Но вот старпёры не понимают, что систему труда нужно кардинально перестраивать, а не устраивать все эти Метроши, тг-посты метромоста, устраивать конференции с халявными бутербродами или отправлять в командировку в Куритибу. Ну и плюс старики могут железно ухватиться за свой стул и никого принципиально не пускать как собака на сене. Я тут всю жизнь проработал начальником смены и до самой смерти так и останусь работать, а увольнять таких не хотят из-за этикета, каких-то там былых заслуг, ну или просто он по-приятельски помог построить баню на даче, надо ему отдать должное. Деньги есть, но они всегда идут не туда, куда надо. Нет цели в Дептрансе набирать и обучать водителей (а также графистов и пр. исполнительный персонал). Проще спихнуть ответственность на сторону (такси, кикшеринг, каршеринг, доставка и т.д.)