После продолжительного перерыва, связанного с командировкой, продолжаю знакомить читателей с автобусными маршрутами Воронежской области. Но сегодня речь пойдёт не об истории конкретного маршрута или конкретного направления. Сегодня я поделюсь кое-какими историческими данными, которые я накопал в подшивках Воронежской областной газеты "Коммуна".
Итак, данную тему форума я начинал с краткого обзора Воронежских автовокзалов и автостанций. Вот здесь про них написано.
Там я говорил, в частности о том, что современная Юго-Западная автостанция, которая находится около Юго-Западного рынка, была открыта в 1983 году.
Но вот тут с помощью подшивок "Коммуны" уточнил, что на самом деле автостанция была открыта в январе 1982 года. Кстати, городской автобусный маршрут № 34, который соединил новую автостанцию с Центральным рынком, был открыт 15 января 1982 года.
Старая Юго-западная автостанция, напомню, находилась на пересечении Краснознамённой, Матросова и Острогожской.
Вот это здание Пространство за этим зданием и было территорией автостанции. Сейчас оно частично застроено. Очень долгое время я думал, что с той автостанции отправлялись все маршруты, которые впоследствии стали отправляться с новой автостанции. И люди старшего поколения вроде бы подтверждали эту информацию. С другой стороны, я недоумевал, как на маленькой территории могли размещаться автобусы такого большого количества маршрутов.
И вот в этом году с помощью подшивок "Коммуны" я немного прояснил ситуацию в этом вопросе.
Итак, со старой автостанции отправлялись маршруты преимущественно в сёла Хохольского района и в сам Хохольский, а также в Бахчеево Семилукского района. Как вы поняли, это в основном пригородные маршруты. Возможно, также отправлялись автобусы в некоторые сёла Репьёвского района. Но вот маршрут "Воронеж - Репьёвка" отправлялся от Центрального автовокзала.
Также от Ц/АВ отправлялись маршруты в дальние райцентры, а также (внимание!) маршруты в Нижнедевицкий район.
Из тех маршрутов, о которых я уже рассказал в этой теме, с Ц/АВ отправлялись автобусы по следующим маршрутам:
Воронеж - Острогожск
Воронеж - Н.Девицк
Воронеж - Михнево
Воронеж - Синие Липяги.
Перевод маршрутов с Ц/АВ на новую ЮЗ/АС состоялся 5 апреля 1982 года.
Кстати, я смутно помню, что на Ц/АВ висело какое-то объявление, в котором перечислялись маршруты в том числе и Нижнедевицкого направления. Но вот в связи с чем оно висело, я так и не мог вспомнить. Но вот теперь всё встало на свои места.
И ещё один маршрут упоминается как в подшивке "Коммуны", так и в том объявлении - "Воронеж - Кулёвка".
И я тоже очень смутно, помню, что он вроде был в том объявлении.
Оказывается, он действительно существовал.
Кулёвка - это село в Горшеченском районе Курской области, которое расположено практически на трассе А-144 " и между Нижнедевицком и Горшечным.
Собственно говоря, между этими райцентрами непосредственно вблизи трассы расположены 2 села - Ясенки и Кулёвка. Они расположены очень близко друг от друга.
Про Ясенки я упоминал при рассмотрении маршрутов Нижнедевицкого района. Напомню, что у ныне неработающего межобластного маршрута № 560 "Старый Оскол - Нижнедевицк" в конце 90-х - начале 2000-х существовал заезд в это село.
Что интересно, в справочнике 1982 года, в котором приведены расписания Воронежских автостанций, маршрут "Воронеж - Кулёвка" уже не упоминается. По всей вероятности, маршрут был закрыт практически сразу же после перевода с Ц/АВ на ЮЗ/АС.
Естественно, расписание его даже и приблизительно осталось для меня неизвестным.
Также я теряюсь в догадках относительно обслуживающего предприятия. Теоретически могли обслуживать 4 предприятия:
Нижнедевицкое АТП, Горшеченская А/К 1776, Воронежское ПАТП-3, Воронежское ПАТП-5. Какое конкретно предприятие обслуживало, я не знаю.
Ну и также остаётся открытым вопрос о конечной остановке.
Давайте посмотрим на карту.
Поворот на Кулёвку с трассы А-144
Показан вид в западном направлении. Прямо - Курск, направо - Кулёвка.
Всё дело в том, что практически до начала 2000-х в Кулёвку не было асфальта. Поэтому трудно сказать, где разворачивался автобус. То ли он разворачивался на трассе вот в этом месте, то ли поворачивал в село и ехал по грунтовке.
Вот такие загадки истории.
В обзоре маршрутов В.Хавского района я упоминал о маршруте № 225 "Воронеж - Крутченская Байгора".
Я тогда говорил, что это был в своём роде единственный маршрут, который соединял Воронеж с обычным селом (не райцентром) соседней области.
Оказывается, не один. Маршрут "Воронеж - Кулёвка" - второй такой маршрут.
В следующем сообщении продолжу рассказывать о междугородных автобусных маршрутах Воронежа.