Немного моих детских воспоминаний из самого начала 70-х...
В детстве мы очень любили кататься на автобусах ЗиЛ-158.
Маршрут №70 шёл с рабочих окраин Невской заставы до самого центра - площади Островского - там где Пушкинский театр и публичная библиотека имени Салтыкова-Щедрина.
Это была сказочная поездка.
Часть пути пролегала по проспекту Обуховской обороны. С трамвайными путями посередине. И бывало, что водители «семидесятки» устраивали гонки с трамваем маршрута №7. Обычно это происходило так. На остановке одновременно оказывались и автобус, и трамвай. Вагоновожатая, совсем ещё девчонка, игриво подмигивала нашему шофёру, тоже ещё молодому парню. Мол, давай, кто быстрее...
Старт! У ЗиЛа разгон, как у черепахи. Пять передач. Пока он дойдёт до пятой, вагон успевает оторваться метров на двести. Те советские трамваи, кажется, они назывались ЛМ-57, не чета нынешним. Набирали скорость резво и ходили быстро.
...Наш шумахер выжимает газ до полика. Мотор ревёт. Скорость почти 40.
В кабину со всех щелей валит дым. Двери хлопают, кузов трещит, стёкла звенят.
Я сижу возле кабины (на диване, тот что задом наперёд). Глаз не отвожу от стрелки спидометра. Там уже 45.
С шумом отваливается с потолка крышка дверного механизма и со скрипом начинает раскачиваться на петлях. Но водитель ничего не замечает.
Слежу за циферблатом. Дотянет ли до 60?
С трамваем идём наравне. Корпус в корпус. Стрелка бешено прыгает вокруг отметки 65.
Об-хо-дим!
Вагоновожатая посылает нам воздушный поцелуй.
Ура! 70! Пассажиры с азартом следят за исходом гонки.
Это для нынешней «Сетры» - 70 км/час - не скорость. А для ЗиЛа-158 - высший пилотаж.
Дорога - где брусчатка, где булыжник. Рулевая колонка дрожит. Баранка дёргается из стороны в сторону - гидроусилителя-то нет. Попробуй, удержи в руках.
Радиатор кипит. Из-под неплотно закрытой крышки с шипением вырывается белый пар. Он попадает в открытую форточку и слегка обжигает мне лицо. Горловина-то аккурат возле переднего бокового окошка.
Пассажиры волнуются. Держатся за поручни мёртвой хваткой.
...Очередная остановка. Чтобы её не проскочить, шофёр ударяет по тормозам.
Воняет горелыми тормозными колодками и палёной резиной.
Электровагон нас догнал. Сейчас будет новый старт.
... Перед площадью Александра Невского наши пути с трамваем расходятся. Шофёр берёт тайм-аут. Останавливается. Откуда-то достаёт мятую ржавую канистру, доливает воды в радиатор. И мы продолжаем путь...
Ох, как завидовали мы тому парню за рулём! Да что там лётчики и космонавты! Юрий Гагарин отдыхает! Тогда мы хотели быть только водителями ТАКОГО АВТОБУСА. Потому что это по-настоящему круто!