Jump to content

ЛАЗ-695/697/699


Recommended Posts

Предлагаю обсуждать подпадающие под категорию "История" машины Львовского Автобусного Завода.

Начну так: написал вот запись в ВК (тут больше фото) ну и продублирую для наглядности.

 

https://m.vk.com/wall160890764_243

 

 

О своей любимой модели автобуса, правильнее сказать двух вариантах (пригородной и туристической) одной. Соответственно ЛАЗ-695М и ЛАЗ-697М, имевших из-за буквы "М", означающей модификацию изначальных моделей, кличку "Маруся" или "Мурка", тут уж кому как нравится. О более ранних моделях в следующий раз, пока же о "Мурках", ибо именно их я и застал во всей их красе. 
Так или иначе, но в 1969 году наконец-то реализовался производством весь комплекс нововведений к ранним моделям, который позволил начать выпуск пригородной (городской) модификации ЛАЗ-695М и туристического варианта, так же получившего букву "М" в названии, ЛАЗ-697М. Нововведения заключались в следующем:
Крыша автобуса стала плоской с изменением каркаса кузова и исчезновением остекления скатов крыши, были установлены более высокие боковые оконные стёкла, изменилась отделка салона. Также был введён новый унифицированный задний мост Raba венгерского производства, бывший тогда в большой моде, улучшенные тормоза с раздельным приводом передних и задних, изменённую приборную панель, новые боковые указатели поворота и новые габаритные фонари, алюминиевый пол по всей длине автобуса включая подножки и створки дверей. "Горб" или, говоря более научно, центральный воздухозаборник сзади заменили на небольшие "жабры" на боковинах.
В остальном же можно сказать, что передняя маска осталась малоизмененной, двигатель в 150 л.с (ЗиЛ-130) тот же, несколько подросла снаряженная масса до 7500 и полная до 11400 (у "пригородной" модели). Подрос дорожный просвет до 310мм, что для дорог того времени было попросту отличным решением. Пассажиров на борт ЛАЗ-697М "турист" брал 33 чел, ЛАЗ-695М - 67 чел (номинально), из них 33 сидя. Скорость у ЛАЗ-695М - 75км/ч, у ЛАЗ-697М - 90км/ч. Расход топлива приемлемый - 35 литров. Ну и стоит добавить, что дюралевые листы обшивки и пол хорошо защищали машины от коррозии. 
Всего модели эти производились до 1973 года, можно сказать, аутентично, и до 1975 года делали гибридные варианты для перехода на более позднюю модель ЛАЗ-695Н...
Всего успели сделать около 52000 шт модели ЛАЗ-695М.
Окраска (заводская) у ЛАЗ-695М и ЛАЗ-697М была разной, схема окраски "695" отлично видна на фото 1 и 2, а "697" - на фото 3.
Базовыми цветами были красный, салатовый, зелёный, синий, жёлтый.
Теперь о личном. Просто обожал эти машины и не упускал случая прокатиться. Получалось не так часто как хотелось, но нравилось настолько, что и сейчас многие поездки помню. Вот перед первым полётом на самолёте из Москвы в Ригу ехали на зеленом "туристе" 697М от аэровокзала в аэропорт Шереметьево. Или к примеру катались из Адлера в Гагры и ехали на красном ЛАЗ-695М. В Риге помню как-то подошёл жёлтый ЛАЗ-695М по городскому маршруту 4z, так несмотря на абсолютную давку и маршрут не совсем туда куда надо, не поленился, полез. В Алуште как-то подали отвезти пассажиров в Утёс салатовый ЛАЗ-695М, восторгов-то было, несмотря на то, что сидел на ступеньке у задней двери, стоял, стоял, а потом думаю, в ногах-то правды и нет и сел на ступеньку :)
В Риге за грибами на таких доводилось ездить, вот радости-то было, там их на пригороде работало много...

Одно вот сожаление, приличной масштабной модели ни ЛАЗ-695М, ни ЛАЗ-697М пока ещё никто не выпускал.
У Dip моделс висит, конечно в планах "Мурка" 695, но пока лишь только висит в планах и не более того...

image.jpeg

image.jpeg

image.jpeg

Edited by Вперёдсмотрящий
  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

В Чехове и 695 и 697 было тоже много(я имею ввиду ЧехПатп). 697-е ходили в основном на Москву(из Венюково,Нерастанного,Алачково,Чернецкого).695-е ходили в основном на Львовскую,Столбищево,Гришино(тогда еще остановка Гришинки),Дубровки,Репниково,Дидяково,полуэкспрессом(прототип нынешних маршруток)до Военторга,и полуэкспрессники до Венюково(Энергомаш).Реже их ставили на 2-ку до Мебельного и на 3-ку до Ровок. Это до 98-го года было(я в армию как раз уходил). Когда пришол в 2000 году этих автобусов уже фактически не осталось. Было 2 695-х и один 6

Link to comment
Share on other sites

@Lopasnensky В Москве при СССР (на пригороде) мне проще всего было покататься на 695Н (к сожалению уже Н) от ЮЗ (метро) до совхоза Птичное (пару раз даже прогулял для катания на ЛАЗ школу и один раз уговорил маму покататься в выходной). Там ещё одна из машин была (жаль номер не помню) с прямоугольными фарами (как у М-412), почему то у нас в то время это считалось особенно крутым такие фары..

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Вперёдсмотрящий сказал:

@Lopasnensky В Москве при СССР (на пригороде) мне проще всего было покататься на 695Н (к сожалению уже Н) от ЮЗ (метро) до совхоза Птичное (пару раз даже прогулял для катания на ЛАЗ школу и один раз уговорил маму покататься в выходной). Там ещё одна из машин была (жаль номер не помню) с прямоугольными фарами (как у М-412), почему то у нас в то время это считалось особенно крутым такие фары..

Я когда в училище учился,то считай три года провёл в автобусах. СПТУ-32 находилось(и сейчас там) в микрор-не Венюково а я жил,и сейчас живу в микрор-не Полиграф. Ездил на автобусе 4,тогда туда по будням только гармошки ставили. А все эти ЛАЗы попадались навстречу,да и обратно домой я не редко на них ездил полуэкспрессом,благо проездной в те годы в них действовал. Славное время было,не то что сейчас,одни частные убогие Пазы

Link to comment
Share on other sites

17 минут назад, Lopasnensky сказал:

Я когда в училище учился,то считай три года провёл в автобусах. СПТУ-32 находилось(и сейчас там) в микрор-не Венюково а я жил,и сейчас живу в микрор-не Полиграф. Ездил на автобусе 4,тогда туда по будням только гармошки ставили. А все эти ЛАЗы попадались навстречу,да и обратно домой я не редко на них ездил полуэкспрессом,благо проездной в те годы в них действовал. Славное время было,не то что сейчас,одни частные убогие Пазы

Ну вот по "Мурке" смотри. В записи во ВК на которую ссылка в исходном сообщение этот чертёжник есть, но повторимся. Повыше были ЛАЗы, что для дорог того времени было архиважно, к примеру возьми дорогу на Исток Волги, Икарус ведь с неё приезжал полуубитый, водители реально отказывались туда ездить, а вот ЛАЗ проезжал туда легко, да та же дорога в Птичное, о которой я рассказывал выше, там ведь как свернёшь с Киевского шоссе, сплошные колдобины и ямы были, ЛАЗ с ними справлялся относительно легко. Вот двери у него узкие (830), чуть пошире чем у ЗиЛ-158, но для пригорода это не так критично. Бичом был лишь перегрев после исчезновения "горба", особенно характерный для "Мурки" с жабрами, вечно она летом ездила с раскрытыми створками моторного отсека..

Ну и чертежик 

image.jpeg

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

Вот написал про "горбатых".

 

https://m.vk.com/wall160890764_248

 

Продублирую сюда:

"Я сказал - Горбатый"
И так про "горбатые" автобусы ЛАЗ. "Горб" - это широкий раструб воздухозаборника моторного отсека, который одно время имели автобусы марки ЛАЗ. 
Как и другие ЛАЗы, "горбатые" имели две основных модификации:туристическую машину с мягкими креслами и пригородную, ну или городскую с обычными жёсткими сидениями. "Турист" именовался ЛАЗ-697, 
а пригородная (городская) машина - ЛАЗ-695. 
К 1958 году ранние машины ЛАЗ-695 модернизировали, укрепили основание, пневмопривод дверей относительно механического на ранних ЛАЗ, вместо боковых воздухозаборников появился широкий раструб, так называемый "горб". Через него в мотоотсек поступал прилично очищенный от пыли воздух и, кроме того, заметно улучшилась вентиляция этого отсека. Также, на мой вкус, стало посимпатичнее внутри в задней части, создалось некое ощущение уюта и аэродинамики. Изменились междуфарное оформление передка, тормозная система, отопление и многое другое. 
Самым заметным для внешнего наблюдателя и пассажира, помимо появления "горба", стало некоторое сокращение площади крышевого остекления из-за постоянных жалоб эксплуатирующих предприятий на недостаточную жёсткость крыши. Также была изменена крыша впереди, в результате чего над лобовым стеклом автобуса появился первый небольшой козырёк, который быстро получил прозвище "кепочка", очень модный в те годы наряд и ставший фирменной чертой ЛАЗов на долгое время.
На базе автобуса ЛАЗ-695Б выпускался автобус ЛАЗ-697 «Турист» с шестицилиндровым рядным двигателем ЗИЛ-158Л в 109 л.с.
ЛАЗ-695Б с этим двигателем выпускался с 1958 до 1963 года, пока ЗИЛ наконец не смог производить в достаточном количестве двигатель ЗИЛ-130 в 150 л.с., и ими машины комплектовались полностью с 1964 года и выпускались до 1969 года, внешне такие машины легко отличить по округлой арке задних колёс против "оквадраченной" арки задних колёс у более ранних машин. Такие машины получили Марку ЛАЗ-695Е.
Аналогично было и с "Туристом". Те с двигателем 109 л.с. имели название ЛАЗ-697 "Турист" и выпуск 1959-1963, а с двигателем 150 л.с. название ЛАЗ-697Е "Турист" и выпуск 1961-1969 (некоторое "наложение" годов связано с тем, что двигателей 150 л.с. вначале поставлялось недостаточно и часть машин комплектовалось двигателями старыми). Эти машины также отличались арками задних колёс как и 695Б и 695Е.
Понятно, что "Е" (Елена) был побыстроходнее, он развивал 90 км/ч. против 80 км/ч у предыдущей модели. А так "Турист" имел длину в 9190мм, стандартную ширину в 2500мм и высоту в 2990мм, снаряжённую массу в 6950кг и полную в 10250кг, вмещал 33 пассажира, имел ширину ручной двери в 84 см, что для экскурсионной машины более чем хорошо, вот дорожный просвет все эти машины, о которых идёт речь, имели неидеальный: 270 мм, и эту проблему решили только на "Мурке" (рассказ о которой в предыдущей записи).
Сам я лично ездил в "горбатых" мало, сходили они уже с пассажирских линий в моё время, запомнилась лишь поездка из Феодосии в Судак на ЛАЗ-695Е, ох и пеклО же через это крышевое остекление, а я ещё и на солнечной стороне сидел, запомнил надолго. Такое впечатление, что тебя в жару привели на даче в парник и в нем часика на полтора заперли).
Ну и один раз нас с дедушкой подвезли на ЛАЗ-697Е "Турист", вот там понравилось очень.
Но, в принципе, такие автобусы ещё очень долго работали у каких-то предприятий в собственности, не осуществляя перевозок "посторонних" пассажиров, то есть увидеть их где-то в городе, где-то на трассе, у какого-то института или предприятия сфотографировать было запросто, вот покататься уже куда сложнее...
Но как-то всегда старался обращать на них внимание, хотя и мой любимый ЛАЗ все же "Мурка", о которой в прошлый раз..

image.jpeg

image.jpeg

Edited by Вперёдсмотрящий
Link to comment
Share on other sites

В Воронеже "горбатые" ЛАЗ-695Е с илюминаторами на крыше в виде "служебных" попадались ещё в начале 90-х годов... 

А ЛАЗ-967М работал на маршруте (хоть и недолго ) в конце 90-х годов, когда муниципальные автобусные парки были уже целенапрвленно практически полностью уничтожены,  а частные автобусы только начали развиваться! Тогда на маршрутах чего только не встречалось : И "Кубани", ПАГ-2М,  "БакАЗ", капотные  КАвЗы....

Потом тот ЛАЗ-967М стоял в нерабочем состоянии на улице недалеко от моего дома...

Link to comment
Share on other sites

В Петербурге в конце 90-х "мягкие" ЛАЗы-699Р зачастую использовались в качестве... маршрутных такси, наряду с Икарусами. Точно ходили по дублю то ли 32, то ли 37 троллейбуса от метро "Проспект Ветеранов" в Сосновую Поляну. Тогда ещё катались муниципальные 695Н, видел их на Васильевском острове.

Link to comment
Share on other sites

Два фото аварии на Курортном проспекте в Сочи в 1968 году с ЛАЗ-695Б (или ЛАЗ-695Е в старом кузове с оквадраченными арками задних колёс).

image.jpeg

image.jpeg

Link to comment
Share on other sites

В фильме "Женатый холостяк . (1982) " не на последних ролях ЛАЗ-695М , атмосферное кино, сейчас таких, увы,  не снимают  :  

 

  • Haha 1
Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...
В 22.12.2018 в 21:43, Armibo сказал:

В фильме "Женатый холостяк . (1982) " не на последних ролях ЛАЗ-695М , атмосферное кино, сейчас таких, увы,  не снимают  :  

 

Ништяковый комедийный фильм и о любви и о работе пассажирского транспорта и коллектива работающего на нём???

Link to comment
Share on other sites

Кто хочет на них покататься, добро пожаловать в Улан-Удэ на дачные маршруты.

 

Летом 2018-го ещё были.

Link to comment
Share on other sites

Классическая М-ка (ЛАЗ-695М) на ВДНХ в классической схеме окраски и при плоховатой цветопередаче того времени..

image.jpeg

Link to comment
Share on other sites

"Горбатый" ЛАЗ-695 Б или Е в Минске в 1964 году с открытой крышкой моторного отсека. В принципе то охлаждение за счёт "горба" у них было хорошим, постоянно открытые крышки отсека характерны скорее для Мурки...

Ну и ГАЗ-53Ф, конечно, морду имел эпическую, и не поймёшь сразу, хочет ли он тебя съесть или просто набить тебе морду..

image.jpeg

Link to comment
Share on other sites

В 01.01.2019 в 12:30, Вперёдсмотрящий сказал:

Классическая М-ка (ЛАЗ-695М) на ВДНХ в классической схеме окраски и при плоховатой цветопередаче того времени..

image.jpeg

  В  такой редкой окраске тоже встречались.

Link to comment
Share on other sites

  • 4 weeks later...
  • 2 weeks later...

А вот ЛАЗ-695 на картине чеченского художника Чингисхана Хасаева "Вечерний Грозный".

Вообще грустно, конечно... От этого Грозного уже не осталось ничего.

f_vecherniy-groznyy_hasaev_chingishan_14

  • Like 3
Link to comment
Share on other sites

Фото из Херсона, троллейбусы на базе автобуса ЛАЗ-695. Там были ЛАЗ-695Т, Киев-5ЛА и ОдАЗ-695Т. Конкретно на снимке Киев-5ЛА..

image.jpeg

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

  • 1 month later...

Фото ЛАЗ-697Е из 1968 года с открытия автовокзала в городе Череповец. Стандартная схема окраски для этого типа машин того времени...

image.jpeg

image.jpeg

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

  • 3 weeks later...

Вот ещё фото троллейбуса изготовленного из кузова автобуса ЛАЗ-695Б. Эта машина изготовлена в единственном экземпляре в городе Баку в 1962 году и называлась БТЛ-62.

То есть троллейбусы из этих автобусов делали в Киеве, Львове, Одессе и вот даже в Баку..

image.jpeg

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

В МГТ в 90-00 годах на городских маршрутах работало небольшое количество ЛАЗ-695Н, причем не только в ЗелАК, а и в 6 и 9 АП.

На фотобасе есть фото, например: 

http://fotobus.msk.ru/photo/604906/?vid=396070

 

Интересно работали ли на городских маршрутах в МГТ 695-е до этого.

 

Link to comment
Share on other sites

В перестройку, когда Ельцин заставил служебные автобусы отрабатывать барщину на МГТшных маршрутах. Тогда и 672-е ПАЗики там работали. Но продлилось счастье очень недолго, месяца 2-3.

Link to comment
Share on other sites

7 часов назад, igla сказал:

В перестройку, когда Ельцин заставил служебные автобусы отрабатывать барщину на МГТшных маршрутах.

А я вспомнил, как в Саратове в 1984-1985-м обязали служебные автобусы подвозить пассажиров. На чём только мне не доводилось ездить на "Сардизель", когда школьную производственную практику проходил - и на "КАВЗ", и на ЛАЗ-697-х, и на Икарусах-250 (у треста "Саратовнефтегаз" таких много было)...

Edited by Yaroslav
Link to comment
Share on other sites

Ну если по Москве СССР, то катался на ЛАЗ-695Н от ЮЗ (метро) в совхоз "Птичный" (304 по моему маршрут). Там только ЛАЗ-695Н и работали..

Link to comment
Share on other sites

304-й тогда МТАшный был. А МТА много где львовскими автобусами обслуживалось. У Химок и Солнечногорска  ЛАЗы в Москву катались на 350, 350м, 350л (но там могли и И-260 выдать) и 328, а из химок в Химки через Москву - на 27 и 28. В Зеленоград СПАТП приезжало на ЛАЗах по 26-му (с севера) и 32-му (с юга). У Одинцова ЛАЗ работал на 418.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...

Important Information

We have placed cookies on your device to help make this website better. You can adjust your cookie settings, otherwise we'll assume you're okay to continue.