https://www.kommersant.ru/doc/3866511
Группа ГАЗ не смогла на фоне санкций выйти на тендер Москвы
Газета "Коммерсантъ" №14 от 28.01.2019, стр. 7
Как выяснил “Ъ”, группа ГАЗ не смогла принять участие в конкурсе Москвы на очередную партию электробусов, уступив контракт на 6,6 млрд руб. КамАЗу. На рынке говорят, что причина — отказ иностранных поставщиков работать с группой на фоне санкций против активов Олега Дерипаски. В самой компании заметили, что «на момент принятия решения не могли бы гарантировать выполнение контракта» и потому, «чтобы не подвести клиента, не пошли в новый тендер». Но предыдущий контракт на электробусы с Москвой там обещают выполнить.
ГУП «Мосгортранс» заключило с КамАЗом за 6,57 млрд руб. контракт жизненного цикла (КЖЦ, предполагает закупку техники и ее сервис в течение срока службы) на поставку 100 электробусов и 36 станций ультрабыстрой зарядки за 6,57 млрд руб., сообщили в департаменте инвестполитики Москвы. Техника должна быть передана в мае—октябре, срок обслуживания — 15 лет.
Москва — единственный регион, массово закупающий электробусы, и в 2017–2018 годах автозаводы активно боролись за этот новый рынок. В итоге КамАЗ и группа ГАЗ Олега Дерипаски получили два идентичных КЖЦ на 100 машин каждый по 6,35 млрд руб. Электробусы работают в Москве с осени 2018 года, поставки по этим контрактам завершатся к 31 марта.
В мэрии уточнили, что за полгода ЛиАЗ-6274 и КамАЗ-6282 перевезли 1 млн пассажиров. По словам вице-мэра Максима Ликсутова, «коэффициент выпуска на маршруты» у электробусов составляет 0,9–0,95, тогда как у троллейбусов не выше 0,8. Но в СМИ регулярно обсуждают поломки техники — с момента ее торжественного запуска в сентябре 2018 года, тогда посреди маршрута остановился электробус с делегацией во главе с мэром Сергеем Собяниным. В «Мосгортрансе» говорят, что машины «хорошо зарекомендовали себя в сложных погодных условиях». А представитель КамАЗа заверил “Ъ”, что крупных технических сбоев не было: «На начальном этапе техника требовала внимания. Чтобы не сломать ее случайно, электробусы уезжали на работы в парк».
Но в последнем конкурсе (заявки принимали до 20 декабря 2018 года) группа ГАЗ участия не принимала. Конкурс был признан несостоявшимся, заявку КамАЗа признали соответствующей условиям, и концерн получил контракт. В группе ГАЗ пояснили “Ъ”, что не участвовали в тендере «из-за рисков, связанных с не зависящими от компании обстоятельствами», но заверили, что электротранспорт остается «приоритетным направлением» и концерн будет участвовать в следующих конкурсах. Собеседники “Ъ” на рынке говорят, что у группы ГАЗ из-за санкций США против Олега Дерипаски возникли проблемы с комплектующими. По словам одного из источников “Ъ”, речь идет, в частности, об электродвигателе. Другой собеседник “Ъ” в связи с этим видит и риски, связанные с обслуживанием действующего КЖЦ ГАЗа.
Но в группе ГАЗ уверяют, что проблем с выполнением текущего КЖЦ нет: «У нас есть несколько готовых решений по обеспечению запчастями с учетом различных сценариев развития событий. Именно для того, чтобы не подвести клиента, мы не пошли в новый тендер, так как на момент принятия решения мы не могли бы гарантировать выполнение контракта».
Согласно проекту договора КЖЦ с группой ГАЗ, штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств поставщика (кроме просрочки) — это 0,2–10% от цены контракта или его этапа (чем сумма выше, тем доля ниже). В контракте указано также право заказчика расторгнуть договор в случае поставки некомплектного товара, срыва сроков и т. п., как и освобождение от неустойки в случае форс-мажора. Партнер Herbert Smith Freehills Алексей Панич полагает, что санкции в случае возникновения спора по госконтракту могут быть рассмотрены как форс-мажор, так же могут квалифицироваться и проблемы с контрагентами даже в нынешней ситуации, когда санкции формально не применены, но невозможность работы возникает на фоне такой токсичности. При этом он отмечает, что единообразия в вопросе трактовки санкций как форс-мажора нет.