Jump to content

Маршруты городов Московской области, поглощённых Москвой


Recommended Posts

Были ли в городах Московской области, вошедших в черту Москвы в 1960 году, свои внутригородские и пригородные автобусные маршруты? Что с ними стало после присоединения к Москве? Какими автохозяйствами они обслуживались, и какова судьба предприятий и подвижного состава?

 

Про один маршрут известно: кунцевский 11-й с 01.01.1961 передан УПТМ с сохранением номера и трассы. А куда делись маршруты с 1-го по 10-й?

Link to comment
Share on other sites

В те времена маршруты 1-10 были городскими, а 11 и тд пригородными. Так что 1-10 могло просто не быть. По крайней мере такое разделение  в какие-то годы действовало. Было ли оно в 50-х, не знаю.

Link to comment
Share on other sites

Насколько я знаю, то маршруты города Люблино продолжили работу под своими номерами, после присоединения в 1961 году: 21, 29, 30 и 35

Link to comment
Share on other sites

27 минут назад, Паштет сказал:

Насколько я знаю, то маршруты города Люблино продолжили работу под своими номерами, после присоединения в 1961 году: 21, 29, 30 и 35

Я когда первый раз увидел 35 маршрут с трафаретом "Курьяново - Капотня", то так и подумал, что он по каким-то деревням ходит :lol:

Link to comment
Share on other sites

4 часа назад, abr сказал:

В те времена маршруты 1-10 были городскими, а 11 и тд пригородными. Так что 1-10 могло просто не быть. По крайней мере такое разделение  в какие-то годы действовало. Было ли оно в 50-х, не знаю.

Вряд ли. Даже в Москве до 01.01.1961 разделения номеров на городские и пригородные, московские и следующие в город областные не было. Чему подтверждение

3 часа назад, Паштет сказал:

маршруты города Люблино продолжили работу под своими номерами, после присоединения в 1961 году: 21, 29, 30 и 35

Действительно, на схеме 1960 года в Люблино показан только 118 маршрут, в 1961-м появляются указанные номера. Бывшие 21 Метро Сокол - Химки и 35 Киевский вокзал - Рублёво получили номера 200-го диапазона; 30 Калужская площадь - Совхоз Воскресенское заменён в 1960 году на 77, после чего номер оставался свободным; а 29 Преображенская застава - Фряново, обслуживавшийся щёлковским автопредприятием, стал 318.

Возникает вопрос: почему в Люблино были именно эти номера маршрутов, а не 1, 2, 3 и 4, например? Вряд ли выбирались с учётом будущего присоединения к Москве из числа подлежащих перенумерации московских пригородных. Где были другие маршруты этого автопредприятия (и какого)?

Link to comment
Share on other sites

Странно как-то, да и присоединение произошло как-то спонтанно, "волютаристскими" методами, об этом стало известно вряд ли больше чем за год до августа 1960 года. К Москве в те годы уже относились Текстильщики и прилегающие районы. Так что уж и не знаю, были какие-нибудь другие внутрилюблинские маршруты, или может быть какие-нибудь как-бы пригородные - из Люблина куда-нибудь в Дзержинку и т. д. Из бывших пригородных можно так же отметить № 92 (хотя он и обслуживался МГТ, но в Москву не заходил ни каким боком). Судя по нумерации, исчезнувшие или перенумерованные номера были отданы бывшим ближне-областным маршрутам.

И так, что было на 1.08.1960 года

1 метро Университет - Воронцово (кирпичный завод)

2 метро Серпуховская - Рыбокомбинат (как бы Т8-к)

3 Даниловская пл. - Бауманская пл.

4 метро Краснопресненская - Силикатный завод

5 Савёловский вокзал - Черёмушки

6 Павелецкий вокзал - силикатный завод

7 метро Измайловский парк - станция Перово (также и 7к, будущий 131)

8 ЦС имени Ленина-южн - Южный порт

9 метро ВДНХ - Бабушкин (этот вот из пригородного стал городским)

10 Белорусский вокзал - Серебряный бор (дубль Тб-20)

11 был пл. Революции - аэропорт Внуково, стал внутрикунцевским, а прежний 11-й стал 211-м

12 завод Стройдеталь - ул. Яблочкова (или ещё какая-то линия Бутырского хутора, когда их там переменовали?)

13 Павелецкий вокзал - 3-й Павелецкий пр.

14 Кожухово (ул. Трофимова?) - Нагорный б-р

15 Южный порт - автогенный завод (Автозаводский мост), самого моста ещё не было, был Даниловский южнее этого самого автогенного завода)

16 был: метро Сокольники - Сталинский (Восточный) пос., перенумерован в № 216, 16 стал внутрикунцевским ст. Сетунь - платф. Раб. Посёлок

17  7-я ул. пос. Текстильщиков - автогенный завод

 17к ст. Текстильщики - Грайвороново (будущий 124-й, поглощённый 29-м)

18 Котельническая наб. - Бутырский хутор

19 Комсомольская пл. - Бутырский хутор

20 метро Аэропорт - КТ Волна

21 метро Сокол - Химки (5 декабря ул.), перенумерован в 221, и вот эта дырка была занята люблинским маршрутом ст. Люблино - Восточная ул. (Краснодарская)

То есть, первоначально новоявленным московским маршрутам присваивались номера, освобождённые от прежних, которые стали пригородными.

После 1.01.1961 года (?) первыми введёнными маршрутами стали №№ 32 и 44 (были введены 10 января). С 17 января был введён № 51, с 1 февраля - № 41, в январе (дата неизвестна) - № 33. То есть все получившиеся дырки заполнялись незамедлительно нововведёнными маршрутами, и только после № 51 со вводом новых маршрутов стал какой-то хаос, в частности, 52 был введён в 1962-м, хотя 63-й - в апреле 1961-го.

Link to comment
Share on other sites

Изменения АТД тогда делались именно так, "волюнтаристски". И не только в "годы волюнтаризма". Судя по тому, что известно мне, к ним заранее не готовились, просто ставили местные органы перед фактом. И так было до 2000-х годов. Хотя, конечно, текст Указа и описание новых границ составлялись не одним человеком и не в один день. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 августа 1960 года "О расширении городской черты, изменении административно-территориального деления города Москвы и передаче в административно-хозяйственное подчинение Московскому городскому Совету депутатов трудящихся территории лесопаркового защитного пояса".

12 часов назад, Аккорд1970 сказал:

Так что уж и не знаю, были какие-нибудь другие внутрилюблинские маршруты, или может быть какие-нибудь как-бы пригородные - из Люблина куда-нибудь в Дзержинку и т. д.

Нумерация маршрутов была единой внутри района. Города областного подчинения условно "приписывались" к окружающим их районам - как правило, по подчинённости первичных парторганизаций райкому КПСС (если в городе не было своего горкома). Автохозяйства этих районов и обслуживали внутригородские перевозки: например Троицка - АК 1788 (Подольск), Солнцева - Видновское ПАТП и т. д. Люблино на карте 1957 года отнесено к Ленинскому району (центр - р. п. Ленино). Видимо, здесь и следует искать разгадку "больших" маршрутных номеров. Но было ли в Ленинском районе своё автохозяйство?

В Дзержинку и далее в Люберцы маршрут был из Капотни. Но это уже Люберецкий район. С 01.01.1961 обслуживался МГТ под номером 222, 01.02.1962 передан МТА и получил номер 305.

12 часов назад, Аккорд1970 сказал:

11 был пл. Революции - аэропорт Внуково, стал внутрикунцевским, а прежний 11-й стал 211-м

Внутрикунцевским он никак не мог стать. Хотя бы потому, что города Кунцево больше не существовало. 11-й перенумерован в 211-й, а бывший кунцевский 11-й стал московским. О том, что 11-й маршрут из Кунцева в Очаково существовал до 1961 года, есть воспоминания на pastvu.com.

12 часов назад, Аккорд1970 сказал:

16 был: метро Сокольники - Сталинский (Восточный) пос., перенумерован в № 216, 16 стал внутрикунцевским ст. Сетунь - платф. Раб. Посёлок

Вполне возможно, что и этот маршрут, отданный МГТ с 01.01.1961, ранее обслуживал город Кунцево под тем же номером.

12 часов назад, Аккорд1970 сказал:

только после № 51 со вводом новых маршрутов стал какой-то хаос, в частности, 52 был введён в 1962-м, хотя 63-й - в апреле 1961-го.

63-й по сути был восстановлен как укороченная версия 263-го в пределах города, поэтому вполне логично, что получил прежний номер.

 

Вообще, как я вижу, историей областных маршрутов, передачи их между Москвой и областью и обратно, никто на форуме толком не занимался. А жаль. Тема интересная.

 

P. S. Интересная дата 01.01.1961. В этот день не только изменилась нумерация пригородных маршрутов МГТ и маршрутов МТА в Москву, а бывшие областные маршруты, полностью оказавшиеся внутри МКАД и ЛПЗП, перешли в МГТ, но и стоимость проезда внутри города и одной пригородной зоны стала 5 коп. - вступила в силу деноминация. :)

Edited by leha7729
Link to comment
Share on other sites

Совершенно не факт, что нумерация изменилась именно в этот день. По крайней мере, в ноябре 1960 года некоторые 200-е уже были в наличии. В предверии 7 ноября публиковали список маршрутов, на которых время работы будет продлено из-за праздников, и среди них уже были 200-е, хотя и без перенумерованных пригородных.

А вообще можно подытожить события 1960-61 годов:

№№ 1 - 8 остались без изменений

№ 9 переведён из пригородных в городские

№ 10 без изменений

№11>>211? новый маршрут 11 по Кунцеву.

№№ 12 - 15 без изменений

№ 16>>216 новый 16 по Кунцеву

№№ 17 - 20 без изменений

№ 21>>221, новый 21 по Люблину

№№ 22 - 28 без изменений

№ 29 новый по Люблину, старый 29 перешёл в МТА

№ 30 пригородный отменён с 1.04.1960, введён новый по Люблину

№ 31>>231, новый 31 до Красного Маяка

№ 32>>232, новый 32 в Волхонку-ЗиС

№ 33>>233, новый 33 ВДНХ - Лианозово

№ 34 без изменений

№ 35>>235, новый 35 по Люблину

№№ 36 - 40 без изменений, при этом 36 стал городским

№ 41 старый в МТА, с 1.02.1961 открыт метро Серпуховская - стройплощадка

№ 42>>242, новый 42 в Черёмушки

№ 43 без изменений

№ 44>>244, новый 44  с 10 января практически 14-к

№№ 45 - 47 без изменений, 45 стал городским

№ 48 до Малоярославца в МТА, новый 48 по Хорошёвскому шоссе

№ 49>>249, новый 49 в Узкое

№ 50 в МТА, новый открыт только в августе

№ 51>>251, новый 51 с 17.01 Таганка - ВИМ

новый 52 только с 1962 года, старый в МТА

№ 53 без изменений

№ 54 в МТА, новый 54 только с 1962 года

№ 55 без изменений

№ 56 в МТА, новый с декабря 1961 года

№№ 57 - 62 без изменений, два последних стали городскими

№ 63>>263, новый 63 по следам старого

№ 64 без изменений

№ 65>>265, новый 65 в Раменки

№ 66>>266, новый 66 на Юго-Запад

№ 67>>267, новый 67 в Катуар (Нагорная ул.)

Остальные новоявленные маршруты появились явно позднее зимы 1961 года, то есть можно прийти к выводу, что освободишиеся номера почти по порядку присваивали либо бывшим внутригородским подмосковным маршрутам, либо новоявленным московским. Вряд ли бывшие люблинские и т. п. маршруты имели такие же номера, какие им были присвоены.

Link to comment
Share on other sites

В 17.09.2019 в 11:18, leha7729 сказал:

Нумерация маршрутов была единой внутри района.

не-а

внутри района прекрасно существуют дублированные номера - например в Ногинске/Электростали, Мытищах/Королеве, наверняка это далеко не все))

Link to comment
Share on other sites

Мытищи - Королев не были одним районом. А так одинаковые номера прекрасно сосуществовали на одном перекрестке.

А те, что в МТА перешли, под какими номерами?

Edited by abr
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Зеркало сказал:

ну не юридически а территориально

и так и так. Мытищи относились к Мытищинскому району, а тогда ещё Калининград - к Пушкинскому. Потом в 70-х стал городом областного подчинения.

Link to comment
Share on other sites

2 минуты назад, igla сказал:

и так и так. Мытищи относились к Мытищинскому району, а тогда ещё Калининград - к Пушкинскому. Потом в 70-х стал городом областного подчинения.

на территории Пушкинского района? никогда бы не подумал... ну один фиг, значит с Пушкино номера совпадают))

Link to comment
Share on other sites

40 минут назад, Зеркало сказал:

ну один фиг, значит с Пушкино номера совпадают))

ну да, совпадают. Их обслуживала ивантеевская автоколонна, и нумерация маршрутов была общей с Пушкино.

Link to comment
Share on other sites

На схеме 1959-60 года упоминаются маршруты вне карты 70 Лосиноостровская-Болтино, 72 Расторгуево-Видное, 77 Расторгуево - Ольгинская, 92 Станция Лианозово - посёлок Лианозово, 95 Станция Лобня - Красная поляна. Из них 70 стал сейчас частью 314, 92 после отмены в 1960-е восстановлен под тем же номером с включением прежней трассы. Остальные стали областными. 

Предполагаю, что были свои маршруты внутри бывшего города Бабушкин, кроме 9 автобуса. И позже они могли стать московскими, не привязанными к метро до открытия участка ВДНХ-Медведково

Link to comment
Share on other sites

56 минут назад, portenos сказал:

Из них 70 стал сейчас частью 314

сначала вроде как 270

 

57 минут назад, portenos сказал:

Предполагаю, что были свои маршруты внутри бывшего города Бабушкин, кроме 9 автобуса. И позже они могли стать московскими, не привязанными к метро до открытия участка ВДНХ-Медведково

там минимальным номером был 124, появившийся в тех краях только в 1964, и он никак не мог быть перенумерованным...

Link to comment
Share on other sites

Получается, что в пределах бывшего города Бабушкин, а там есть и дальше пешей досягаемости от железной дороги, до включения его в состав Москвы можно было только пешком передвигаться? И ещё по Бескудниковской ветке. Автобусы из него ходили в сторону Москвы. Хотя обычно так и было - подмосковные города, в том числе ставшие Москвой, растягивались вдоль железных дорог, и от них редко больше чем на два километра в каждую сторону 

Link to comment
Share on other sites

В 12.09.2019 в 17:29, art_b сказал:

Я когда первый раз увидел 35 маршрут с трафаретом "Курьяново - Капотня", то так и подумал, что он по каким-то деревням ходит :lol:

Для кого только тот маршрут предназначался. Он даже после открытия Люблинской линии метро не был привязан ни к метро, ни к железной дороге. По-видимому он соединял рабочие посёлки и производственные площади. И Курьяново официально относилось к Москве.

Ещё к маршрутам, поглощённым Москвой, можно относить версию 53 до 1964 НАМИ-Новоховрино, тоже не привязанную к железной дороге и предназначенную в основном тоже для вывоза из посёлков к местам работы

Link to comment
Share on other sites

31 минуту назад, portenos сказал:

Для кого только тот маршрут предназначался.

Судя по наполняемости он связывал станцию аэрации Курьяново с домам на Верхних полях. С тех же домов ездили на работу на Нефтезавод, Хроматограф, а также с заводов в Капотню. 

Link to comment
Share on other sites

Из московских районов за МКАД свои маршруты в домосковское время были в Косино. Это нынешние 723 и 726, в домосковское время имевшие номера 23 и 26 и относившиеся к Люберцам. Но эти маршруты ходили в Некрасовку, а она административно относилась к Москве ещё раньше. Возможно были маршруты в Солнцево, кроме ходивших внутрь МКАД имевших нумерацию 5хх и позже получившие 7хх. 

А в Тушино, Перово, Кунцево почти во все удалённые от железной дороги их места ходили московские маршруты. Также на месте бывшего 35 в Рублево возникли 235 и 135 - как и нынешний 63 из старого, позже получавшего номер 263, 563, 763. Возможно ещё в домосковское время появился нынешний 102

Link to comment
Share on other sites

4 часа назад, Паштет сказал:

Судя по наполняемости он связывал станцию аэрации Курьяново с домам на Верхних полях.

скорее он связывал две станции аэрации - Курьяновскую и Люблинскую, ну и НПЗ да Кузьминский лес для пущей экологичности маршрута))

 

3 часа назад, portenos сказал:

Возможно ещё в домосковское время появился нынешний 102

нет, версия 102 в Тушино появилась в середине 1960

Edited by Зеркало
Link to comment
Share on other sites

В Солнцево были маршруты 4, точную трассу не знаю, но предполагаю. что на его базе возникли 686 и 689, и кажется 38 (стал 390), ходивший до Видного по центральной улице в Румянцево.

Link to comment
Share on other sites

Я предполагаю, что в городе Бабушкин (до 1939 г-Лосиноостровск), присоединенном к Москве в 1960 году, внутригородских автобусных маршрутов не было. Жители города пользовались автобусным маршрутом 9 Площадь Свердлова -Бабушкин, после строительства метро ВДНХ -м.ВДНХ-Бабушкин а также электричками до станции Лосиноостровская, а внутри города Бабушкин-железнодорожной веткой Бескудниково-Лосиноостровская. в те годы-активно действующей железнодорожной веткой.  Не стоит забывать, что в те годы были иные критерии транспортной доступности. Был магистральный маршрут -по проспекту Мира, и была электричка  Ярославской железной дороги.  далее пассажиры шли пешком. В поселке Моссовета до 1961 года на было ни одного автобусного маршрута. Сейчас -целых пять-56, 195, 286, 496, 603.

 

По городу Бабушкин , если покопаться, можно найти  такой маршрут http://bus.ruz.net/history/routes/moscow/route-070.htm  70 станция Лосиноостровская -Болтино (Беляниново). Но это точно не внутригородской маршрут, а пригородный, даже по современным представлениям.

 

Edited by Серп
Link to comment
Share on other sites

В 25.09.2019 в 20:06, portenos сказал:

Ещё к маршрутам, поглощённым Москвой, можно относить версию 53 до 1964 НАМИ-Новоховрино,

Он вроде бы и до 1960 года был чисто городским.

Link to comment
Share on other sites

В 26.09.2019 в 09:54, Серп сказал:

Но это точно не внутригородской маршрут, а пригородный, даже по современным представлениям.

до 1960 года он явно был загородным. Почему обслуживался Москвой - неизвестно.

В 26.09.2019 в 01:23, Зеркало сказал:

нет, версия 102 в Тушино появилась в середине 1960

А до того был Черёмушки - Загородная больница, по этому же маршруту был 18к, а до войны - 3-а. Некий подвозящий маршрут от других подвозящих машрутов.

Link to comment
Share on other sites

30 минут назад, Аккорд1970 сказал:

до 1960 года он явно был загородным. Почему обслуживался Москвой - неизвестно.

Может в Бабушкине не было собственного автотранспортного предприятия. Кроме московских, есть там ещё мытищинское. Но его не направили тогда в Бабушкин возможно для унификации с остальными его автобусами - они все (9, 61, 65) были московскими.

По трассе же 102 в домосковские времена в Тушино вряд ли мог быть маршрут, не приписанный к Москве. И он не мог обслуживаться из Химок - тогда туда не доходила улица Свободы, МКАД тоже не была закончена. И 102 выглядел укоротом тогдашнего 62

Link to comment
Share on other sites

Речь шла о 70-м маршруте - ст. Лосиноостровская - Беляниново, загородным по отношению к Москве и пригородным Бабушкинским.

Link to comment
Share on other sites

  • 3 years later...

http://bus.ruz.net/history/routes/moscow/route-023.htm - до ВОВ был такой маршрут в бывшем городе Бабушкин. Его трасса проходила по нынешнему Анадырскому проезду - видимо тогда начинавшемуся от нынешней улицы Лётчика Бабушкина. Далее - Мыза-Раёвский и Лагерный проезды. Но Мыза-Раёво вроде как по другую сторону от железной дороги. Ещё была и деревня Раёво у нынешнего метро Бабушкинская. Лагерный проезд - вообще непонятно где был. По-видимому тот автобус заканчивался у существующего в Бабушкинском районе с 1932 года Пограничного института (училища), расположенного далеко и от железной дороги, и предназначался в том числе для его связи с Москвой. Конечная бывших позже 9 и 166 автобусов тоже недалеко находилась

Link to comment
Share on other sites

Поправка-РАево здесь без ё. С Ё в Новой Москве, в районе Красной Пахры 

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...

Important Information

We have placed cookies on your device to help make this website better. You can adjust your cookie settings, otherwise we'll assume you're okay to continue.