Перейти к содержанию

Железнодорожное строительство в России


Рекомендуемые сообщения

Если предлагаемые железные дороги на Чукотке должны выходить к морскому побережью, то они уже не сильно дальше от имеющихся железных дорог

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 минут назад, portenos сказал:

Если предлагаемые железные дороги на Чукотке должны выходить к морскому побережью, то они уже не сильно дальше от имеющихся железных дорог

Перефразирую так - если соединение железнодорожного Таймыра с Большой Землей - надеюсь еще увидеть при своей жизни - про Чукотку такой надежды нет. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, Wh-Censor сказал:

Подробности интересны - тем более - что эти три проекта сильно дальше от имеющихся железных дорог, чем предлагаемый четвертый. 

 

В 13.04.2018 в 18:32, Yaroslav сказал:

За последние 7 лет это четвёртый проект изолированной ж.д., про который я слышу. Сейчас посмотрел свои материалы, первые три это:

1) Вилига - Меренга - Галимый - Арылах (Магаданская обл.) - 2011 г.

Этот проект самый любопытный, тем более что в прессе о нём, по моему,  не упоминалось. Линия углевозная. Трасса: Морской порт Вилига – Меренга – Гольцовый (не проходит через рудник Гольцовый) - Галимый – Омсукчан – Дукат (не проходит через рудник Дукат) – Джагын (у развилки рек Джагын и Кэн) – Угольный участок Арылах. Исполнителем был ОАО "Росжелдорпроект", проект разрабатывался по обращению Группы компаний «ИСТ». Знаю о нём от своего бывшего коллеги, который сейчас работает в "Росжелдорпроекте". Категория линии  – IV, ограничивающий уклон – до 40 ‰, наименьший радиус кривых в плане в особо трудных топографических условиях – 300 м, полезная длина приемо-отправочных путей – 850 м, средства сигнализации – полуавтоматическая блокировка. Есть два варианта трассировки, для каждого из них предусмотрены подварианты с электрификацией и без неё.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 минуты назад, Yaroslav сказал:

в особо трудных топографических условиях

В каких условиях? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, art_b сказал:

В каких условиях? 

По определению - в топографических условиях, при которых соблюдение норм проектирования требует экономически неоправданных капитальных вложений. Поэтому в таких случаях допускаются отступления от стандартных норм в определённых пределах. Например, минимальный радиус кривых в обычных условиях для четвёртой категории - 1000 м, в трудных условиях - 600 м, в особо трудных при согласовании с владельцем инфраструктуры может быть даже 200. Категория трудности определяется по специальным документам.

Изменено пользователем Yaroslav
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад, Yaroslav сказал:

По определению - в топографических условиях

Просто формулировка странная, топография это всё же немного другое. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Yaroslav сказал:

Этот проект самый любопытный, тем более что в прессе о нём, по моему,  не упоминалось. Линия углевозная.

Спасибо. Да - действительно - в прессе такого не попадалось. 

Выглядит интересно - но - как понимаю - перспектив стать ж/д общего пользования у данного проекта не имеется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 часов назад, Wh-Censor сказал:

 но - как понимаю - перспектив стать ж/д общего пользования у данного проекта не имеется.

Конечно, не имеется. Чисто технологическая линия, хоть и очень протяжённая.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Федеральное агентство железнодорожного транспорта признало АО "АК "Железные дороги Якутии" победителем конкурса с ограниченным участием на завершение строительства в Якутии участка железной дороги Томмот - Нижний Бестях. Стоимость контракта определена в размере 1,84 млрд рублей. Срок выполнения работ - до 28 декабря 2018 года.

Но сроки реализации проекта в очередной раз могут сдвинуться, на сегодняшний день имеется ряд сдерживающих факторов для полноценного развертывания работ, сообщила сегодня пресс-служба ОАО "Акционерная компания "Железные дороги Якутии" (АК ЖДЯ).


"Длительные сроки проведения работ, связанных с отведением земель под объект строительства, могут негативно сказаться на получении положительного заключения ФГУ "Главгосэкспертиза России" по проектной и сметной документации по итогам их корректировки в соответствии с условиями, предусмотренными госконтрактом. Это, соответственно, может отодвинуть сроки реализации проекта. Сдача проектной и сметной документации в ФГУ "Главгосэкспертиза России" предусмотрена на 25 мая текущего года", - цитируются в сообщении слова генерального директора Василия Шимохина.


В сообщении отмечается, что необходимо урегулировать отклонение выполненных предыдущим подрядчиком работ относительно первоначального проекта, а также выделение в соответствии с госконтрактом очередей строительства. Кроме того, необходимо осуществить передачу от государственного заказчика - Росжелдора - разрешения на строительство и решения об отводе земельных участков под строительство, которые, согласно условиям контракта, он обязан передать генеральному подрядчику - ОАО "АК "ЖДЯ".


Также необходимо провести работу по фактической передаче от предыдущего генерального подрядчика (АО "Инжтрансстрой") исполнительной документации (более 2000 томов) и подготовки их для контролирующих органов власти. Не передана до сих пор генподрядчику и строительная площадка.


В настоящее время компанией "Железные дороги Якутии" ведутся работы по обустройству временного поселка и передислокации строительной техники, восстановлению энергоснабжения, запущена в работу столовая на станции Нижний Бестях. Людские ресурсы, необходимые на данный период, находятся на месте производства работ. Проводятся конкурсные процедуры по выбору субподрядных организаций, поставщиков материалов и оборудования.


"Сегодня нами определены первоочередные задачи. Это строительство устройств связи, средств сигнализации, централизации и блокировки, путевое хозяйство, искусственные сооружения, строительство и обустройство разъездов, транспортная безопасность, затем - строительство и обустройство зданий и сооружений станции Нижний Бестях: ж/д вокзал, грузовой двор, база ГСМ и дом отдыха локомотивных бригад", - уточнил В. Шимохин.

http://www.interfax-russia.ru/FarEast/news.asp?id=929767&sec=1671


 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

Минтранс предлагает снять более 300 млн руб. госфинансирования с морской инфраструктуры порта Лавна под Мурманском, перенеся их на строительство ведущей в порт железнодорожной ветки. Иначе дорогу не удастся достроить к 2020 году, а лишь при ее наличии возможно заключение концессии на строительство в Лавне угольного терминала на 18 млн тонн. Эксперты полагают, что перераспределение средств позволит завершить проект вовремя и поспособствует реализации всего проекта развития Мурманского транспортного узла.


Минтранс предлагает в 2018 году дополнительно направить на железнодорожную часть развития Мурманского транспортного узла (МТУ) более 306,1 млн руб., изъяв их из субсидий на создание морской инфраструктуры проекта. Об этом сообщил «Интерфакс» со ссылкой на материалы министерства.

На развитие МТУ запланировано выделение в 2011–2021 годах около 140 млрд руб., в том числе порядка 60 млрд руб.— из бюджета. В рамках проекта планируется развитие портовой инфраструктуры Кольского залива со строительством терминалов для угля, нефти, нефтепродуктов и контейнеров. На первом этапе программа подразумевает строительство железной дороги Выходной—Лавна (46 км), на втором — углубление акватории и водных подходов для угольного терминала и создание базы обслуживающего флота с инфраструктурой, а на третьем — дноуглубительные работы для нефтеналивного терминала.

Общая стоимость ветки — 46,5 млрд руб.. Строительство терминала ведет ООО «Морской торговый порт Лавна» («МТП Лавна»), принадлежащее Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). В компании не комментируют действия акционера (Минтранса), но напоминают, что «МТП Лавна» предложил правительству концессионное соглашение, по которому за счет внебюджетных средств будет создана морская инфраструктура и построен терминал. Условием концессии является завершение строительства железнодорожной составляющей до конца 2020 года, отметили в ГТЛК. В июне 2017 года ГТЛК договорилась с трейдером Mercuria о долгосрочном контракте на загрузку терминала (вывоз 6–12 млн тонн угля в год на условиях take-or-pay). В марте гендиректор ГТЛК Сергей Храмагин сообщил ТАСС, что Mercuria готовит заявку в ФАС на покупку контрольной доли в «МТП Лавна». Но вопрос с финансированием проекта остается открытым.


Как пишет «Интерфакс» со ссылкой на документы Минтранса, на строительство линии Выходной—Лавна в 2018 году заложено 1,2 млрд руб., в том числе 86,8 млн руб. из бюджета. На начало апреля готовность ветки составила 24%, дебиторская задолженность — 2,4 млрд руб. Строительство дороги не может быть завершено в запланированные сроки в 2020 году из-за «неравномерности финансирования», сообщает Минтранс, в связи с чем предлагает перенести на эту статью необходимую сумму, отведенную на проектно-изыскательские работы по дноуглублению и морские подходы для терминалов. Источник, близкий к одной из сторон, заявил “Ъ”, что цифры не совсем актуальны (в частности, готовность превышает 30%, а дебиторская задолженность ниже). А перенос финансирования связан не с тем, что нужно ускорить стройку, а с высвобождением средств. «Концессионер принял решение самостоятельно проектировать морскую часть проекта, таким образом взяв на себя риски при его строительстве»,— сообщил собеседник “Ъ”.

https://www.kommersant.ru/doc/3630924

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очередная показуха от РЖД:

http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1419177&archive=2018.05.14

Строить СШХ начнут только в следующем году (если вообще начнут), а памятную капсулу в честь строительства Белозёров уже заложил.:haha:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

27 минут назад, Yaroslav сказал:

Очередная показуха от РЖД:

http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1419177&archive=2018.05.14

Строить СШХ начнут только в следующем году (если вообще начнут), а памятную капсулу в честь строительства Белозёров уже заложил.:haha:


Забавно, что статью месячной давности с критикой работы проектировщиков со стороны директора ЯЖК почему-то удалили http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:ObvEgke10moJ:www.gudok.ru/newspaper/%3FID%3D1411988+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...

Речь не совсем о Севере, но во избежание новых тем. 

 

Опубликовали статью о строительстве очередного "мега-моста", но теперь уже на Сахалин.

Примерная стоимость - 540 миллиардов рублей. Крымнашистский мост "отдыхает". 

Ну и вторая интересная деталь - стройку профинансирует ПИД! Из "своего" бюджета.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Mixalblch сказал:

Ну и вторая интересная деталь - стройку профинансирует ПИД! Из "своего" бюджета

Исключено. Можно ссылку?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Yaroslav https://news.mail.ru/economics/34219035/?frommail=1

Вроде как выдрано с Ленты. Лента ссылается на ТАСС. ТАСС ссылается на Орешкина.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вроде опять движуха пошла по сдаче АЯМа в постоянную эксплуатацию:

"Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев заявил, что железная дорога на участке Томмот – Нижний Бестях будет достроена до конца 2018 года, сообщает пресс-служба правительства республики.
Айсен Николаев сообщил, что благодаря поддержке федерального правительства на реализацию проекта, являющегося частью железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск, выделено 1,9 млрд руб., и генеральный подрядчик – АО «Железные дороги Якутии» – приступил к работам.
Участок Томмот – Якутск (Нижний Бестях) протяжённостью 439 км с 2014 года находится во временной эксплуатации, и движение по нему ограничено."

http://www.gudok.ru/newspaper/news.php?id=47256&polos=1

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Более подробно, в продолжение якутской темы:

http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1427792

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 недели спустя...

При проведении на Ямале изысканий для проектирования Северного широтного хода в Надымском районе летом 2018 года были обнаружены два сооружения периода 501-й стройки середины ХХ века, обладающие признаками объектов культурного наследия – железнодорожные мосты через реку Пензер-Яха и реку Ид-Яха. 23 августа 2018 приказом службы государственной охраны объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа им присвоен статус выявленных объектов культурного наследия.


Оба моста находятся в прямой видимости со строящейся автодороги Надым-Салехард, представляют ценность с точки зрения технической истории и истории промышленного освоения территории Крайнего Севера Западной Сибири. Железнодорожные сооружения имеют стальные пролеты, стоящие на сложной конструкции деревянных опорах из лиственницы (аналогов подобного возведения мостов середины ХХ века встречаются единицы). На мостах и в непосредственной близости от них имеются рельсы иностранного производства.


Мост через реку Пензер-Яха известен среди старожилов Ямала под названием «Генеральский» или «Министерский». Вблизи моста через реку Ид-Яха располагается частично руинированный лагерный пункт № 81 со стоящей в нем сторожевой вышкой. Поставленные на государственную охрану мосты 501- стройки являются одними из хорошо сохранивших объектов брошенной железной дороги, вызывают живой, неподдельный интерес, и, несомненно, обладают ценностными характеристиками памятников экономической истории при масштабных строительствах СССР конца 1940-х – начала 1950 годов, а также памятников инженерной мысли в тяжёлых условиях Крайнего Севера. 

IMG_1776-20-08-18-09-19.jpeg

IMG_1779-20-08-18-09-19.jpeg

IMG_1780-20-08-18-09-19.jpeg

IMG_1756-20-08-18-09-19-1.jpeg

IMG_1760-20-08-18-09-19-1.jpeg

IMG_1840-20-08-18-09-19.jpeg

IMG_1828-20-08-18-09-19.jpeg

http://nasledie89.yanao.ru/?p=9336

 

  • Like 1
  • Thanks 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

Транспортная администрация Швеции (Trafikverket) начала строительство первого участка железной дороги Norrbotniabanan вдоль берега Ботнического залива (Северная Ботническая линия) между городами Умео и Лулео протяжённостью 270 км. Общая стоимость проекта, который планируется реализовать в три этапа, достигает 30 млрд шведских крон ($3,32 млрд) в ценах 2015 года. 

Строящийся участок длиной 12 км соединит Умео с промышленным районом Дава к 2020 году. Следующим станет сегмент Дава – Шеллефтео протяжённостью свыше 100 км, к созданию которого приступят в 2024 году, чтобы завершить его до 2030 года. Сейчас ведётся его детальное проектирование. Финансирование этого этапа предусмотрено в рамках национального плана развития транспортной системы Швеции на 2018–2029 годы. Проект третьего участка разрабатывается, но средства для его реализации ещё не зарезервированы. 

Линия сократит время в пути между Умео и Лулео в два раза, а транспортные расходы – на 30%. Также магистраль свяжет населённые пункты, не имеющие железнодорожного сообщения, и позволит повысить максимальный вес поезда с 1,1 тыс. тонн на существующем коридоре «Север – Юг» в регионе Норрботтен до 1,6 тыс. тонн. 

Ожидается, что в перспективе проект поспособствует развитию грузовых перевозок между Скандинавией и Финляндией. По оценкам Trafikverket, на маршруте ежедневно будут курсировать 22 грузовых и 44 пассажирских поезда. 

http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1434649&archive=2018.09.13

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...
В 18.05.2018 в 17:51, Yaroslav сказал:

Очередная показуха от РЖД:

http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1419177&archive=2018.05.14

Строить СШХ начнут только в следующем году (если вообще начнут), а памятную капсулу в честь строительства Белозёров уже заложил.:haha:


Сейчас ближе к "если вообще начнут".

"СШХ перешел к поиску денег.

В Сочи в рамках международного транспортно-логистического форума подписано концессионное соглашение о реализации проекта создания Северного широтного хода (СШХ). Но до финансового закрытия концессии путь еще неблизкий.

Как уточнил генеральный директор АО «ЯЖДК» Якоб Крафт, по участку Надым – Новый Уренгой – Коротчаево перевозят в среднем в год около 4,5 млн т. Данный грузопоток формируется в основном предприятиями ТЭК и нефтесервиса, расположенными в регионе.


При этом эксперты скептически относятся к тем довескам к проекту, которые сейчас предлагают в ЯНАО. Например, его хотят дополнить трассой Обская – Бованенково – Карская, которую построило ПАО «Газпром». Компания, напомним, в 2009 году уже пыталась передать ее на баланс ОАО «РЖД». Однако эту идею реализовать не удалось: как тогда прокомментировали специалисты «ГипротрансТЭИ», затраты на доведение магистрали, которая изначально создавалась как технологическая дорога, до стандартов путей общего пользования не окупятся.


С СШХ стыкуется и другая трасса путей необщего пользования – Новый Уренгой – Ямбург. В ЯНАО ее также хотели бы пристроить к проекту. Правда, в 2015 году движение по этой линии было приостановлено: оказалась просто невостребованной.

После одобрения проекта правительством РФ планировалось заключить соглашения между концессионером и концедентом, что и произошло в Сочи. В роли концедента, как и предполагалось, выступил Росжелдор.

Затем ожидаются соглашения, необходимые для реализации проекта, с ЯНАО, «Газпромом», РЖД и кредиторами. А на финише – подписание акта финансового закрытия СПК-концессионера. Когда именно это произойдет, указано в подписанном в Сочи документе. Однако его детали пока не разглашаются.


Это вполне объяснимо: банкуемость проекта еще остается непроясненной. Ведь государство до сих пор не дало ответы на уже давно поставленные вопросы.


Во-первых, нет предварительных договоренностей с ключевыми грузоотправителями по поводу загрузки СШХ. На данный момент представлены только потенциальные грузоотправители – среди них «Новатэк», «Геотрансгаз», Новоуренгойский газохимический комплекс, «Роснефтегаз» и «Роспан Интернешнл».


Во-вторых, не уточнен механизм обеспечения возврата заемного и банковского финансирования.


В-третьих, в ОАО «РЖД» должны гарантировать своевременное завершение строительства на подходных к СШХ участках Северной железной дороги и участке Пангоды – Коротчаево, чтобы можно было загрузить СШХ запланированными объемами грузоперевозок. Принял ли этот риск на себя концедент, не уточняется.

Только после этого в проект могут войти также инвестиционные фонды, в том числе крупные банки и российские компании. То, что детали концессии в Сочи не обнародовали, косвенно свидетельствует о том, что дальнейшие переговорные процедуры могут затянуться."

http://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/comments/sshkh-pereshel-k-poisku-deneg/

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, ТГМ4А-0963 сказал:

Сейчас ближе к "если вообще начнут".

Ну вот, так я и думал :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 26.07.2018 в 09:17, Mixalblch сказал:

интересная деталь - стройку профинансирует ПИД! Из "своего" бюджета.


Готовы потратиться только на ТЭО. И не более. https://tass.ru/ekonomika/5648474

Изменено пользователем ТГМ4А-0963
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

Проект строительства железной дороги к порту Сабетта собираются перезапустить, дорогу передадут на федеральный уровень. С РЖД и "Газпромом" (либо с его дочерней компанией "Газпромтранс") будет подписано концессионное соглашение. Об этом газете "Ведомости" сообщили участники переговоров.

Также ведутся переговоры об участии в проекте с "Новатэком".


По словам источника издания из Минтранса, проект могут добавить в план магистральной инфраструктуры, если он туда не включен.


Собеседник издания утверждает, что консорциум инвесторов может подать официальную заявку в правительство - частную инициативу - в первой половине 2019 года.

В "Ведомостях" отметили, что на данный момент действует соглашение от 2015 года о государственно-частном партнерстве в строительстве этой дороги, однако компания "ВИС "Трансстрой", которая является инвестором и должна была закончить работу в 2019 году, пока к ней не приступала. В самой компании отметили, что достроить дорогу необходимо только к 2022 году.

Чиновник, который прокомментировал эту ситуацию изданию, выразил уверенность, что соглашение могут расторгнуть, так как по нему дорога осталась бы в собственности у инвесторов, а не у государства.

Как отмечается в публикации, ранее дорога стоила более 113 млрд рублей в ценах прошлых лет, 176 млрд - было бы сейчас. По словам собеседников агентства, строительство может обойтись в те же 113-115 млрд рублей, так как экономию дадут новые проектные решения.

https://tass.ru/ekonomika/5731688

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, ТГМ4А-0963 сказал:

По словам источника издания из Минтранса, проект могут добавить в план магистральной инфраструктуры, если он туда не включен.

Вообще-то, уже поздно добавлять. "Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года" Медведев уже подписал (30 сентября).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

АК «Железные дороги Якутии» завершила строительные работы на участке Томмот — Нижний Бестях. На днях будет принято комиссионное решение по сдаче объектов.


«Свой этап мы выполнили и уведомили заказчика (Росжелдор) о том, что 25 декабря проводим рабочую комиссию по поводу сдачи объектов», — сообщил генеральный директор ЖДЯ Василий Шимохин.


Глава компании подчеркнул, что железная дорога отвечает всем нормам, в том числе с точки зрения безопасности, но предстоит «бумажная» работа по сдаче в постоянную эксплуатацию и организации перевозки пассажиров.


«Сейчас все зависит от Федерального агентства железнодорожного транспорта, — как  быстро оно оформит необходимые документы. Мы готовы с 1 января работать в новых условиях, открыть прямые тарифы до Нижнего Бестяха», — резюмировал собеседник агентства.


Что касается начала пассажирских перевозок, то якутские железнодорожники надеются открыть их в августе 2019 года. До этого события также предстоит провести определенную работу по защите тарифа, поскольку речь идет о дотациях из федерального бюджета. Тем не менее, уже закуплены вагоны, готовятся соответствующие кадры.


ЖДЯ намерена участвовать в развитии железнодорожных станций и строительстве подъездных путей в рамках реализации крупных инвестиционных проектов. И такой опыт работы имеется на положительном примере сотрудничества с «Колмаром» и «Евразом». Идет строительство подъездного пути к перегрузочной площадке Ленского объединённого речного пароходства в Нижнем Бестяхе.


http://ysia.ru/v-zhdya-gotovy-sdat-v-ekspluatatsiyu-uchastok-tommot-nizhnij-bestyah/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В следующем году собираются-таки начать восстановление линии на Хаапсалу. На первом этапе - 6,5 км из 53. https://rus.err.ee/886775/otrezok-zheleznoj-dorogi-rijzipere-turba-postroit-firma-gotrack

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно. Сначала разобрали линию в Хаапсалу - теперь зачем- то восстанавливают. Зато закрыли в Пярну...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад, igla сказал:

Интересно. Сначала разобрали линию в Хаапсалу - теперь зачем- то восстанавливают

ещё интереснее, что километраж на линии рийзипере-таллин-нарва идёт как раз от хаапсалу.

 

11 часов назад, igla сказал:

Зато закрыли в Пярну...

ну там они к 25 году рэйлбалтику ожидают. с другой стороны, пярну - на трассе, там автобусов дохренища. а хаапсалу всё же в стороне.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

36 минут назад, Фыва Цукен сказал:

пярну - на трассе, там автобусов дохренища. а хаапсалу всё же в стороне.

...и в Хаапсалу невывоз имеющимися автобусами? "Не верю!"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 минут назад, igla сказал:

и в Хаапсалу невывоз имеющимися автобусами?

да хз. но просто там конкуренция с автобусами, имхо, легче, чем в пярну.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.