МЕЖДУГОРОДНЫЕ АВТОБУСНЫЕ МАРШРУТЫ ЛИПЕЦКА
Маршруты с нерегулируемым тарифом
Часть 2/1 (Добринское направление)
Итак, начинаю рассказывать о маршрутах из Липецка в Добринку.
Добринский район расположен на самом юго-востоке Липецкой области. Он граничит одновременно с Воронежской и Тамбовской областями.
Рассматриваем следующие маршруты.
МАРШРУТ № 559
Липецк (АВ) - Добринка (АС) (через Пушкино)
Обслуживающее предприятие: ЗАЛ "Л-Бус", г. Липецк
Ранее обслуживающие предприятия: ЗАО "НП "Экспресс-Липецк", г. Липецк
ОАО "Липецкие Автобусные Линии", г. Липецк
МУП "ПАТП-1", г. Липецк
МАРШРУТ № 559
Добринка (АС) - Липецк (АВ) (через Пушкино)
Обслуживающее предприятие: АО "Добринское АТП", пгт Добринка
МАРШРУТ № 553 (ранее - № 205)
Исторический вариант: Липецк (АВ) - Бол. Плавица (Сахзавод) (КП)
Обслуживающие предприятия: ОАО "Липецкие Автобусные Линии", г. Липецк
МУП "Автоколонна 1415", г. Липецк
Современный вариант: Липецк(АВ) - Сахзавод (КП) - Добринка (АС) - Пушкино - Липецк (АВ)
Обслуживающее предприятие: ЗАО "Л-Бус", г. Липецк
МАРШРУТ № 600
Добринка (АС) - Липецк (АВ) через Сахзавод
Обслуживающее предприятие: АО "Добринское АТП", пгт Добринка
Маршрут № 600 всегда обслуживался только Добринским предприятием, поэтому он как бы не относится к той локальной теме, которую мы сейчас рассматриваем. Но поскольку его расписание связано с расписанием маршрута № 559, то этот маршрут мы также рассматриваем.
Сегодня рассматриваем работу маршрутов с советских времён и до 2012 года
Схема маршрута № 559:
Схема маршрута № 600:
Схема маршрута № 553 в историческом варианте:
Эта схема немного искажена, но в целом даёт представление о траектории маршрута.
Ну а теперь по порядку.
Маршрут № 551
Маршрут работает с советских времён. Протяжённость маршрута в расписании 1990 года указана 95 км. Время в пути-01.40-02.00
На маршруте работали 2 предприятия. От Липецка маршрут обслуживало ПАТП-1 - ведущим в плане обслуживания междугородных маршрутов.
От Добринки работало Добринское АТП. В 90-х годах оно было акционировано, и теперь это АО "Добринское АТП".
Остановимся подробнее на расписании.
От ПАТП-1 на маршруте ежедневно работали 2 автобуса, каждый из которых выполнял по 2 круга.
Из Липецка: 06.50, 08.00, 13.10, 14.20
Из Добринки: 10.10, 11.10, 16.20, 17.20
От Добринского предприятия работали 3 автобуса, которые также делали по 2 круга.
Из Добринки: 05.40, 06.50, 08.00, 12.40, 14.00, 15.10
Из Липецка: 09.15,10.30, 11.40, 16.15, 17.20, 18.30
Маршрут проходит через город Грязи, поэтому все рейсы в обоих направлениях заходили на Грязинскую АС, где стояли от 5 до 15 минут.
Время отправления из Грязей на Добринку отличалось ровно на час от времени отправления из Липецка.
Время отправления из Грязей на Липецк в расписании 1990 года сдвинуто на 1 час 40 минут от времени отправления из Добринки. Но, вполне возможно, что автобусы уезжали раньше, поскольку от Грязей до Липецка очень часто ходил пригородный автобус, поэтому вряд ли кто-то специально ждал проходящий междугородный автобус.
По пятницам, субботам и воскресеньям на этом маршруте выполнялись дополнительные рейсы.
Пятница: из Липецка - 15.15, из Добринки -18.00
Суббота: из Липецка-08.15, 14.30, из Добринки -11.15, 17.15
Воскресенье: из Липецка - 11.45, из Добринки-14.30.
Судя по расписанию, все рейсы выполняло ПАТП-1. По субботам, вероятно, оба рейса выполнял один автобус.
Маршрут № 553
Исторически этот маршрут соединял Липецк с селом Большая Плавица, в котором расположен Добринский сахарный завод.
Обслуживала его Автоколонна 14.15. Протяжённость маршрута в расписании 1990 года указана 77 км.
Отправление из Липецка: 06.35, 15.30
Отправление из Бол. Плавицы: 09.00, 17.50.
Рейсы ежедневные. В Большой Плавице находился кассовый пункт, поэтому отправление осуществлялось строго по времени.
Этот маршрут также проходил через Грязи и заходил на Грязинскую автостанцию.
Отправление из Грязей на Сахзавод - ровно через час после отправления из Липецка.
Отправление из Грязей в Липецк - через 75 минут после отправления от Сахзавода.
На Липецк, возможно, отправлялся раньше.
Что касается маршрута № 600, то в расписаниях 1990 года он не упоминается. Скорее всего, он появился уже в 90-е годы.
Как я уже неоднократно говорил в предыдущих обзорах, до конца 1992 года в Липецке действовал старый автовокзал, который располагался рядом с ж/д Вокзалом.
Для маршрутов Добринского направления путь от автовокзала пролегал по улице Терешковой до Площади Победы и далее по улице Неделина.
В конце 1992 года был построен новый Липецкий АВ на проспекте Победы, поэтому путь по городу для этих маршрутов чуть-чуть изменился. Выезжая с АВ, автобус следовал по проспекту Победы до площади Победы и далее также по Неделина. Таким образом, к середине 90-х маршруты приобрели тот вид, который показан на скриншотах.
Протяжённость всех трёх маршрутов в расписании 2000 года почти не изменилась (уменьшилась на один километр).
К началу 2000-х на маршрутах произошли некоторые изменения.
Маршрут 559
Второй рейс из Липецка вместо 08.00 стал отправляться в 08.30.
Также по пятницам появился дополнительный рейс из Липецка на 14.30 в исполнении ПАТП-1. Из Добринки он отправлялся в районе 17.00-17.30.
Как я понимаю, этот рейс просуществовал недолго.
Был открыт маршрут № 600 в исполнении Добринского АТП. Он отличался от маршрута № 559 тем, что в обоих направлениях проходил через Сахзавод и заезжал на кассовый пункт, где у него была стоянка от 5 до 15 минут. Протяжённость маршрута в расписании 2000 года указана 98 км.
Для открытия этого маршрута не понадобилось введение новых рейсов. Просто взяли второй график Добринского АТП и изменили ему путь следования.
Напомню, что автобус 2-го графика отправлялся из Добринки в 06.50. Теперь он стал отправляться в это же время, но следовал через Сахзавод.
Из Липецка он отправлялся по-прежнему в 10.15 и по старой трассе через Пушкино.
Таким образом, в Липецке автобус переключался с маршрута № 600 на маршрут № 559.
Перед вторым рейсом происходило обратное переключение. Второй рейс вместо 14.00 через Пушкино стал отправляться в 14.20 через Сахзавод.
Обратное отправление из Липецка осталось прежним-17.20, но на этом рейсе автобус теперь стал следовать также через Сахзавод.
Остальные рейсы Добринского АТП не изменились.
В середине 2000-х время отправления второго рейса из Добринки (маршрут 600) вернули на прежнее место -14.00.
Маршрут 553
Здесь тоже произошли некоторые изменения.
Первый рейс не изменился: из Липецка-06.35, из Сахзавода -09.00.
А вот расписание второго рейса изменилось. Вместо 15.30 он стал отправляться в 15.20, от Сахзавода отправление вместо 17.50 стало 17.20.
Кроме того, где-то в начале 2000-х при следовании от Сахзавода в Липецк автобусы перестали заходить на Грязинскую АС.
В 2004 году в процессе реорганизации предприятий маршруты 553 и 559 были переданы на обслуживание в ПАТП-3, которое спустя примерно год превратилось в ОГУП "Липецкие Автобусные Линии" ( с 2010 года - ОАО). Междугородные колонны ПАТП-1 и А/К 1415 вместе с автобусами и водителями были переведены в ПАТП-3.
В дальнейшем до 2012 года расписание почти не менялось. По данным 2012 года время отправления из Липецка в Добринку (маршрута 559) вместо 16.15 стало 16.20. Больше изменений и не было.
Посмотрим автобусы, работавшие на маршрутах.
На маршруте 553 от Автоколонны 1415 работали ЛАЗы-697Р и -699Р.
После передачи маршрута в ЛАЛ первое время ЛАЗы-699Р продолжали работать, затем стали появляться и автобусы других моделей, например ЛиАЗ-5256и в пригородном исполнении, а также НефАЗ-5299.
На маршруте 559 от ПАТП-1 традиционно работали Икарусы-250 и 256.
После передачи маршрута в ЛАЛ эти автобусы продолжили работу.
Икарус-256
Икарус-250.
Также ещё со времен ПАТП-1 на этом маршруте работали и Икарусы городских моделей, переделанные под междугородный вариант. Об этом я говорил в предыдущих обзорах. В 90-е годы я видел на этом маршруте Икарус-260, а вот уже в 21-м веке на маршруте был замечен и сфотографирован обрезанный Икарус-280.
От Добринского АТП на маршруте 559 работали:
ЛАЗы-695Н ( в том числе с мягкими сиденьями), ЛАЗ-Лайнер
ЛАЗы-699Р
Икарус-250
Икарус-256
НефАЗ-5299
ЛиАЗ-5256
Также в Добринском АТП был автобус редкой модели - Икарус-365
На маршруте 600 работали все те же самые автобусы, что и на маршруте 559.
Ну и в заключение первой части несколько слов о Добринской автостанции.
Смотрим заключительный отрезок маршрута 559 непосредственно в Добринке:
В советское время и в 90-е годы автостанция располагалась вблизи ж/д вокзала. Она представляла из себя будочку, в которой сидела кассир и продавала билеты. Причём пассажиры покупали билеты, стоя на улице, поскольку в этой будочке никакого зала ожидания не было. Путь и место расположения старой автостанции на скриншоте показаны чёрным маркером.
Место старой автостанции можно посмотреть вот здесь:
Для правильного открытия сообщения нужно нажать на стрелку в правом верхнем углу.
Для увеличения фотографий в самом сообщении нужно нажать на них курсором. Фотографии мною сделаны в феврале 2013 года.
Там есть фото и современной Добринской автостанции. К ней мы вернёмся во второй части обзора.