Перейти к содержанию

оплата проезда


Рекомендуемые сообщения

В этой теме предлагаю обсудить историю развития системы оплаты проезда (кондуктора, компостеры, кассы-копилки и.т.п.), которые были в Москве, да и в других городах тож

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, в Москве, как я понимаю, было примерно так:

Кондукторы

\/

Кассы

\/

Компостеры

\/

Компостеры + кондукторы

\/

АСКП

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А где распологались кассы в 280-х икарах? (это помоему единственный ПС где не помню расположения)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

\/

Кассы

\/

68065[/snapback]

Немного разовью историю касс.

Первые - кассы-копилки. Там просто была щель для денег и колёсико для отрывания билетов. Сумма и количество отрываемых билетов - на совести пассажира. Плюсы: даже если нет мелкой монеты, можно честно проехать по прнципу "не опускайте пять копеек". Минусы - по мере деградации у советского трудящегося совести и социалистической сознательности пассажиры стали крысятничать. Варианты проехать зайцем: встать у кассы, несколько раз сказать волшебные слова "не опускайте пять копеек", собрать четыре пятака, кинуть свой двугривенный и оторвать 4 билета людям и один себе под шумок на халяву. Самые наглые за рейс собирали 50-70 копеек ещё "сверху", себе в карман.

Затем появились кассы-полуавтоматы (их ещё называли лягушками). Принцип: бросаешь 5 копеек в любом наборе (на взвешивание - тогда было для жёлтой монеты 1 коп = 1 грамм). Дёргаешь рычажок, и в специальный поддончик выбрасывается отрезанный билет. Плюсы: шельмовать указанным выше способом стало невозможно. Минусы: кассы эти иногда глючили, и тогда было трудно доказать контролёру, что ты сунул монетку. Кроме того, возможность подворовать возникла уже у противоположной стороны: т.к. длина отрезаемого билетика была неточной и, как я понимаю, могла регулироваться в каких-то пределах, умельцы настраивали аппарат так, чтобы длина отрезаемой ленты была меньше положенного. При разнице в 5% пассажиру было почти незаметно, но 5 коп. с каждого рубля можно было уже "заныкать". Под конец местные Кулибины охамели так, что настроили аппараты на отрезание всего 55-60% от нормальной длины билета, и чуть ли не половине пассажиров стали доставаться билеты без номера. Чем немедленно воспользовались зайцы, храня у себя такие безномерные билетики и выдавая их контролёрам за только что оторванные. Мол, так автомат отрезал, и баста.

Следующая модификация - нажимная ручка под щелью. После опускания 5 копеек нужно было с усилием нажать ручку, и при этом билетная лента прокручивалась на определённую длину, и в щель высовывался билетик, который нужно было оторвать самому. Надо ли говорить, что такие аппараты тоже научились подкручивать, хотя и не так нагло - они выдавали где-то 80% положенной длины. Т.е. если берёшь билет сразу на 5 человек - номеров на ленте оказывалось четыре. И поди потом чего докажи. Приходилось рвать каждый билетик отдельно.

Был ещё вариант кассы-копилки, когда деньги кидали сами, но вместо общей копилки была движущаяся лента с отделениями, каждое из которых соответствовало одному билету. Чтобы было видно, сколько денег кинул конкретный пассажир. Это была последняя отчаянная попытка сохранить удобство проезда, при этом дисциплинировав зайца. Но совесть последнего тогда уже сделала достаточный крен в "крысиную" сторону, и транспортникам всё же пришлось пойти по гнусному пути совершенствования технологий контроля оплаты проезда. Чем это закончилось - мы с вами все увидели только что. Сначала всех заставили покупать заранее талончики, а затем и вовсе был создан железный монстр под названием АСКП. Однако совести зайцам это не прибавило. Все эти новшества скорее развивают его изоцрённый ум, по старой русской привычке настроенный исключительно на то, где бы спереть чего.

 

PS. Во всех перечисленных вариантах с кассами не исключалась оплата талонами. Книжечки по 10 штук продавались водителями (без наценки), компостеры (большие, с никелированными колпаками и очень сложным шифром) - рядом с кассами, у каждой двери. Но этим вариантом пользовались от силы 5% пассажиров. Большинство предпочитали всё же кидать пятачки в кассу.

PPS. Был один, общий для всей "кассовой" эпохи, способ проехать зайцем - втихаря подобрать билетик в лоточке "Для использованных билетов", которые были у каждой двери. Люди тогда были культурные - в салоне мусор не швыряли.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

очень сложным шифром

68099[/snapback]

Да какой там сложный шифр! В троллейбусе Б компостеры пробивали трёхзначные числа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

C дискуссиями про развитие систем оплаты в настоящем сюда -

 i 
Уведомление:

 

А точнее - сюда :D (см. ниже)

Туда перемещено сообщение Аккорда

Hrzan

 

http://fot.com.ru/index.php?act=ST&f=13&t=11537&st=0

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Повспоминаем?

Билеты из касс-копилок, начало 80-х гг.

Добавлено

Единый талон, 1987 год

post-599-1147349369_thumb.jpg

post-599-1147349514_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Билеты из касс-копилок, начало 80-х гг

68660[/snapback]

Хм, а мне всегда казалось что маршрутки по 11 коп были. Во всяком случае у меня в памяти отложилась именно эта цена. Или у них и в те времена, как и сейчас, стоимость проезда от маршрута зависила?

 

(ссори за небольшой ОФФ)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Единый талон, 1987 год

68660[/snapback]

так их получается надо было кидать в кассу?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Во всяком случае у меня в памяти отложилась именно эта цена.

68676[/snapback]

На 8 м-те от Динамо была цена 15 коп, хорошо помню. А вот билетов не помню.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На 8 м-те от Динамо была цена 15 коп, хорошо помню.

68689[/snapback]

И на 6-ке "Щукино-Ленинградский рынок" тоже проезд был 15 копеек.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я цену в 11 коп. запомнил по маршрутке, ходившей по Проспекту Калинина (ныне Новый Арбат). Какой у неё точно маршрут был честно говоря затрудняюсь сказать.

 

Как сейчас помню РАФики, у которых спереди стояло что-то типа фирменной трафаретки, на которой значилось "Проезд 11 коп.".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И на 6-ке "Щукино-Ленинградский рынок" тоже проезд был 15 копеек.

68696[/snapback]

Вообще базовый тариф в Москве в 80-х был именно 15 копеек. На некоторых длинных маршрутах могло быть и дороже (Юго-Западная - Аэропорт Внуково, Домодедовская - аэропорт Домодедово, Теплый Стан - 41 км, Новослободская - ин-т микрохирургии глаза, м-н Прага - м-н Лейпциг)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хм, а мне всегда казалось что маршрутки по 11 коп были. Во всяком случае у меня в памяти отложилась именно эта цена. Или у них и в те времена, как и сейчас, стоимость проезда от маршрута зависила?

68676[/snapback]

Как сейчас помню РАФики, у которых спереди стояло что-то типа фирменной трафаретки, на которой значилось "Проезд 11 коп.".

68703[/snapback]

Юр, вряд ли. Скорее всего ты видел что-то нестандартное. Потому что

Вообще базовый тариф в Москве в 80-х был именно 15 копеек.

68759[/snapback]

И неукоснительно соблюдался на всех городских маршрутах. Другого не помню.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще базовый тариф в Москве в 80-х был именно 15 копеек.

68759[/snapback]

И неукоснительно соблюдался на всех городских маршрутах. Другого не помню.

68764[/snapback]

Была маршрутка м-н "Белград" - м-н "Прага", и проезд в ней был то ли 50, то ли 60 копеек.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Скорей всего, 11 копеек маршрутка стоила в 70-е годы. 1983-1984 гг уже 15 коп на всех маршрутах было.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да какой там сложный шифр! В троллейбусе Б компостеры пробивали трёхзначные числа.

68111[/snapback]

Я имел в виду многодырчатость. Там была матрица примерно 20 на 20. А шифр можно было ставить любой.

 

11 копеек маршрутка стоила в 70-е годы.

69008[/snapback]

У нас маршрутки-RAFики от Филёвского Парка в Черёмушки стоили 15 коп. уже в 1970 году.

 

так их получается надо было кидать в кассу?

68687[/snapback]

Нет. Талоны полагалось пробивать компостером.

Вообще-то эти билетики и приведённый талон - из разных эпох. Когда появился единый талон, был уже общий тариф (5 коп), и кассы-копилки из салонов к тому времени уже убрали. Когда кассы были, талоны продавались книжечками по 10 штук, имели разную стоимость (30,40,50 коп. за десяток) и были разного цвета.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Скорей всего, 11 копеек маршрутка стоила в 70-е годы.

69008[/snapback]

Мои воспоминания отностяся к середине-концу 80-х. А вообще странно, столько знающих людей говорит про 15 копеек. Интересно, откуда эти 11 коп тогда могли у меня в памяти отлоижиться...

 

Нет. Талоны полагалось пробивать компостером.

69023[/snapback]

Если быть точным, то переходный период был довольно долгим и некоторое время встречались машины как с компостерами, так и с кассами. И в это переходное время многие люди кидали талончики в кассу, взамен отрывая билетик.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 5 месяцев спустя...

Была маршрутка м-н "Белград" - м-н "Прага", и проезд в ней был то ли 50, то ли 60 копеек.

68986[/snapback]

 

В Ликино-Дулёво в 1991 году маршрутка стоила полтинник. (ПАЗ-672 и ХБИ)

А теперь по теме: когда исчезли кассы в НОТе в Москве и по области. Здесь я их не застал. :) А вот в Эстонии (Тарту) они до сих пор сохранились...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А теперь по теме: когда исчезли кассы в НОТе в Москве и по области.

102102[/snapback]

В Москве 1985 +- год.

А в области они вообще были? Там по-моему кондюши работали.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А в области они вообще были? Там по-моему кондюши работали.

102145[/snapback]

Были, по крайней мере в Люберцах в конце 70-х начале 80-х.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Москве 1985 +- год.

102145[/snapback]

Я точно помню, что массовое внедрение "талонно-компостерной системы" происходило в Москве в течение 1984 года. Помнится, в сентябре 1984 года вернувшись из отпуска, я застал свои марьинские автобусы уже "окомпостеризованными", тогда как уезжал в середине августа - были ещё кассы. Троллейбусы были все переведены на компостеры несколько раньше.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Введение компостерной системы происходило в 1987 году. Были Икарусы 280 1986 года с кассовыми аппратами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А теперь по теме: когда исчезли кассы в НОТе в Москве и по области.

102102[/snapback]

В Москве 1985 +- год.

А в области они вообще были? Там по-моему кондюши работали.

 

Всё было и кассы и компостеры и кондюшки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Введение компостерной системы происходило в 1987 году.

102932[/snapback]

Если точнее, то в 1986-м. Первым маршрутом с компостерами был 248-й, Метро "Тушинская" - Улица Расплетина. Маршрут тогда обслуживался 12-м парком.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хе. Самая интересная эволюция оплаты проезда в автобусах была, наверрное, в Одессе во время больших перемен. Так, в Одессе до 1990 года существовали обычные автобусные маршруты и экспрессные. Соответсвенно стоимость проезда там была 5 и 10 ком. Естественно пользовались компостерами. До в марте 1990 все автобусы стали пятикопеечными. (К слову, до весны 1987 года трамвай стоил 3, а троллейбус 4 коп., но птом все стало 5). Так продолжалось до 1 апреля 1991 года, когда грянуло общесоюзное повышение цен на все и вся. И в то время, когда для проезда в московском метрополитене нужно было опустить в турникет три пятачка, в одесских автобусах (да и не только в одесских) нужно было пробить три 5 копеечных талона. Дальше больше. В сентябре 1991 года нужно уже было пробивать 4 таких талона. А поздней осенью того же года стоимость проезда довели до 40 копеек. Ну, а поскольку лохов, которые бы оплачивали проезд с помощью компостеров не нашлось бы, в салонах стали работать кондукторы, которые принимали оплату наличными. Или же оплата производилась водителю при выходе. А тепероь представьте как из громадного И-280 высаживается толпа чрез переднюю дверь? :):) . Если бы кто-то выскочил не заплатив, то водитель бы того догнал и здорово помурыжил. :):) . А в феврале 1992 года проезд стал стоить... 1 рубль (!). Бешенная цена одного проезда. Правда, параелельно в то время по тому же курсу уже ходили купоно-карбованцы. Но суть дела не меняет...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

кондукторы

68065[/snapback]

Как известно,на 2-вагонный трамвайный поезд полагался один кондуктор.А сколько на 3-вагонный(такие были в депо им. Баумана в 1989)?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как известно,на 2-вагонный трамвайный поезд полагался один кондуктор.А сколько на 3-вагонный(такие были в депо им. Баумана в 1989)?

106204[/snapback]

А тогда еще кондукторов не было, по крайней мере в Москве.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

тогда еще кондукторов не было

106363[/snapback]

Или "уже не было". Кондуктор исчез из московского транспорта, кажется, в начале 60-х годов и появился обратно в 90-х.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.