Jump to content

оплата проезда


Recommended Posts

В этой теме предлагаю обсудить историю развития системы оплаты проезда (кондуктора, компостеры, кассы-копилки и.т.п.), которые были в Москве, да и в других городах тож

Link to comment
Share on other sites

Ну, в Москве, как я понимаю, было примерно так:

Кондукторы

\/

Кассы

\/

Компостеры

\/

Компостеры + кондукторы

\/

АСКП

Link to comment
Share on other sites

А где распологались кассы в 280-х икарах? (это помоему единственный ПС где не помню расположения)

Link to comment
Share on other sites

\/

Кассы

\/

68065[/snapback]

Немного разовью историю касс.

Первые - кассы-копилки. Там просто была щель для денег и колёсико для отрывания билетов. Сумма и количество отрываемых билетов - на совести пассажира. Плюсы: даже если нет мелкой монеты, можно честно проехать по прнципу "не опускайте пять копеек". Минусы - по мере деградации у советского трудящегося совести и социалистической сознательности пассажиры стали крысятничать. Варианты проехать зайцем: встать у кассы, несколько раз сказать волшебные слова "не опускайте пять копеек", собрать четыре пятака, кинуть свой двугривенный и оторвать 4 билета людям и один себе под шумок на халяву. Самые наглые за рейс собирали 50-70 копеек ещё "сверху", себе в карман.

Затем появились кассы-полуавтоматы (их ещё называли лягушками). Принцип: бросаешь 5 копеек в любом наборе (на взвешивание - тогда было для жёлтой монеты 1 коп = 1 грамм). Дёргаешь рычажок, и в специальный поддончик выбрасывается отрезанный билет. Плюсы: шельмовать указанным выше способом стало невозможно. Минусы: кассы эти иногда глючили, и тогда было трудно доказать контролёру, что ты сунул монетку. Кроме того, возможность подворовать возникла уже у противоположной стороны: т.к. длина отрезаемого билетика была неточной и, как я понимаю, могла регулироваться в каких-то пределах, умельцы настраивали аппарат так, чтобы длина отрезаемой ленты была меньше положенного. При разнице в 5% пассажиру было почти незаметно, но 5 коп. с каждого рубля можно было уже "заныкать". Под конец местные Кулибины охамели так, что настроили аппараты на отрезание всего 55-60% от нормальной длины билета, и чуть ли не половине пассажиров стали доставаться билеты без номера. Чем немедленно воспользовались зайцы, храня у себя такие безномерные билетики и выдавая их контролёрам за только что оторванные. Мол, так автомат отрезал, и баста.

Следующая модификация - нажимная ручка под щелью. После опускания 5 копеек нужно было с усилием нажать ручку, и при этом билетная лента прокручивалась на определённую длину, и в щель высовывался билетик, который нужно было оторвать самому. Надо ли говорить, что такие аппараты тоже научились подкручивать, хотя и не так нагло - они выдавали где-то 80% положенной длины. Т.е. если берёшь билет сразу на 5 человек - номеров на ленте оказывалось четыре. И поди потом чего докажи. Приходилось рвать каждый билетик отдельно.

Был ещё вариант кассы-копилки, когда деньги кидали сами, но вместо общей копилки была движущаяся лента с отделениями, каждое из которых соответствовало одному билету. Чтобы было видно, сколько денег кинул конкретный пассажир. Это была последняя отчаянная попытка сохранить удобство проезда, при этом дисциплинировав зайца. Но совесть последнего тогда уже сделала достаточный крен в "крысиную" сторону, и транспортникам всё же пришлось пойти по гнусному пути совершенствования технологий контроля оплаты проезда. Чем это закончилось - мы с вами все увидели только что. Сначала всех заставили покупать заранее талончики, а затем и вовсе был создан железный монстр под названием АСКП. Однако совести зайцам это не прибавило. Все эти новшества скорее развивают его изоцрённый ум, по старой русской привычке настроенный исключительно на то, где бы спереть чего.

 

PS. Во всех перечисленных вариантах с кассами не исключалась оплата талонами. Книжечки по 10 штук продавались водителями (без наценки), компостеры (большие, с никелированными колпаками и очень сложным шифром) - рядом с кассами, у каждой двери. Но этим вариантом пользовались от силы 5% пассажиров. Большинство предпочитали всё же кидать пятачки в кассу.

PPS. Был один, общий для всей "кассовой" эпохи, способ проехать зайцем - втихаря подобрать билетик в лоточке "Для использованных билетов", которые были у каждой двери. Люди тогда были культурные - в салоне мусор не швыряли.

Link to comment
Share on other sites

C дискуссиями про развитие систем оплаты в настоящем сюда -

 i 
Уведомление:

 

А точнее - сюда :D (см. ниже)

Туда перемещено сообщение Аккорда

Hrzan

 

http://fot.com.ru/index.php?act=ST&f=13&t=11537&st=0

Link to comment
Share on other sites

Билеты из касс-копилок, начало 80-х гг

68660[/snapback]

Хм, а мне всегда казалось что маршрутки по 11 коп были. Во всяком случае у меня в памяти отложилась именно эта цена. Или у них и в те времена, как и сейчас, стоимость проезда от маршрута зависила?

 

(ссори за небольшой ОФФ)

Link to comment
Share on other sites

Во всяком случае у меня в памяти отложилась именно эта цена.

68676[/snapback]

На 8 м-те от Динамо была цена 15 коп, хорошо помню. А вот билетов не помню.

Link to comment
Share on other sites

Я цену в 11 коп. запомнил по маршрутке, ходившей по Проспекту Калинина (ныне Новый Арбат). Какой у неё точно маршрут был честно говоря затрудняюсь сказать.

 

Как сейчас помню РАФики, у которых спереди стояло что-то типа фирменной трафаретки, на которой значилось "Проезд 11 коп.".

Link to comment
Share on other sites

И на 6-ке "Щукино-Ленинградский рынок" тоже проезд был 15 копеек.

68696[/snapback]

Вообще базовый тариф в Москве в 80-х был именно 15 копеек. На некоторых длинных маршрутах могло быть и дороже (Юго-Западная - Аэропорт Внуково, Домодедовская - аэропорт Домодедово, Теплый Стан - 41 км, Новослободская - ин-т микрохирургии глаза, м-н Прага - м-н Лейпциг)

Link to comment
Share on other sites

Хм, а мне всегда казалось что маршрутки по 11 коп были. Во всяком случае у меня в памяти отложилась именно эта цена. Или у них и в те времена, как и сейчас, стоимость проезда от маршрута зависила?

68676[/snapback]

Как сейчас помню РАФики, у которых спереди стояло что-то типа фирменной трафаретки, на которой значилось "Проезд 11 коп.".

68703[/snapback]

Юр, вряд ли. Скорее всего ты видел что-то нестандартное. Потому что

Вообще базовый тариф в Москве в 80-х был именно 15 копеек.

68759[/snapback]

И неукоснительно соблюдался на всех городских маршрутах. Другого не помню.

Link to comment
Share on other sites

Вообще базовый тариф в Москве в 80-х был именно 15 копеек.

68759[/snapback]

И неукоснительно соблюдался на всех городских маршрутах. Другого не помню.

68764[/snapback]

Была маршрутка м-н "Белград" - м-н "Прага", и проезд в ней был то ли 50, то ли 60 копеек.

Link to comment
Share on other sites

Да какой там сложный шифр! В троллейбусе Б компостеры пробивали трёхзначные числа.

68111[/snapback]

Я имел в виду многодырчатость. Там была матрица примерно 20 на 20. А шифр можно было ставить любой.

 

11 копеек маршрутка стоила в 70-е годы.

69008[/snapback]

У нас маршрутки-RAFики от Филёвского Парка в Черёмушки стоили 15 коп. уже в 1970 году.

 

так их получается надо было кидать в кассу?

68687[/snapback]

Нет. Талоны полагалось пробивать компостером.

Вообще-то эти билетики и приведённый талон - из разных эпох. Когда появился единый талон, был уже общий тариф (5 коп), и кассы-копилки из салонов к тому времени уже убрали. Когда кассы были, талоны продавались книжечками по 10 штук, имели разную стоимость (30,40,50 коп. за десяток) и были разного цвета.

Link to comment
Share on other sites

Скорей всего, 11 копеек маршрутка стоила в 70-е годы.

69008[/snapback]

Мои воспоминания отностяся к середине-концу 80-х. А вообще странно, столько знающих людей говорит про 15 копеек. Интересно, откуда эти 11 коп тогда могли у меня в памяти отлоижиться...

 

Нет. Талоны полагалось пробивать компостером.

69023[/snapback]

Если быть точным, то переходный период был довольно долгим и некоторое время встречались машины как с компостерами, так и с кассами. И в это переходное время многие люди кидали талончики в кассу, взамен отрывая билетик.
Link to comment
Share on other sites

  • 5 months later...

Была маршрутка м-н "Белград" - м-н "Прага", и проезд в ней был то ли 50, то ли 60 копеек.

68986[/snapback]

 

В Ликино-Дулёво в 1991 году маршрутка стоила полтинник. (ПАЗ-672 и ХБИ)

А теперь по теме: когда исчезли кассы в НОТе в Москве и по области. Здесь я их не застал. :) А вот в Эстонии (Тарту) они до сих пор сохранились...

Link to comment
Share on other sites

А теперь по теме: когда исчезли кассы в НОТе в Москве и по области.

102102[/snapback]

В Москве 1985 +- год.

А в области они вообще были? Там по-моему кондюши работали.

Link to comment
Share on other sites

А в области они вообще были? Там по-моему кондюши работали.

102145[/snapback]

Были, по крайней мере в Люберцах в конце 70-х начале 80-х.

Link to comment
Share on other sites

В Москве 1985 +- год.

102145[/snapback]

Я точно помню, что массовое внедрение "талонно-компостерной системы" происходило в Москве в течение 1984 года. Помнится, в сентябре 1984 года вернувшись из отпуска, я застал свои марьинские автобусы уже "окомпостеризованными", тогда как уезжал в середине августа - были ещё кассы. Троллейбусы были все переведены на компостеры несколько раньше.

Link to comment
Share on other sites

Введение компостерной системы происходило в 1987 году. Были Икарусы 280 1986 года с кассовыми аппратами.

Link to comment
Share on other sites

А теперь по теме: когда исчезли кассы в НОТе в Москве и по области.

102102[/snapback]

В Москве 1985 +- год.

А в области они вообще были? Там по-моему кондюши работали.

 

Всё было и кассы и компостеры и кондюшки.

Link to comment
Share on other sites

Введение компостерной системы происходило в 1987 году.

102932[/snapback]

Если точнее, то в 1986-м. Первым маршрутом с компостерами был 248-й, Метро "Тушинская" - Улица Расплетина. Маршрут тогда обслуживался 12-м парком.

Link to comment
Share on other sites

Хе. Самая интересная эволюция оплаты проезда в автобусах была, наверрное, в Одессе во время больших перемен. Так, в Одессе до 1990 года существовали обычные автобусные маршруты и экспрессные. Соответсвенно стоимость проезда там была 5 и 10 ком. Естественно пользовались компостерами. До в марте 1990 все автобусы стали пятикопеечными. (К слову, до весны 1987 года трамвай стоил 3, а троллейбус 4 коп., но птом все стало 5). Так продолжалось до 1 апреля 1991 года, когда грянуло общесоюзное повышение цен на все и вся. И в то время, когда для проезда в московском метрополитене нужно было опустить в турникет три пятачка, в одесских автобусах (да и не только в одесских) нужно было пробить три 5 копеечных талона. Дальше больше. В сентябре 1991 года нужно уже было пробивать 4 таких талона. А поздней осенью того же года стоимость проезда довели до 40 копеек. Ну, а поскольку лохов, которые бы оплачивали проезд с помощью компостеров не нашлось бы, в салонах стали работать кондукторы, которые принимали оплату наличными. Или же оплата производилась водителю при выходе. А тепероь представьте как из громадного И-280 высаживается толпа чрез переднюю дверь? :):) . Если бы кто-то выскочил не заплатив, то водитель бы того догнал и здорово помурыжил. :):) . А в феврале 1992 года проезд стал стоить... 1 рубль (!). Бешенная цена одного проезда. Правда, параелельно в то время по тому же курсу уже ходили купоно-карбованцы. Но суть дела не меняет...

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

кондукторы

68065[/snapback]

Как известно,на 2-вагонный трамвайный поезд полагался один кондуктор.А сколько на 3-вагонный(такие были в депо им. Баумана в 1989)?

Link to comment
Share on other sites

Как известно,на 2-вагонный трамвайный поезд полагался один кондуктор.А сколько на 3-вагонный(такие были в депо им. Баумана в 1989)?

106204[/snapback]

А тогда еще кондукторов не было, по крайней мере в Москве.

Link to comment
Share on other sites

тогда еще кондукторов не было

106363[/snapback]

Или "уже не было". Кондуктор исчез из московского транспорта, кажется, в начале 60-х годов и появился обратно в 90-х.

Link to comment
Share on other sites

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

×
×
  • Create New...

Important Information

We have placed cookies on your device to help make this website better. You can adjust your cookie settings, otherwise we'll assume you're okay to continue.