Jump to content

Авария на станции Купавна


Recommended Posts

Железнодорожная авария на станции Купавна

Чтобы помнили...

 

Об этой аварии нет информации в интернете, скорее всего её нет в архивах СМИ, её точно нет в газетах того года, в которых тогда были статьи только о самых прямых рельсах из самой качественной в мире стали, о самых быстрых поездах, и логично что в них не было статей о крупных железнодорожных авариях.

 

Произошла эта авария 4 сентября 1975 года. По воспоминаниям очевидцев день был солнечный и по летнему тёплый, это был четверг. Случилась она примерно около часа дня. От станции Купавна в сторону платформы "33-ий километр" отправлялся электропоезд ЭР1-219. Ему на встречу от платформы "33-ий километр" шёл товарный состав (ведомый, возможно, электровозом ВЛ8-328). По трагической случайности и стрелка с пути "на москву" оказалась переведённой на путь "из москвы" и предшествующий ей светофор был открыт (не горел "красным"), либо стрелка перевелась и сфетофор закрылся в самый последний момент, но товарный состав на полной скорости был переведён на путь, соединяющий пути "на москву" и "из москвы". Машинист успел только включить тормоза и выпрыгнуть из локомотива. Но времени на торможение уже не было и товарный состав на полной скорости взрезал стрелку на путь "из москвы" и врезался в бок электропоезда. По некоторым сведениям два вагона электропоезда успели проехать. Вагоны 21908, 21907, и 21910 (1-ый, 3-ий и 4-ый по ходу поезда) были изуродованы настолько, что резались в металлолом прямо на месте катастрофы. Почти все пассажиры 3-его и 4-ого вагонов погибли. Из-за удара сильно пострадала платформа и люди, находящиеся на ней. Из-за аварии частично пострадали близлежащие деревья. Люди из соседних вагонов и со станции, несмотря на шоковое состояние, кинулись помогать раненым. На устранение последствий аварии были привезены солдаты с соседнего полигона. Они засыпали все песком и сажали новые деревья. Пока устранялись последствия аварии и реконструировалась станция, электрички из Москвы ходили до станции Железнодорожная. А от неё был запущен автобус до станции Купавна. Официально станция не работала в течении недели.

 

Вагон 21909 был восстановлен на Московском Локомотиво Ремонтном Заводе в объёме КР-2. И электропоезд ЭР1-219 принял такой вид : 21901- 21902- 21903- 21904- 21905- 21906- ЭР2-207902 (и.о. 21908)- ЭР2-207903 (и.о. 21907)-ЭР2-207002 (и.о. 21910)- 21909 (восстановленый на МЛРЗ). Электропоезд эксплуатировался и дальше в депо Железнодорожная где-то до середины 80-ых годов, когда там началась замена подвижного состава на электропоезда ЭР2Р и ЭР2Т. Состав ЭР1-219 эксплуатируется до сих пор в депо "Пятихатки" Приднепровской железной дороги. Электровоз ВЛ8-328, предположительно дэпо "Рыбино" был списан 1-ого июля 1976 года.

 

Говорят, проходящие поезда ещё долго гудели в память о погибших.

Знает ли кто-то какие-либо подробности или дополнения?

Link to comment
Share on other sites

Авария произошла в 15:07.

Грузовой поезд: №3522, 22 вагона, электровоз ВЛ22м-1056.

Перерыв движения - 17 часов.

Полностью были разрушены 2, 3 и 4 вагоны 10-вагонной электрички, а также подлежали списанию 10 товарных вагонов.

Погибло 18 чел., тяжело ранено 33 чел.

Причина - отправление поезда по неготовому маршруту. До этого имело место выключение стрелок из централизации для ремонтных работ, а потом - многочисленные нарушения ИДП.

(О. Коновалюк. "Железные дороги России: транспортные происшествия")

Там, правда, написано, что авария случилась 5 сентября.

Link to comment
Share on other sites

предположительно дэпо "Рыбино"

85121[/snapback]

Депо называется Рыбное. Можно считать дополнением. Хотя не факт, что электровоз именно оттуда. А вообще чьи электровозы таскают грузовые составы Горьковского направления?

 

Электропоезд эксплуатировался и дальше в депо Железнодорожная где-то до середины 80-ых годов

85121[/snapback]

Вызывает сомнение - к концу 1970-х разве на Московском узле оставались ЭР-1? И разве вагоны ЭР-2 могут работать в составе ЭР-1?

Link to comment
Share on other sites

Вызывает сомнение - к концу 1970-х разве на Московском узле оставались ЭР-1? И разве вагоны ЭР-2 могут работать в составе ЭР-1?

85187[/snapback]

 

1. Эр1 в Железке до 1986 г.

2. Могут.

Link to comment
Share on other sites

И разве вагоны ЭР-2 могут работать в составе ЭР-1?

85187[/snapback]

Технических отличий у них нет, всё отличие ЭР2 от ЭР1 заключалось в возможности выхода на нижнюю платформу. Со временем все ЭР1 были оборудованы низкими ступеньками, таким образом никакой разницы между ними не осталось.
Link to comment
Share on other sites

Про эту аварию не знаю ничего.

В памяти сохранилось Расторгуево (1977, в СМИ не фигурировало, о последствиях инфы никакой - только то что сам видел через несколько часов) и третий с хвоста полууцелевший вагон Каменска (1987, этот ужас уже не замалчивался), а также за забором груда того, что осталось от нескольких десятков зерновозов... :blink::blink:

Link to comment
Share on other sites

В памяти сохранилось Расторгуево

85238[/snapback]

Прошу рассказать! Я в 1977 году по павелецкому направлению не ездил, потому ничего не знаю и родственники не рассказывали.

Кстати, на этом направлении была ещё очень серьёзная катастрофа где-то на рубеже 1970-х. В газетах не было ничего, а вот сплетен ходила масса. Пересказывать не буду из-за возможной недостоверности.

Link to comment
Share on other sites

Люди, большая просьба, говорите до конца. Другим тоже интересно что там было, а то получается что-то типа "Я вот ТАКОЕ знаю, но никому об этом не скажу...."

Link to comment
Share on other sites

Люди, большая просьба, говорите до конца. Другим тоже интересно что там было, а то получается что-то типа "Я вот ТАКОЕ знаю, но никому об этом не скажу...."

85245[/snapback]

+1

 

Начнем со сплетен, а там может кто чего добавит и разъяснит :blink:

Link to comment
Share on other sites

Прошу рассказать! Я в 1977 году по павелецкому направлению не ездил, потому ничего не знаю и родственники не рассказывали.

85241[/snapback]

Люди, да я же рассказывал про эту аварию на форуме когда-то... только искать сейчас уже не буду, повторю лучше в двух словах.

Там электричка отправлялась в сторону Москвы, даже успела ход немного набрать, и тут под ней перевелась стрелка... Движение полностью не прекращалось, была организована однопутка от Бирюлево до (по-моему) того же Расторгуево. Мы с предками ехали из Михнево до вокзала часов 7. Расторгуево проезжали уже глубокой ночью, но там разбирали все это с освещением, та электричка была расчленена на вагоны, лежащие на путях в различной степени перекошенности... правда, на бок, слава богу, ни один вроде не завалился.

 

Что касается Каменска, то думаю что всем все известно - об этом очень много писалось и говорилось. Я там отдыхал на турбазе через несколько дней после аварии. Видел уже только то, что описал выше, а вот слухов разной степени вменяемости по городу было жуткое количество.

Link to comment
Share on other sites

А чё было-то в Каменске?

З.Ы. После 26 апреля 1986 года власти разрешили рассказывать о всякого рода Ч.П. на территории Союза. И правильно сделали.

 

4 июня 1988 года в Арзамасе-1 взорвался состав с чем-то взрывоопасным. Погибло около 90 человек, в осн. железнодорожники.

Об этой-то аварии инфы в СМИ (со слов мамы) почти не было, несмотря на Перестройку. Дело в том, что поезд шёл в сверхсекретный Арзамас-16.

 

А ровно через год, 4 июня 1989 года в Башкирии произошла самая страшная трагедия в истории МПС-РЖД. Об этом все знают... повреждённый газопровод, два ПДСа, бычок, взрыв газа, более 500 погибших.

 

Ещё весной 1992 года в Ржеве маневровый тепловоз врезался в скорый поезд Юрмала-Москва. Погибло около 35 человек. В Латвии 3 дня был траур.

 

Сегодня был в гостях у своей тёти в гостях. Она утверждает, что моя, ныне покойная, прабабушка опоздала на эту ногинскую электричку... В общем пронёс Бог...

А локомотив вроде как ореховским был.

Link to comment
Share on other sites

А чё было-то в Каменске?

85696[/snapback]

От Лихой в сторону Каменска отправился грузовик вагонов 70 по-моему, доверху набитых зерном. Перед ним шел какой-то дополнительный пассажирский типа Адлер - Москва, остановившийся в Каменске на главном пути (боковой был занят). У набравшего ход товарного напрочь отказывает тормозная система, а уклон там - мама не горюй. Как потом вычислили, на въезде в Каменскую скорость была около 150 км/ч. Крики машиниста в селектор были услышаны, но на боковом стояло что-то такое, во что въезжать было категорически нельзя - снесло бы взрывом не только пассажирский, но и всю вокзальную площадь. Попытка быстро отправить пассажирский не удалась - народу вышло погулять много, и начали срывать стоп-краны. :)

Итог - двухсекционный ВЛ как каток расплющил два последних плацкартных вагона, остановившись поверх третьего. :D Более 100 погибших. :blink: Причины аварии не выяснены (или не обнародованы?) до сих пор. :blink:

Link to comment
Share on other sites

Что касается Каменска

85385[/snapback]

Станция называется КАМЕНКА (а не Каменск).

 

двухсекционный ВЛ как каток расплющил два последних плацкартных вагона

Это был трёхсекционный ВЛ80.

Link to comment
Share on other sites

газ взорвался от бычка, брошенного из окна поезда.

86221[/snapback]

Это лишь одна из версий. Точная причина воспламенения, приведшего к взрыву и пожару, не установлена.

Link to comment
Share on other sites

Причины аварии не выяснены (или не обнародованы?) до сих пор.

86181[/snapback]

Отправление грузового поезда с перекрытым торцевым краном у пятого, насколько я помню, вагона. Халатность вагонника, формальное опробование тормозов. Отсутствие связи "машинист - начальник поезда (после этой аварии эта связь должна быть в обязательном порядке.

Link to comment
Share on other sites

Это лишь одна из версий. Точная причина воспламенения, приведшего к взрыву и пожару, не установлена.

86227[/snapback]

Да причина-то установлена - газопровод прорвало. А повод (бычок, искра) мог быть любой. :D

 

Отправление грузового поезда с перекрытым торцевым краном у пятого, насколько я помню, вагона.

86230[/snapback]

Да, говорили, что весь состав тормозил несколькими первыми вагонами, чего колодки естественно не выдержали.

 

Халатность вагонника, формальное опробование тормозов.

86230[/snapback]

А вот это как раз под большим вопросом. Просто понятия "теракт" тогда еще не существовало. :)

Link to comment
Share on other sites

понятия "теракт" тогда еще не существовало

86232[/snapback]

Понятие существовало - вспомните взрыв на АПЛ в 1977 году. В принципе первый официально признанный акт терроризма в СССР на моей памяти.

Link to comment
Share on other sites

А вот это как раз под большим вопросом. Просто понятия "теракт" тогда еще не существовало.

86232[/snapback]

Ну не думаю, что это он специально сделал, значит все же именно халатность

Link to comment
Share on other sites

4 июня 1988 года в Арзамасе-1 взорвался состав с чем-то взрывоопасным. Погибло около 90 человек, в осн. железнодорожники.

Об этой-то аварии инфы в СМИ (со слов мамы) почти не было, несмотря на Перестройку. Дело в том, что поезд шёл в сверхсекретный Арзамас-16.

85696[/snapback]

Про эту катастрофу было сообщено немедленно.
Link to comment
Share on other sites

Крики машиниста в селектор были услышаны, но на боковом стояло что-то такое, во что въезжать было категорически нельзя - снесло бы взрывом не только пассажирский, но и всю вокзальную площадь. Попытка быстро отправить пассажирский не удалась - народу вышло погулять много, и начали срывать стоп-краны.

86181[/snapback]

А на встречку там нет возможности перевести чтобы объехать?
Link to comment
Share on other sites

в Арзамасе взорвался состав с ядерным топливом

86301[/snapback]

Откуда домысел про ядерное топливо? Взорвалась как раз взрывчатка, а ядерное топливо не взрывоопасно.

Link to comment
Share on other sites

Перед ним шел какой-то дополнительный пассажирский типа Адлер - Москва, остановившийся в Каменске на главном пути (боковой был занят). У набравшего ход товарного напрочь отказывает тормозная система, а уклон там - мама не горюй. Как потом вычислили, на въезде в Каменскую скорость была около 150 км/ч. Крики машиниста в селектор были услышаны, но на боковом стояло что-то такое, во что въезжать было категорически нельзя - снесло бы взрывом не только пассажирский, но и всю вокзальную площадь. Попытка быстро отправить пассажирский не удалась - народу вышло погулять много, и начали срывать стоп-краны.

86181[/snapback]

1. Пассажирский поезд №335 Ростов-Москва, 13 вагонов. Грузовой поезд состоял из 55 вагонов.

2. Свободных нечётных путей (1, 3, 5) на станции не было, кроме одного - у перрона (5). Сначала пассажирский поезд решили пропустить без остановки, но из-за отсутствия связи с локомотивной бригадой, поезд остановился у пассажирской платформы...

3. Время было 1:30 ночи, поэтому пассажиры не выходили погулять. Действуя по инструкции, один из проводников сорвал стоп-кран в своём вагоне для высадки/посадки, поэтому поезд не смог уехать со станции.

4. Могло быть гораздо хуже, если бы все грузовые вагоны не оторвались от электровоза ВЛ-80 на входной стрелке (образовав там завал из стали и зерна). Если бы этот состав сохранил свою целостность, его сила инерции могла бы разрушить весь пассажирский поезд.

А на встречку там нет возможности перевести чтобы объехать?

86348[/snapback]

На схеме есть стрелки. Но предполагалось, что пассажирский поезд всё же смоется со станции, однако - см. п.3...
Link to comment
Share on other sites

Кстати из сплетен про Башкирскую катастрофу.

Утверждается, что одновременно с Башкирским произошла утечка в другом продуктопроводе - в Молдавии. Хорошо там поездов не было.

Link to comment
Share on other sites

повреждённый газопровод,

86301[/snapback]

 

уточню - продуктопровод (т.е. труба, по которой перегоняют, например, газоконденсат). был бы это обычный газопровод - ничего страшного бы не произошло. метан (основная составляющая природного газа) легче воздуха, поэтому предела воспламенения достигнуть бы не удалось.

 

Откуда домысел про ядерное топливо? Взорвалась как раз взрывчатка, а ядерное топливо не взрывоопасно.

86393[/snapback]

 

нну... вообще-то оно тоже может взорваться (при определённых условиях), но, боюсь, в этом случае, снесло бы весь город арзамас :( так что согласен - домыслы чистой воды.

Link to comment
Share on other sites

И к тому же ядерное топливо товарняками не перевозят.

Link to comment
Share on other sites

нну... вообще-то оно тоже может взорваться (при определённых условиях),

87237[/snapback]

В том-то и дело, что эти самые "определенные условия" настолько определенные, что достичь их в обычных бытовых условиях на обычной ЖД станции, не имея соответствующего весьма специфического оборудования, практически нереально.
Link to comment
Share on other sites

Да о чём вообще речь? Кто-то думает, что ходят километровые товарняки, доверху гружёные ураном? :(

Link to comment
Share on other sites

Цитата:

(Фыва Цукен @ 28.08.2006 - 15:37)

 

 

 

 

 

нну... вообще-то оно тоже может взорваться (при определённых условиях),

 

 

 

 

 

В том-то и дело, что эти самые "определенные условия" настолько определенные, что достичь их в обычных бытовых условиях на обычной ЖД станции, не имея соответствующего весьма специфического оборудования, практически нереально.

87294[/snapback]

 

юр, да всё понятно. это я уж так, педантствую :(

Link to comment
Share on other sites

  • 1 month later...

А точно в 1975? Мой папа говорит, что в конце 60-х была авария.

Link to comment
Share on other sites

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...

Important Information

We have placed cookies on your device to help make this website better. You can adjust your cookie settings, otherwise we'll assume you're okay to continue.