Jump to content

Маршруты южных направлений в прошлом


Recommended Posts

До конфликтов 1990-х в бывшем Советском Закавказье функционировали железные дороги через сейчас закрытые границы — грузино-абхазскую, армяно-азербайджанскую. По ним и пассажирское движение было, тем более что Закавказье — тоже привлекательный с точки зрения курортов и туризма регион, и во времена Союза он тоже был посещаемым. Но сейчас Закавказье тоже прежнюю привлекательность потеряло, и тоже не скоро её вернёт.

Что сам знаю о пассажирском железнодорожном транспорте из Закавказья в остальной Союз, то были поезда из Грузии и Армении через Абхазию — и во время конфликта 1992 года случилось так, что подорвали на абхазской границе мост, на котором поезд из Армении в Россию находился. Было и через армяно-азербайджанскую границу движение — беспересадочный вагон из Союза в Иран, а в Иран попасть только через Нахичевань можно было, после же Карабахского конфликта то вообще отрезанная территория. Предполагаю, что тот вагон шёл из Дагестана через Азербайджан и часть территории Армении. И по впечатлениям ездивших в тех краях в 1970-е годы, можно было по железной дороге напрямую ехать из Грузии через Гюмри и Нахичевань до Баку — но непонятно по ним, ещё откуда и куда те поезда ходили. И надо думать, не только с Москвой из Закавказья сообщение железной дорогой имелось. Сейчас же подобные рейсы должны быть большей частью неосуществимы.

Link to comment
Share on other sites

  • 1 year later...

Через теперешнюю границу Грузии и Абхазии я запомнил зрительно и по расписаниям:

Из Москвы - Тбилиси, Ереван, Батуми, Цхалтубо, Ереван.

Из Ростова - Ереван.

Из Сочи - Тбилиси, Ереван.

Из Тбилиси - Гантиади.

Link to comment
Share on other sites

Вроде бы вплоть до конца 90-х с Павелецкого вокзала ходил поезд Москва - Тбилиси, правда он ходил через Азербайджан.

 

А железнодорожное сообщение между Арменией и Азербайджаном прекратилось ещё при СССР, не в последнюю очередь из-за карабахских дел.

Link to comment
Share on other sites

с Павелецкого вокзала ходил поезд Москва - Тбилиси

398069[/snapback]

Не помню тбилисского поезда на Павелецком направлении. Вот что был тбилисский поезд через Баку в 21 веке - помню, но с какого вокзала?

Link to comment
Share on other sites

с Павелецкого вокзала ходил поезд Москва - Тбилиси

398069[/snapback]

Не помню тбилисского поезда на Павелецком направлении. Вот что был тбилисский поезд через Баку в 21 веке - помню, но с какого вокзала?

 

Непродолжительное время в середине 2000-х гг. были прицепки Москва-Тбилиси к поезду № 55/56 Москва-Баку. Ходили они, естественно, с Павелецкого вокзала.

Link to comment
Share on other sites

  • 3 years later...

В нынешней ситуации по Курскому направлению осталось только два рейса на Украину. А ещё не так давно были поезда через Украину на Сочинское побережье и далее по Кавказу. Ещё раньше, во время СССР, были и поезда даже от Москвы через Крым и с переправой через Керченский пролив, на таком мама ездила. Возможной причиной наличия таких рейсов была загруженность линии от Ростова-на-Дону далее на юг, ведь в ту сторону раньше поездов было больше. И через Воронеж тоже раньше в сторону Кавказа поезда должны были быть, сейчас же это вообще основной маршрут туда

Link to comment
Share on other sites

По Воронежскому ходу в советские времена, насколько мне известно, ходили только "Тихий Дон" Москва-Ростов и Москва-Грозный. А последний поезд на ЧПК через Украину был № 23/24 Москва-Адлер, причем его иногда делали двухгруппным с № 27/28 Москва-Кисловодск. Допы на ЧПК через Украину перестали пускать в 2009 г, последним был № 465/466 Москва-Адлер, который летом 2008 г. еще ходил. Ну и еще был № 215/216 Москва-Анапа, хотя он был условным допом.

Link to comment
Share on other sites

По Воронежскому ходу в советские времена, насколько мне известно, ходили только "Тихий Дон" Москва-Ростов и Москва-Грозный. 

 

Также по воронежскому ходу как минимум были круглогодичный Москва-Ставрополь/Элиста и летний Москва-Краснодар (который в свое время попал в катастрофу на Каменской). Также иногда что-то назначалось на лето до Адлера/Анапы.

Link to comment
Share on other sites

Как же тогда использовался Воронежский ход при таком малом числе дальних поездов? Может быть для грузового движения, которое при работающей угледобыче в восточном (российском) Донбассе было больше. Также грузовое движение осуществлялось по линии от Ожерелья через Узловую на юг, тоже до Донбасса. А в Грузию и Армению поезда, получается, тоже через Украину по Курскому направлению шли 

Link to comment
Share on other sites

Ну так Воронежский ход в советские времена и был преимущественно грузовым. И да, в Закавказье тоже все поезда через Украину шли. Вроде тут даже выкладывал расписание поезда № 13/14 Москва-Тбилиси за 1992 г. - лето этого года было последним, когда движение поездов через Абхазию еще сохранялось, да и таможней на российско-украинской границе еще не было (хотя этот поезд в то время мог опаздывать и на несколько суток). Окончательно через Абхазию поезда перестали ходить с середины августа 1992 г.

Link to comment
Share on other sites

  • 8 months later...

Западнее Москвы идёт линия Лихославль-Ржев-Вязьма-Брянск, представляющая по карте удобный обход Москвы. Сейчас по ней регулярно ходят отдельными участками поезда Петербург-Смоленск и Москва-Вязьма-Брянск. И в Википедии написано, что раньше эта линия использовалась для поездов из Петербурга и с большего севера в южном направлении, в том числе на Чёрное море. Сам видел почти что на той линии во время СССР поезд Одесса-Архангельск, но он мог и через БМО идти. Возможно и сейчас существуют сезонные рейсы на юг через Вязьму-Брянск-Орёл или Калугу-Тулу, или всё через Москву и БМО идёт. Также как ходили поезда с Ярославского направления в сторону Чёрного моря - уже более вероятно, что через Москву и БМО, ведь с востока подобного обхода Москвы нет

Edited by portenos
Link to comment
Share on other sites

Одесса - Архангельск через Торжок - Вязьму не шел, он как раз шел через Поварово, а там ходили летние Одесса/Кишинев - Мурманск, Ленинград - Сухуми, Ленинград - Симферополь, Ленинград - Феодосия/Евпаторияи куча детских поездов.

Link to comment
Share on other sites

А Армения теперь для ЖД - отрезанная территория?

Link to comment
Share on other sites

Из Армении можно через Грузию и Азербайджан выехать железной дорогой в Россию и далее. Только до сих пор вряд ли поток для такого направления гарантирован из-за отношений между Арменией и Азербайджаном

Edited by portenos
Link to comment
Share on other sites

Здравствуйте. Раньше много чего было. Листал недавно "Справочник Пассажира СССР" (не помню, откуда у меня, были знакомые в главной библиотеке РЖД, дарили много чего списанного, скорее всего оттуда) 1958 год. Самое экзотическое Мурманск-Батуми  3915 километров, через Ржев - 1 Белорусский. № 39/40, есть вагон-ресторан. Тарифная сетка общая для всех маршрутов. Для 3915 километров такой расклад

Жёсткий вагон/Мягкий вагон полный/детский

213/55/318/81

Link to comment
Share on other sites

 

 

Только до сих пор вряд ли поток для такого направления гарантирован из-за отношений между Арменией и Азербайджаном

 

Там на границе всё строго, из-за взаимной нелюбви проверяют с обеих сторон очень строго.

Link to comment
Share on other sites

Западнее Москвы идёт линия Лихославль-Ржев-Вязьма-Брянск, представляющая по карте удобный обход Москвы. Сейчас по ней регулярно ходят отдельными участками поезда Петербург-Смоленск и Москва-Вязьма-Брянск. И в Википедии написано, что раньше эта линия использовалась для поездов из Петербурга и с большего севера в южном направлении, в том числе на Чёрное море. Сам видел почти что на той линии во время СССР поезд Одесса-Архангельск, но он мог и через БМО идти. Возможно и сейчас существуют сезонные рейсы на юг через Вязьму-Брянск-Орёл или Калугу-Тулу, или всё через Москву и БМО идёт.

 

Не Москва - Вязьма - Брянск, а Москва - Гомель (ездил на нём в прошлом году из Москвы в Людиново). Сезонных летних рейсов ПДС между Вязьмой и Брянском последние годы нет.

Поезд Брянск - Ленинград (Санкт-Петербург) исторически ходил через Вязьму, а потом стал ходить по БМО (с 2000-х?).

 

А Армения теперь для ЖД - отрезанная территория?

Скорый Ереван - Батуми ходит. Грузовое движение между Арменией и Грузией весьма неплохое.

Link to comment
Share on other sites

И грузовое там есть. На югах в смысле. Вон страна 404 из политических соображений отправила эшелон через 2 парома до Казахско-Китайской границы. Шел около 2 недель.

Link to comment
Share on other sites

 

 

Скорый Ереван - Батуми ходи

Летом. С 15 июня до 1 октября. Сейчас не ходит.

 

 

 

Грузовое движение между Арменией и Грузией весьма неплохое.

если 2 пары в день неплохое, то да (по Грузии и Армении оно ещё хуже).
Link to comment
Share on other sites

  • 4 weeks later...

Из Воронежа, Пензы, Нижнего Новгорода до Черноморского Кавказа ИМХО более короткое расстояние через линию Воронеж - Ростов-на Дону. Так что там могли сезонные пассажирские поезда назначаться. И тут сказали уже про такие, хотя ходившие от Москвы. Но полагаю, не от Москвы тоже рейсы на юг были через упоминаемую линию

Link to comment
Share on other sites

  • 4 months later...

Вот что удалось найти из справочника 1990 года про поезда южного направления. Номера указывать не буду

Москва -Баку 16.13;19.05;0.50 с Курского вокзала

Москва-Батуми 13.46 с Курского

Москва-Бердянск 13.40 с Курского

Москва-Евпатория 13.35;8.48(летний) с Курского

Москва-Ейск 12.46(летний) с Курского

Москва-Ереван 21.59;9.50(летом через день) с Курского

Москва-Кисловодск 0.40;8.43 с Курского

Москва-Краснодар 6.53(летний) с Казанского

Москва-Адлер 22.05;0.25;0.31(летний);0.45(через день) с Курского.Возможно какой то из них шел до Сочи.

Москва-Симферополь 9.45;14.15;13.50(летний);20.26(летний) с Курского

Москва-Севастополь 11.40;20.10 с Курского

Москва-Сухуми 22.30;15.15(летом);0.10 (летом) с Курского

Москва-Тбилиси 17.00 с Курского

Москва-Ростов на Дону 19.05;12.30(летний)с Казанского

Москва-Феодосия 11.55;14.20 летний;21.10 летний. С Курского

Москва-Цхалтубо 21.35 с Курского

 

Как говорится,почувствуйте разницу! Ещё наверняка и небыли разобраны и не переведены многие станции за Серпуховым-Тулой в остановочные пункты...

Link to comment
Share on other sites

Керчи в списках поездов не было?



И грузовое там есть. На югах в смысле. Вон страна 404 из политических соображений отправила эшелон через 2 парома до Казахско-Китайской границы. Шел около 2 недель.

Кстати грузоотправители показали этому маршруту большой и толстый.

Link to comment
Share on other sites

Керчи в списках поездов не было?

 

Есть. В 12.10 летний с Курского+15.25 Москва-Мариуполь со всё того же Курского

И грузовое там есть. На югах в смысле. Вон страна 404 из политических соображений отправила эшелон через 2 парома до Казахско-Китайской границы. Шел около 2 недель.

 

Кстати грузоотправители показали этому маршруту большой и толстый.
Link to comment
Share on other sites

  • 1 month later...

Хочу задать вопрос знатокам, может, кто-то знает, тем более год совсем недавний.

Как я помню, в 2013 году существовал поезд Москва-Евпатория через Тулу. Интересное то, что он вроде как отправлялся с Киевского вокзала! Как он шёл от него в Тулу: через МК МЖД, Бекасово-Столбовую или через Калугу-Алексин? 

Link to comment
Share on other sites

@FanatOT, был с прибытием на Киевский. Шёл по БМО я на нем ездил в 2011году. Тут кстати писал
Link to comment
Share on other sites

@FanatOT, катался я на нём, через Бекасово - Столбовую он ехал.

А еще был один поезд с М-Киевской через Калугу, Сухиничи, Брянск, Льгов, Курск, Белгород в Симферополь.

Link to comment
Share on other sites

  • 1 year later...

 

 

Вот что удалось найти из справочника 1990 года про поезда южного направления. Номера указывать не буду

Москва -Баку 16.13;19.05;0.50 с Курского вокзала

Интересно как шёл тогда поезд Москва-Баку. Сейчас он идёт по построенной во время чеченских войн линии Кизляр-Махачкала, но тогда её не было. А тогда по-видимому через Ростов-на Дону, а от Москвы до него тоже через Украину. Сейчас же его наследники - ходящие по отдельным дням, но в одно и то же время поезда Баку-Ростов-на Дону и Баку-Харьков, был ещё Баку-Киев до украинских событий. Ещё раньше также Баку-Минск

Link to comment
Share on other sites

Вот что удалось найти из справочника 1990 года про поезда южного направления. Номера указывать не буду

Москва -Баку 16.13;19.05;0.50 с Курского вокзала

Москва-Батуми 13.46 с Курского

Москва-Бердянск 13.40 с Курского

Москва-Евпатория 13.35;8.48(летний) с Курского

Москва-Ейск 12.46(летний) с Курского

Москва-Ереван 21.59;9.50(летом через день) с Курского

Москва-Кисловодск 0.40;8.43 с Курского

Москва-Краснодар 6.53(летний) с Казанского

Москва-Адлер 22.05;0.25;0.31(летний);0.45(через день) с Курского.Возможно какой то из них шел до Сочи.

Москва-Симферополь 9.45;14.15;13.50(летний);20.26(летний) с Курского

Москва-Севастополь 11.40;20.10 с Курского

Москва-Сухуми 22.30;15.15(летом);0.10 (летом) с Курского

Москва-Тбилиси 17.00 с Курского

Москва-Ростов на Дону 19.05;12.30(летний)с Казанского

Москва-Феодосия 11.55;14.20 летний;21.10 летний. С Курского

Москва-Цхалтубо 21.35 с КурскогоКак говорится,почувствуйте разницу! Ещё наверняка и небыли разобраны и не переведены многие станции за Серпуховым-Тулой в остановочные пункты...

Были времена.... Ещё и 5 минут интервал между ПДС с Курского... Не указана куча допов в Крым и на ЧПК, с отправлением из Москвы посреди ночи или вообще ранним утром, со временем в пути в 1,5 раза дольше, чем обычные.

Link to comment
Share on other sites

а еще ведь с Курского уходила куча поездов на Украину... я вообще удивляюсь как там между ними втискивались собаки и соответственно сколько в них было народу... о соблюдении графика естественно умолчим ))

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
 Share

×
×
  • Create New...

Important Information

We have placed cookies on your device to help make this website better. You can adjust your cookie settings, otherwise we'll assume you're okay to continue.