Jump to content

Причины развития ОТ в разных районах Москвы


Recommended Posts

Доброе утро!
Специально создала аккаунт на этом форуме (хотела это сделать ещё год назад, но мне почему-то не приходило письмо с подтверждением), так как я уже более 30 лет изучаю историю пассажирского транспорта Москвы и хотела бы задать участникам этого форума такой вопрос.

 

Кто как думает, почему на протяжении прошлого века в разных районах Москвы по-разному развивалась транспортная инфраструктура?
Вот меня, например, больше всего интересует район нынешнего Западного административного округа, точнее его территория в границах между МКАД, Крылатским, Москвой-рекой, ул. Барклая и Киевской ЖД. Мне непонятно, почему там почти никогда не ходил трамвай (точнее, была всего одна линия в Филях, но её закрыли ещё в начале 1960-х годов) и до закрытия в Москве троллейбусной сети было только два её маршрута - 19 в Крылатском и 54 на Большой Филёвской); при этом никогда не было троллейбуса на Кутузовском пр-те западнее пл. Победы и на Можайском шоссе, а также на Минской ул. и Аминьевском ш.
Ещё похожая историческая ситуация в своё время была на севере Москвы в нынешних САО и СВАО за пределами Окружной ЖД - только одна трамвайная линия (нынешний 17-й маршрут в Медведкове) и всего два троллейбусных маршрута вне "шоссейных" улиц (58 на Фестивальной и 80 на Лескова и Широкой), а на таких улицах, как Онежская, Череповецкая, Декабристов, Берёзовая аллея и Лётчика Бабушкина троллейбуса никогда не было.

 

А ещё мне любопытно, почему так исторически сложилось, что из ныне сохранившихся трамвайных линий Москвы большинство находится в Восточном округе столицы, в то время как в Западном, как я уже писала выше, их нет и никогда особо раньше не было. В Юго-Восточном округе в районах Рязанского, Волгоградского проспектов и Люблинской улицы трамвая тоже никогда не было.
И почему трамвайная сеть Строгинского (Краснопресненского) депо с середины 70-х годов прошлого века изолирована от остальной сети.

 

Ну и ещё хотелось бы поинтересоваться, почему между некоторыми соседствующими районами Москвы либо нет, либо не было до недавнего времени прямой транспортной связи как в плане маршрутов НОТ, так и в плане автодорог. Например, до открытия Бирюлёвской эстакады были изолированы друг от друга Западное и Восточное Бирюлёво, и проехать между ними можно было только через МКАД.
И вообще через Павелецкую ЖД от развилки Каширского и Варшавского шоссе вплоть до самой МКАД не было никаких проездов до начала этого века (пока не открыли Нахимовский тоннель, и то первые десять лет там ходил только один 219 автобус).
И в то же время до сих пор нет ни одного проезда через Ярославскую ЖД между Северянинским путепроводом и МКАД, и район Ярославского шоссе откровенно "изолирован" от остальной Москвы ЯрЖД и Лосиным островом.

 

Из районов, между которыми есть не одна прямая дорожная связь, но в то же время плохая связь маршрутов НОТ, самым ярким примером выглядят районы ВДНХ и проспекта Мира с нынешним Восточным округом.
Сейчас между ними напрямую ходят только два трамвая (11 и 25) и 311 автобус, и то 25-й трамвай ходит только по территории парка "Сокольники", а у 311-го между метро "ВДНХ" и Ростокинским проездом только одна остановка. При этом 265 автобус, связывающий Рижский вокзал с Рокоссовкой, ходит по очень маленькому кусочку проспекта Мира, а электробус т14 (бывший 14-й троллейбус) идёт жутким крюком через Комсомольскую площадь.
Почему, например, нет прямого маршрута через Рижскую эстакаду от Сокольников до Алексеевской, Шереметьевской или хотя бы до Савёловской (как раньше 669)?
А ещё нет прямого маршрута, связывающего ВДНХ по проспекту Мира с Сущёвским валом или Трифоновской (как бывший 5-й трамвай).
Ещё очень странно, что нет прямой связи района Рязанского проспекта через ул. Юности с жёлтой линией метро - 133 и 208, связывающие Новогиреево с РП, идут только до платформы Новогиреево, а к одноимённому метро не подходят.
До 2009 года никогда не было прямой связи между метро "Речной вокзал" и "Алтуфьево", несмотря на то, что она сама собой напрашивалась.
А почему даже в советское время не было прямой связи Большой Академической улицы и Савёловского вокзала? Почему туда нельзя было пустить, к примеру, 57-й троллейбус с постройкой линий на 3-м Нижнелихоборском пр-де и ул. Линии Октябрьской ЖД?
А также автобуса или троллейбуса от Большой Академической в сторону м. Речной вокзал.

 

Мне ещё интересно, почему даже во времена троллейбуса целых три его маршрута в Измайлове (23, 51, 55) были очень короткими и по сути связывали восточную часть Измайлова с метро "Измайловская" и "Первомайская". Почему нельзя было, например, объединить их с линиями на Первомайской и Хабаровской улицах?
То же самое и с троллейбусными линиями на пр-те Будённого и ш. Энтузиастов.
Ну и по мелочи - до сих пор нет некоторых напрашивающихся трамвайных маршрутов, например, от Медведкова до Сокольников, от Университета до Нагатина и от Останкина через Сокольники до Белорусской/Новослободской (почему туда нельзя продлить 25-й?).

 

Я, конечно, догадываюсь, что все вышеупомянутые темы уже наверняка обсуждались на этом форуме, но тем не менее считаю, что общая тема для обсуждения истории развития транспортной сети Москвы нашему форуму явно не помешает. :)
В общем, жду ответов. :)
P. S. Я новичок на форуме, поэтому если что написала не так, попрошу не кидаться. :)

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

24 минуты назад, Ashley сказал:

Я, конечно, догадываюсь, что все вышеупомянутые темы уже наверняка обсуждались на этом форуме, но тем не менее считаю, что общая тема для обсуждения истории развития транспортной сети Москвы нашему форуму явно не помешает

На форуме уже существуют общие темы:

 

И другие, более узкие. Не вижу никакого смысла делать ещё одну тему на этот счёт.  Все обозначенные вопросы при желании можно обсудить в них.

Edited by awdeew
Link to comment
Share on other sites

Я немного не совсем поняла, зачем сначала отклонили мою тему и в то же время после этого опубликовали, но я не нашла на этом форуме темы конкретно о ПРИЧИНАХ развития ОТ в разных районах Москвы. 🤨

Link to comment
Share on other sites

3 hours ago, Ashley said:

Я немного не совсем поняла, зачем сначала отклонили мою тему и в то же время после этого опубликовали, но я не нашла на этом форуме темы конкретно о ПРИЧИНАХ развития ОТ в разных районах Москвы. 🤨

Вряд ли участники форума могут знать ответы на поставленные вопросы - в лучшем случае мы были в те времена детьми. Что-то можно только предполагать (про трамвайную сеть я написал). И также надо понимать, что развитие НОТ не было частью хорошо продуманного стратегического плана. Это было сочетание новых маршрутов в новые районы с исторически сохранявшимися маршрутами и с изменениями для "затыкания дыр" 

Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, Ashley сказал:

Я немного не совсем поняла, зачем сначала отклонили мою тему и в то же время после этого опубликовали

Различие мнений среди администрации.

Link to comment
Share on other sites

6 часов назад, Ashley сказал:

но я не нашла на этом форуме темы конкретно о ПРИЧИНАХ развития ОТ в разных районах Москвы.

Причин всегда было две:

а) желание левой пятки начальника и 

б) возможности этого начальника, т.е. сколько ему удалось выбить бабла на свои хотелки: выбил мало - построили троллейбусную линию, много - трамвайную, не выбил ничего - пустили автобус

Link to comment
Share on other sites

В 23.01.2024 в 06:58, Ashley сказал:

Например, до открытия Бирюлёвской эстакады были изолированы друг от друга Западное и Восточное Бирюлёво, и проехать между ними можно было только через МКАД.

Предположу, что при планировании не учитывался взрывной рост автомобилизации, т.е.считалось, что для уровня автомобилизации, который был в СССР, и той численности населения Москвы достаточно было МКАД, а строить много эстакад оказывалось дорого и неэффективно. То же и по другим упомянутым направлениям, и не только по ним, например ещё по Савёловскому.

В 23.01.2024 в 06:58, Ashley сказал:

Почему, например, нет прямого маршрута через Рижскую эстакаду от Сокольников до Алексеевской, Шереметьевской или хотя бы до Савёловской

То, что есть на этом участке ТТК, стояло и стоит в пробках. А сейчас есть БКЛ.

Link to comment
Share on other sites

7 минут назад, Чебурашка сказал:

Поэтому с середины 70х стали строит ТТК да? Савёловской развязки для тех лет явно было избыточно

Я не про середину 70-х. А в середине 70-х ни на Савёловской, ни на Шереметьевской не было метро, вероятно в тех местах решались более приоритетные задачи. Для Алексеевской видимо хватало (или кто-то решил, что хватало) маршрутов до Рижского вокзала и трамвая до ВДНХ.

Link to comment
Share on other sites

2 hours ago, Higre said:
On 1/23/2024 at 6:58 AM, Ashley said:

Почему, например, нет прямого маршрута через Рижскую эстакаду от Сокольников до Алексеевской, Шереметьевской или хотя бы до Савёловской

Expand  

То, что есть на этом участке ТТК, стояло и стоит в пробках. А сейчас есть БКЛ.

Были до 1993 года. Сначала 84, затем 669

Edited by AE777
Link to comment
Share on other sites

5 часов назад, AE777 сказал:

Были до 1993 года. Сначала 84, затем 669

Я вообще-то написала про 669 в первом посте :)

 

 

 

И вот ещё хотела спросить про метро.

Почему так сложилось, что в конце 1950-х годов не стали продлевать на запад синюю линию (АПЛ), а вместо неё построили новую наземную Филёвскую с перезапуском старого участка?

И только в 2003 году открыли станцию Парк Победы на АПЛ.

 

Вроде где-то читала, что это было вызвано целями удешевления строительства, но тогда странно, что других подобных наземных линий в советское время не открыли...

Edited by Ashley
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Ashley сказал:

Вроде где-то читала, что это было вызвано целями удешевления строительства, но тогда странно, что других подобных наземных линий в советское время не открыли...

Ещё открыли такой же участок после станции "Измайловская", но меньше размером. Дальше, возможно, проявились трудности в обслуживании, и перешли на сороконожки.

Link to comment
Share on other sites

13 hours ago, Higre said:
15 hours ago, Ashley said:

Вроде где-то читала, что это было вызвано целями удешевления строительства, но тогда странно, что других подобных наземных линий в советское время не открыли...

Expand  

Ещё открыли такой же участок после станции "Измайловская", но меньше размером. Дальше, возможно, проявились трудности в обслуживании, и перешли на сороконожки.

Хрущев тоже погнался за километражом и количеством  новых станций, как сейчас вогул. А почему перестали - я слышал версию, что это было связано с ростом геополитической напряжённости, а открытые линии более уязвимы для авиаударов и не могут использоваться как бомбоубежища. 

Link to comment
Share on other sites

3 минуты назад, AE777 сказал:

А почему перестали - я слышал версию, что это было связано с ростом геополитической напряжённости, а открытые линии более уязвимы для авиаударов и не могут использоваться как бомбоубежища. 

Да, интересная версия. И после этого до Бутовской линии наземных участков практически не было.

Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, Higre сказал:

Да, интересная версия. И после этого до Бутовской линии наземных участков практически не было.

А ТКЛ?

Метро советского периода мне кажется можно и шире рассматривать, поэтому надо вспомнить, когда киевские открытые участки появились. 

Link to comment
Share on other sites

38 минут назад, Паштет сказал:

А ТКЛ?

 

3 часа назад, Higre сказал:

практически

 

Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, AE777 сказал:

А почему перестали - я слышал версию, что это было связано с ростом геополитической напряжённости, а открытые линии более уязвимы для авиаударов и не могут использоваться как бомбоубежища.

да станции мелкого заложения почти так же уязвимы... я думаю все гораздо проще - открытые участки Филевки строились в чистом поле, такого позже нигде не было... а еще открытая линия метро это дополнительное препятствие для передвижения... а еще шум...

Link to comment
Share on other sites

Только что, Паштет сказал:

А ТКЛ?

Метро советского периода мне кажется можно и шире рассматривать, поэтому надо вспомнить, когда киевские открытые участки появились. 

Тоже в 1960-х, одновременно с ФЛ в Москве. Еще открытый участок 1960-х есть в Тбилиси, 1980-х в Ереване

Link to comment
Share on other sites

Ещё хотела бы спросить: а прочему долгое время (с 1940-х и до 2019 года) не было никакого транспорта на Измайловском шоссе между пр-том Будённого и Окружным проездом?

(прошу прощения, если ошиблась, просто давно уже ничего не слышала про историю того района)

Link to comment
Share on other sites

Потому что никому он не был там нужен: ни властям, ни жителям. И если б не соптимизировали женскую консультацию в Измайлове, то и сейчас бы ничего там не ходило. Впрочем, этот транспорт и сейчас чешет там без остановок, точнее, всего с одной, в то время, как на параллельной Щербаковке этих остановок две, а на Вольной - три...

А вообще, по восточному куску Измайловского шоссе 22-й троллейбус ходил всю жизнь

Edited by igla
  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

7 hours ago, Ashley said:

Ещё хотела бы спросить: а прочему долгое время (с 1940-х и до 2019 года) не было никакого транспорта на Измайловском шоссе между пр-том Будённого и Окружным проездом?

(прошу прощения, если ошиблась, просто давно уже ничего не слышала про историю того района)

Не совсем верно. В начале 80-х на период закрытия движения по части Вольной ул. там ходили маршруты 36 и 141 следующим образом: Измайловское шоссе - Окружной пр. - Вольная ул. - 2-й Вольный пер. - 9-я ул. Соколиной Горы - Окружной пр. Изменение было длительным, были оборудованы остановки, хотя и без павильонов. После этого временного изменения маршруты были восстановлены не в первоначальном виде по всей Вольной ул., а через 10 ул. Соколиной Горы, как и сохранилось до настоящего времени

 

7 hours ago, igla said:

Потому что никому он не был там нужен: ни властям, ни жителям.

Да. Там нормальная пешая доступность до трамвая на Щербаковской ул.

 

7 hours ago, igla said:

Впрочем, этот транспорт и сейчас чешет там без остановок, точнее, всего с одной

Даже те, кто живет прямо рядом с этой остановкой, им не пользуются. Слишком непредсказуемый

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

В 23.01.2024 в 06:58, Ashley сказал:

я уже более 30 лет изучаю историю пассажирского транспорта Москвы и хотела бы задать участникам этого форума такой вопрос.

выглядит, конечно, странным, что за 30 лет на многие вопросы вы не смогли ответить. На многое ответить нельзя в силу бюррократических проволочек и интриг. За эти 30 лет либо выставлено в интернете, либо Мы можем только догадываться. Кто как продвигал идеи строительства новых линий электротранспорта - точно всех деталей не знаем
Почему в ЗАО не имел развития троллейбус - сложно понять. Вообще Троллейбус должного развития не получил в силу отсутствия нормальных парков  - сперва либо строили временно, либо занимали трамвайный парк.  Возможно третьему парку банально не хватало мощностей - и по Можайскому шоссе троллейбус был, видимо, по реализации в последней очереди. Возможно сказалось объединение с автобусным парком.
И в итоге троллейбус ходил с открытием мостов через Москва-реку. С 54 возможно был бы трамвай, но выиграл троллейбус - может железнодорожные мосты не такие высокие. С 19 маршрутом - это общая тенденция того времени - новый мост, эстакада и там троллейбус.
По лётчика Бабушкина - был переезд электрофицированной железной дороги.
По САО - скорее всего за Михалково там был старый мост и ждали реконструкции. В 1986 кажется построили современную эстакаду, но без трамвая. На метро Водный стадион, видимо, сыграло наличие ЛЭП как для трамвая, так и для троллейбуса.

Трамвая нет в ЗАО - так как есть Москва-река. Исторически с 18 века город развивался на восток. Трамвай в Текстильщиках , Люблино должен был появится, но стали активно строить метро во времена Хрущёва. Ходят различные легенды о наличии рельсов по Волгоградке. А до этого причина стопора до 50-х годов - отсутствие мостов или они непригодные для трамвая.
Не было автодорог - следовательно не было денег, не были в приоритете  данные проекты.
Из ВДНХ достаточно трамвая - либо не хватало мощностей на Галушкина, либо сильно перегружен был выезд с Галлушкина на проспект Мира - раньше к депо имени  Баумана ехать было через разворот

С эстакады Рижской - тогда пускали определённый маршрут на эстакадах и на этом успокаивались. Сделали сперва объединение 84+71, потом быстро разбили на 84 и появился 265, а потом ещё разбили 84 и появился 669
Нет прямого с ПМ в Марьину рощу - так как был трамвай 5 и не было прямого выезда на Сущёвский вал
эстакада у Вешняках - пустили один маршрут 208 от РП, потом продлили 133 - который был больше для связи с железной дороги и Гольяново.. Они ровесники с Рижской и если проследить, просмотреть то пуск новых дорог был одинаков в эти годы. Пускали сперва один маршрут

Очень сложно всё обсуждать - город большой. Смысл будет в том случае - если первое сообщение можно будет редактировать. Разбить по районам, как сейчас есть или как-то по своему. А так это будут теряться, повторяться. И если вы можете редактировать первое сообщение - то будет весьма интересно. Если нет, то затеи в ней нет смысла

Edited by Некиш
Link to comment
Share on other sites

11 часов назад, Некиш сказал:

потом быстро разбили на 84 и появился 265, а потом ещё разбили 84 и появился 669

Насколько я помню, одновременно с сокращением 84 до Рижского пустили 669 Савеловский-Сокольники, и 265 от Сокольников до Рижского продлили. 

Link to comment
Share on other sites

В 27.01.2024 в 13:25, Higre сказал:

Да, интересная версия. И после этого до Бутовской линии наземных участков практически не было.

А Коммунарка как же? Ещё и Мичуринский проспект туда же. 

В 26.01.2024 в 06:31, Ashley сказал:

Я немного не совсем поняла, зачем сначала отклонили мою тему и в то же время после этого опубликовали, но я не нашла на этом форуме темы конкретно о ПРИЧИНАХ развития ОТ в разных районах Москвы. 🤨

На западе Москвы жило много не простых людей, и они якобы не хотели троллейбуса. Тут больший вопрос. В Новокосино были и парк и линия троллейбуса с 2002 года, но при этом не было маршрута. А в дометровские времена он был бы совсем не лишним. 

Link to comment
Share on other sites

45 минут назад, Аккорд1970 сказал:

А Коммунарка как же? Ещё и Мичуринский проспект туда же. 

Бутовскую линию открыли в 2003.

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Аккорд1970 сказал:

На западе Москвы жило много не простых людей, и они якобы не хотели троллейбуса.

ерунда по-моему... чем он для них хуже автобуса?

Link to comment
Share on other sites

Провода мешают наслаждаться пейзажем😁

  • Haha 1
Link to comment
Share on other sites

7 minutes ago, Аккорд1970 said:

Провода мешают наслаждаться пейзажем😁

Ну, в Крылатское пустили Тб19, а там тоже непростые люди живут

Link to comment
Share on other sites

24 минуты назад, Аккорд1970 сказал:

Провода мешают наслаждаться пейзажем😁

 

Да ладно, ерунда это всё. Тем более в советское время. Наоброт, троллейбус тогда был модным и современным видом транспорта. И прежде всего пускался в районы часто в те же престижные районы юго - запада. 

     Вот ещё насчёт гремящего трамвая, возможно, и были предубеждения. Но тоже это был один из последних мешающих строительству факторов. Во всяком случае до 1991 года. 

Link to comment
Share on other sites

4 часа назад, Аккорд1970 сказал:

На западе Москвы жило много не простых людей

 

Я всю жизнь думала, что "непростые" люди живут в основном на востоке и юго-западе Москвы :)

Edited by Ashley
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
×
×
  • Create New...

Important Information

We have placed cookies on your device to help make this website better. You can adjust your cookie settings, otherwise we'll assume you're okay to continue.