Jump to content

Трамвайные и троллейбусные "однопутки"


Recommended Posts

Что-то мне говорит, что живых однопутных участков ГЭТ почти нигде не осталось. Но история их появления и исчезновения может быть интересной.

Давайте припомним, в каких городах были участки, на которых для перевозки пассажиров один путь использовался в 2 направлениях.

Трамвайные однопутки 

1) В Новосибирске когда-то не было ЖД путепровода через Красный проспект на границе Центрального и Заельцовского района. Трамвай из центра в сторону пл. Калинина часть маршрута проходил по улице Ленской. В месте пересечения с ЖД был узенький "тоннель" под путями и помещался в нем всего 1 путь. Тоннельчик этот можно посмотреть и сейчас. но проехать по нему может разве что детская коляска, поскольку с одной стороны у него выход - лестница. Длина однопутного участка в пределах 50 м.

2) В Кемерово старый городской мост через Томь имел 2 полосы для автотранспорта и 1 путь для трамваев. По концам были стрелки с подпружиненными остряками, чтобы при выезде всегда сворачивать направо. И автоматические светофоры. Ориентироваться можно было только по светофорам, поскольку на середине моста был "перевал" и с одного конца моста другой не было видно. Длина однопутного участка - около 500 м. 

 

Троллейбусные !!! 

Вы спросите, а это как? Сам когда увидел , глазам не поверил. Из-за какой-то стройки в Свердловске была резко сужена проезжая часть в южном конце улицы Свердлова (перекресток с Мельковской). Троллейбус, подъехавший со стороны вокзала, мог перед сужением развернуться и уехать обратно. Но на этом развороте было смонтировано пересечение КС, водитель подъезжал, немного поворачивал направо, потом переносил штанги на перпендикулярные провода, трогался и ехал по однопутному участку. В обратном направлении, подъехав к пересечению, переставлял штанги с однопутки на петлю. Что там у него было с реверсом, посмотреть не удалось. Хотелось бы, чтобы свердловчане подсказали, что там строилось, долго ли работала такая схема и какой длины был однопутный участок. Я видел эту схему в 1980 г.

 

 

Link to comment
Share on other sites

В Екатеринбурге по сей день однопутным является участок трамвайной линии маршрута 11 (3 км - от пересечения Татищева/Викулова вплоть до разворотного кольца "Зелёный Остров").

Системы в Краснотурьинске и Волчанске сюда же.

Edited by ТГМ4А-0963
Link to comment
Share on other sites

19 часов назад, Старый_брюзга сказал:

Давайте припомним, в каких городах были участки, на которых для перевозки пассажиров один путь использовался в 2 направлениях.

В Саратове было несколько таких трамвайных маршрутов.

№ 2 - второй путь на участке Тульская - НПЗ появился в 1964 году.

№ 4 - второй путь появился в 1965 году, до этого маршрут был полностью однопутный, с одним разъездом. Самое интересное - остановка "Разъезд" существует до сих пор!

№ 9 - второй путь появился в 1963 году, до этого маршрут был частично однопутный.

Все эти маршруты действуют.

P.S. "Одвупучивание" по уже не существующим маршрутам я не упомянул.

 

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

  • 2 months later...

В Пятигорске 1 трамвай часть маршрута - однопутка. Плюс мост который видно с ж/д раньше там точно была однопутка. 
В Евпатории же вроде вообще большая часть системы однопутка с разъездами. 

Link to comment
Share on other sites

Ногинск фактически весь, с несколькими разъездами, многоие из которых не использовались много лет.... 

А на троллейбусах ... Если два комплекта проводов, то это не однопутка... а с перекрещиванием штанг конечно иногда маневрировали, но вряд ли это могло быть для пассажирского использования

Link to comment
Share on other sites

Думаю, можно упомянуть здесь и условно однопутный участок трамвайных маршрутов Б и 24 в Сыромятниках.

22 часа назад, gusakyur сказал:

Ногинск фактически весь, с несколькими разъездами, многоие из которых не использовались много лет.... 

Я бы сказал, уже все не используются много лет.

Link to comment
Share on other sites

Косая Гора в Туле и соломбальские линии в Архангельске уже утрачены, равно как и Ногинск (почти). Они были с разъездами. В берлинских пригородах есть трамвайный маршрут 87, Рансдорф-Вольтерсдорф, однопутка. На линии двусторонняя Гота, как в Евпатории прям на вокзальной линии (тоже однопутка). В Конотопе должны сохраниться, наверное. Однопутные участки есть в Риге и Даугавпилсе. Вообще, по миру немало, наверное, наберется.

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, SergVS сказал:

Вообще, по миру немало, наверное, наберется.

 

В Дрездене есть несколько мест, где однопутка с разъездами. Как минимум одно место в Праге есть. 

Edited by rvu
Link to comment
Share on other sites

5 часов назад, rvu сказал:

 

В Дрездене есть несколько мест, где однопутка с разъездами. Как минимум одно место в Праге есть. 

Ага, про эти что-то забыл... Зато вспомнил еще музейную линию в Мальме, линии в пригороды Инсбрука (маршруты 6 и 10). Так что полный список точно не маленький окажется.

Link to comment
Share on other sites

Lidingöbanan в Стокгольме. Хотя при последней реконструкции часть однопутных участков ликвидировали, как минимум один остался, там где движение меняется с правостороннего на левостороннее. Правда, это считается железной дорогой, но ходят там трамваи. 

Link to comment
Share on other sites

12 часов назад, SergVS сказал:

как в Евпатории прям на вокзальной линии (тоже однопутка).

Когда я там был несколько лет назад, туда выпускали Tatra KT4 со второй кабиной.

Link to comment
Share on other sites

В австрийском Бадене "последняя миля" по городу однопутная, с одним разъездом и двухпутном тупиком, несмотря на то, что остальная линия до Вены двухпутная.

Link to comment
Share on other sites

9 часов назад, Паштет сказал:

Ну почти, там сплетение путей было, как и у Курского.

Сначала сплетение, потом однопутка, так как на сплетении было невозможно сделать стрелку для заезда на временный круг. Однопутка на Пресненской сети была у стадиона Юных пионеров.

Link to comment
Share on other sites

17 часов назад, rvu сказал:

 

В Дрездене есть несколько мест, где однопутка с разъездами. Как минимум одно место в Праге есть. 

Просьба, подскажи, где именно в Праге однопутка. Обожаю этот город, много по нему поездил, но конкретно длинную однопутку там не помню.

Или имеется в виду коротенький участок на линии 22 трамвая, где-то между Карловым мостом и метро Malostranská ? Там подобие арки некоей мне вспоминается....

Link to comment
Share on other sites

10 часов назад, rvu сказал:

Lidingöbanan в Стокгольме. 

О, про этот тоже забыл. В начале на мосту через пролив там однопутка, дальше два пути, а до конца не ездил.

 

4 часа назад, Shanin сказал:

Однопутка на Пресненской сети была у стадиона Юных пионеров.

Когда?

Link to comment
Share on other sites

6 часов назад, SergVS сказал:

дальше два пути, а до конца не ездил.

 

Потом один перегон с однопуткой, за которым движение меняется на левостороннее. 

Link to comment
Share on other sites

22 часа назад, SergVS сказал:

Когда?

В марте 1968 года в связи со строительством тоннеля по Беговой улице под Ленинградским проспектом была снята трамвайная линия вокруг стадиона Юных пионеров (по Беговой улице и Ленинградскому проспекту), таким образом, ликвидирована трамвайная петля вокруг стадиона, а с южной стороны стадиона был организован однопутный перегон длиной около 200 метров с подпружиненными стрелочными переводами и светофорной сигнализацией.

Весной 1987 года там был уложен второй путь, до этого все нулевые рейсы Краснопресненского депо проходили по однопутному перегону.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

В 27.10.2020 в 23:31, Shanin сказал:

Весной 1987 года там был уложен второй путь, до этого все нулевые рейсы Краснопресненского депо проходили по однопутному перегону.

Спасибо! Пользоваться этими нулевыми рейсами я стал несколько позже, и не застал эту московскую однопутку. Странно, что до сих пор о ней даже не слышал.

Link to comment
Share on other sites

18 часов назад, SergVS сказал:

Спасибо! Пользоваться этими нулевыми рейсами я стал несколько позже, и не застал эту московскую однопутку. Странно, что до сих пор о ней даже не слышал.

Фотографии этой однопутки сохранились и с КМ, и с Татрой. Там долго сохранялась ещё одна особенность. Поскольку первоначально это был круг вокруг стадиона, два пути первоначально использовались для движения в одну сторону (к Беговой), и расстояние между ними в районе здания конечной станции было больше стандартного. Потом при ремонте их переложили.

Link to comment
Share on other sites

11 часов назад, Паштет сказал:

А конечная станция была и для трамваев и для троллейбуса? Я правильно понял, что речь про 1-й Боткинский?

Да.

Link to comment
Share on other sites

  • 1 month later...

Он там односторонний. В Москве тогда тоже есть однопутный участок по Нововоротниковскому переулку.

Link to comment
Share on other sites

Где начинается, и где заканчивается разворотное кольцо в нововоротниковском, я не готов ответить, ибо не считал его разворотным кольцом (путевого развития там и нет). Хорошо, другой аналог - Бульварное кольцо: пути друг от друга идут на приличном удалении. Кстати, тот однопутный-односторонний участок на Луначарского сейчас не используется.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...

Important Information

We have placed cookies on your device to help make this website better. You can adjust your cookie settings, otherwise we'll assume you're okay to continue.